В конце июня — первые дни июля появилось сразу несколько свидетельств ожидания ФРГ развития событий на ливано-израильской границе по сценарию перехода к полномасштабному вооруженному конфликту. Согласно сообщениям авиакомпании Lufthansa, обнародованным в начале недели, до 31 июля будут приостановлены все ночные рейсы в Бейрут и обратно, что перевозчик обусловил нарастанием конфронтации между ЦАХАЛом и «Хизбаллой». С 26 июня федеральное внешнеполитическое ведомство ужесточило предупреждение о посещении Ливана, рекомендовав всем гражданам ФРГ «срочно покинуть» данную страну ввиду невозможности «исключать дальнейшее обострение ситуации и расширение конфликта», а также «повышенного риска террористических атак», целью которых могут стать иностранцы. Наконец, в немецких СМИ даже появились предположения о вероятной дате начала израильской операции против ливанской шиитской группировки, старт которой ожидается журналистами во второй половине текущего месяца.
Министр иностранных дел ФРГ А.Бербок ранее неоднократно озвучивала собственные соображения по поводу обстановки на северных границах Израиля, подчеркивая, что «еще одна война будет означать региональную эскалацию таких масштабов, которые мы с трудом представляем». С целью внести практический вклад в стабилизацию обстановки на минувшей неделе глава федерального внешнеполитического ведомства посетила Израиль и Ливан, сделав в ходе данного визита несколько важных замечаний. Так, с точки зрения представительницы коалиции О.Шольца, ливанские власти разделяют представления Берлина и других нерегиональных партнеров, однако не имеют эффективных рычагов воздействия на «Хизбаллу». Основным же источником напряженности А.Бербок сочла Иран.
В связи с этим глава МИД ФРГ призвала к скорейшему поиску дипломатического решения для набирающего обороты ливано-израильского противостояния. С этой целью она сочла необходимым прежде всего обеспечить установление режима прекращения огня в зоне операции ЦАХАЛа «Железные мечи» в секторе Газа, поскольку, с ее точки зрения, «это успокоит северный фронт». Для мотивации палестинской стороны к принятию условий сделки было объявлено о дополнительном пакете гуманитарной помощи Берлина на сумму 19 млн евро для населения Газы. В более широком смысле была высказана необходимость продемонстрировать Ирану всеобщее сопротивление подогреваемому им началу открытого конфликта. Впрочем, какими средствами Германия будет пытаться это достичь, министр не сказала. Вероятнее всего речь может идти об ужесточении санкций, прежде всего в отношении КСИР.
Не забыла член коалиции «светофор» упомянуть и о важности политических реформ в Ливане, которые позволили бы обеспечить эффективное воздействие на «Хизбаллу» изнутри страны, что, как было сказано выше, по мнению А.Бербок, в настоящий момент отсутствует. Кроме того, Бейруту также была выделена дополнительная гуманитарная помощь в размере 18 млн евро, что, судя по всему, призвано внести вклад в смягчение социально-экономического кризиса и как следствие снизить остроту радикальных настроений в обществе.
Добиваться поставленных задач ФРГ планирует, по словам А.Бербок, в сотрудничестве с США и Францией. Кроме того, в минувший четверг 534 голосами «за» Бундестаг поддержал продолжение вовлеченности Бундесвера в миссию ООН в Ливане UNIFIL. Агитируя парламентариев в поддержку положительного решения, глава МИД ФРГ сфокусировалась на том, что UNIFIL является «единственным каналом связи между израильскими и ливанскими вооруженными силами». Коллега А.Бербок по партии «Зеленых», немецкий исламовед Л.Кадор, в свою очередь, обратила внимание депутатов на то, что миссия ООН необходима для предотвращения войны, которая «особенно сильно ударит по тем, кто уже больше всего страдает в экономически разрушенном и политически парализованном Ливане», имея в виду сирийских и палестинских беженцев. При этом можно предположить, что депутат намекала таким образом и на риски их последующего прибытия в Европу.
Стоит отметить, что на перечисленных министром иностранных дел перечень опасностей, которые видят в Германии в связи с напряженностью между Израилем и «Хизбаллой», не заканчивается. Так, немецкие обозреватели и эксперты обращают внимание на активизацию Турции, президент которой Р.Т.Эрдоган сказал, что «Израиль, разрушивший сектор Газа, теперь нацелился на Ливан». Помимо противоречий внутри НАТО с входящей в Альянс Турцией подобное развитие событий вызывает обеспокоенность относительно партнера ФРГ по ЕС и Израиля по энергетическим проектам в Восточном Средиземноморье – Кипра, угрозы в адрес которого поступили как от «Хизбаллы», так и от Анкары. Растущее вовлечение островного европейского государства в ближневосточный конфликт, по мнению немецких исследователей, вероятно, стало результатом укрепления отношений Иерусалима и Никосии в области безопасности, включая совместные учения, имитировавшие сценарий противостояния с Ливаном. Кроме того, существенную роль сыграло предполагаемое задействование британских военных баз на Кипре для поддержки Израиля.
В целом несмотря на довольно алармистскую риторику как федерального Министерства иностранных дел, так и немецких СМИ, правительство Германии пока, как кажется, все же не следует по наиболее негативному сценарию, свидетельствующему о неизбежности полномасштабного конфликта между Израилем и «Хизбаллой». Доказательством тому можно считать отсутствие сообщений об оперативной готовности эвакуационной группы Бундесвера, которая направлялась Министерством обороны ФРГ на Кипр в ноябре 2023 г., но затем большая ее часть была вскоре отозвана.
Это дает основания предположить, что правительство О.Шольца и особенно МИД под руководством А.Бербок используют сложившуюся обстановку и во многом сознательно привлекают внимание к этой горячей точке региона для вовлечения в дипломатические усилия на данном треке. Для Берлина в целом подобные шаги могут способствовать упрочению позиций на Ближнем Востоке и сближению с США в условиях ослабления французского влияния, вызванного переориентацией Парижа на внутриполитическую повестку. При этом в определенной степени ФРГ может взять реванш за то, что своими активными усилиями после взрыва в порту Бейрута в августе 2020 г. Пятая республика и лично ее президент Э.Макрон не позволили немецкой стороне закрепиться в Ливане. Для А.Бербок челночная дипломатия представляет собой шанс стабилизировать собственное положение в правительстве и партии «Зеленых», пошатнувшееся в силу критики по ряду иных направлений, включая Иран, а также перехода африканского вектора под фактический контроль смежных ведомств, прежде всего Министерства экономического сотрудничества и развития.