Созданная полтора года назад коалиция Биньямина Нетаньяху из партий правого и ультраправого толка должна была стать локомотивом для продвижения всех личных и политических планов премьер-министра. В принципе в начале ее работы так и было. Ультраортодоксальные партии получив обещанные им бюджеты безропотно поддержали все предложения по правовой реформе. На первом этапе работы коалиции ультраправые партии представляющие в основном интересы поселенцев и крайне радикальных слоёв общества были готовы удовлетвориться получениями ими министерскими портфелями и бюджетами и не создавали особых проблем. В принципе на такое отношение своих коалиционных партнёров и рассчитывал Биньямин Нетаньяху. Он как бы действовал согласно еврейской пословице: «Если проблему можно решить деньгами, то это не проблема, а это расходы». А понести расходы, за счет государственной казны Нетаньяху был всегда готов.
В принципе эта позиция всегда была в основе управления Нетаньяху коалицией. Однако ранее когда в нее входили и правый и центристы и даже левые, ему удавалось нейтрализовать как ультраправые, так и ультралевые пожелания своих партнеров, как бы стравливая их между собой и заставляя приходить к компромиссу путем снятия с повесток дня самых проблематичных законопроектов. Однако сейчас находясь в ультраправой коалиции у него нет возможностей путем коалиционных договоренностей между партиями нейтрализовать завышенные амбиции ультраправых.
При этом развернувшиеся события после террористической атаки ХАМАСа 7 октября и начало военной операции как в секторе Газа, так и на севере Израиля против «Хизбаллы» резко изменило отношения ультраправых членов правительства к положению дел как в стране, так и к решениям коалиции. И главной проблемой Нетаньяху стал министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир.
С одной стороны ультраправый Бен-Гвир ни когда не скрывал своих намерений в отношениях с палестинцами, выступая то за их трансфер, то за расширение поселений на Западном берегу. Поэтому войну как в секторе Газа, так и все военные операции на территории ПНА он воспринял как возможность осуществления своих ультраправых планов на государственном уровне.
Выполняя задуманное, он постарался изначально фактически подчинить полицию лично себе проведя ряд законопроектов, заставляя ее проводить более чем экстремистскую политику , как на территориях так и против демонстрантов левого толка. В какой-то момент ему даже удалось убрать полицейский контроль с поставок гуманитарной помощи в сектор Газа и позволить поселенцем остановить эти поставки заблокировав КПП и дороги ведущие к нему. Он провел ряд решений по снижению контроля за выдачей оружия, что позволило фактически вооружить большую часть поселенцев, хотя теперь и юридический советник правительства и прокуратура пытаются отменить эти решения.
Противостояние с прокуратурой
Прокуратура Израиля известила БАГАЦ, что считает «грубым нарушением закона и недопустимым вмешательством министра в работу полиции» распоряжение министра национальной безопасности Бен-Гвира, отданное за спиной начальника полиции Коби Шабтая, через его заместителя Авшалома Пеледа.
Прокуратура просит БАГАЦ присоединить к апелляциям письмо генерального инспектора полиции Шабтая юридическому советнику правительства, в котором перечисляются правонарушения министра внутренней безопасности.
18 июля БАГАЦ расширенным составом из девяти судей рассмотрит апелляции против так называемого «закона Бен-Гвира» — поправок в закон, расширяющих полномочия министра национальной безопасности и открывающих для него возможность вмешательства в оперативную работу полиции, включая решения о возбуждении и расследовании уголовных дел. Закон был принят в рамках коалиционных соглашений с партией «Оцма Йегудит», но юрисконсульт правительства Гали Баарав-Миара дала на него отрицательное заключение и сообщила суду, что закон можно оставить в силе лишь в том случае, если БАГАЦ даст ему ограничительное «толкование, гарантирующее принцип, в соответствии с которым израильская полиция действует профессионально, без посторонних соображений, без политического вмешательства в работу. Тогда поправка будет соответствовать требуемым к стандартам, и ее отмены можно будет избежать».
Суд принял апелляции к рассмотрению и издал промежуточное постановление, запрещающее Бен-Гвиру пользоваться новым законом до решение вопроса о его конституционности.
В рамках подготовки к этим слушаниям Коби Шабтай подал юридическому советнику правительства официальный рапорт о том, что министр не соблюдает ограничения, наложенные на него промежуточным вердиктом БАГАЦа. 11 июля этот рапорт попал в руки журналистов, и стало известно, в частности, как Бен-Гвир запретил полиции исполнять решение правительства об обеспечении поставок гуманитарных грузов в Газу: незаконный приказ был отдан министром «через голову» начальника полиции Шабтая.
Руководство войной в секторе Газа
В последние несколько месяцев Бен-Гвир пытаеся изменить ход военных действий в секторе Газа путём как увеличения числа операций так и их ужесточения как против вооруженных формирований ХАМАСа так и против жителей анклава, считая их всех приверженцами террористов. В этой связи Бен-Гвир уже несколько недель борется за место в военном кабинете и шантажирует правительство посредством заявления своей партии, что не поддержат правительственные законопроекты, если ему не будет предоставлено бОльшее влияние.
Бен-Гвир назвал премьер-министра Биньямина Нетаньяху «правительством одного человека», поскольку ультраправый политик стремится получить большее влияние на ведение войны и переговоров о перемирии.
«Мы находимся в абсурдной реальности, где мы топчемся на месте в Газе, на северной границе, связываем руки ЦАХАЛу, ведем переговоры с безответственными начальными позициями, движемся к политическому соглашению — и все это при капитуляции перед террором на всех фронтах, а премьер-министр руководит правительством из одного человека», — говорится в заявлении Бен-Гвира.
Он обвиняет Нетаньяху в том, что тот принимает решения единолично и отстраняется от своих партнеров по коалиции, в том числе на заседаниях кабинета министров, которые он назвал «бессмысленными» и заявил, что ситуация «невыносима».
Министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир так же высказался на заседании военно-политического кабинета против попыток достичь соглашения с Ливаном и в принципе против разрешения конфликтов дипломатическими средствами.
Бен-Гвир возмутился, узнав, что министр обороны Йоав Галант поддержал в Вашингтоне вариант политического урегулирования на северной границе и сказал, что Израиль не хочет войны с Ливаном. «Как можно без войны? Как мы закончим такое договором? Двадцать лет договоров ничему нас не научили? Заключим договор, а через год-другой они начнут насиловать наших женщин, убивать наших детей?» — цитирует министра корреспондент «Кан» Авихай Штейн.
Когда министр стратегических вопросов, советник Нетаньяху Рон Дермер напомнил, что победные войны тоже заканчиваются договорами, Бен-Гвир произнес фразу, которая войдет в учебники истории Государства Израиль как самая емкая формула идеологии ультраправых: «Когда мы победим, договариваться будет не с кем».
В этой ситуации премьер-министр Нетаньяху принял сторону Галанта и Дермера, поддержав политическое решение проблемы северных границ. «Если мы достигнем соглашения, которое позволит вернуть домой жителей севера, на такое соглашение можно пойти, но это критерий — возвращение жителей севера. Только если все условия это позволят», — сказал Нетаньяху. Бен-Гвир не отступился. «С нацистами не договариваются», — отпарировал он.
Коалиционные потрясения
Не оставляя своих попыток войти в узкий кабинет «войны» партия «Оцма Йегудит» под руководством Бен-Гвира начала шантажировать коалицию путем срыва голосования по законопроектам. Первыми пострадали представители партии ШАС, когда бы провален «закон о раввинах».
«Оцма Йехудит» обусловила свою поддержку «закона о раввинах» включением министра национальной безопасности в «узкий кабинет» и тут же осудила действия Ликуда пытающего протащить эту сделку в угоду партии ШАС. Как сообщает партия Бен-Гвира, Ликуд и Арье Дери «договорились» с партиями РААМ и ХАДАШ-ТААЛ, что те не будут участвовать в голосовании. «Сделка Ликуда и Дери со сторонниками терроризма, заключенная только для того, чтобы не включать Бен-Гвира в «узкий кабинет» — это позор. Мы призываем правых членов Ликуда не помогать этой сделке», — говорится в сообщении.
Обиженная партия ШАС покинула зал заседания Кнессета, но правительство не покинула. «Мы дважды пытались провести важный закон, касающийся статуса раввинов в Израиле и улучшения условий работы служащих религиозных советов. К нашему крайнему удивлению, Бен-Гвир по политическим причинам принял решение обвалить этот законопроект. Партия ШАС, как она это делает всегда, проявляет ответственность. Мы не допустим разрыва в правом лагере во время войны, не станем наносить удар по армии и не поставим под угрозу шанс на достижение сделки. Поэтому возобновляем голосование с коалицией», – говорится в официальном заявлении ШАС.
В свою очередь, партия «Оцма Йегудит» заявила, что коалиционный кризис не завершен. «События, происшедшие накануне на севере, и беспредел, творящийся там, лишний раз доказывают, насколько важно присутствие Бен-Гвира в форумах управления войной. Пока этого не произошло, «Оцма Йегудит» продолжит нарушать работу коалиции», – говорится в заявлении этой партии.
В то же время, в партии Бен-Гвира отмечают, что будут голосовать против законопроектов, представленных оппозицией. «Мы не будем теми, кто поможет оппозиции провести свои законопроекты», – подчеркивают в «Оцма Йегудит». По средам Кнессет рассматривает частные законопроекты, представленные, как правило, депутатами от оппозиции.
Однако глава коалиции Офир Кац сообщил об отзыве всех законов, представленных правительством. «Из-за безответственного поведения фракции «Оцма Йегудит» законопроекты коалиции не будут сегодня вынесены на повестку дня», – написал Кац в сообщении для депутатов фракции и добавил: «Я не готов полагаться ни на кого кроме коалиционных партий и не могу управлять коалицией, находясь в зависимости от сиюминутных настроений входящих в нее депутатов. Я надеюсь, что прекратится ситуация, при которой коалиционные партии помогают оппозиционным партиям».
При этом Бен-Гвир напрямую заявил лидеру партии ШАС Арье Дери, что если тот хочет, чтобы партия «Оцма Йегудит» поддержала законопроект о раввинах, пусть он надавит на Нетаньяху и тот введет Бен-Гвира в узкий кабинет. Партия ШАС выразила протест, но разваливать коалицию не собирается.
В то же время резкие замечания Бен-Гвира как о событиях в секторе Газа, так и об остановке на территории, управляемой ПНА с одной стороны поднимают ему рейтинг среди собственных избирателей, с другой стороны создают проблемы Нетаньяху на международной арене.
Министр-подстрекатель
В этой связи государственный прокурор Амит Исман хочет начать расследование в отношении министра внутренней безопасности Итамара Бен-Гвира по подозрению в подстрекательстве против жителей сектора Газа.
В основе запроса лежит множество публичных заявлений министра Бен-Гвира относительно методов ведения войны, которые, по его мнению, следует использовать в секторе Газа. 11-й телеканал сообщил, что прокурор уверен — закон об иммунитете не защищает министра от уголовного преследования за эти высказывания.
От имени юридического советника правительства и генеральной прокуратуры было заявлено: «Государство Израиль проинформировало Международный суд в Гааге, что все заявления, которые могут быть квалифицированы как уголовное преступление, рассматриваются. Вопреки публикации, никаких решений по этому поводу руководителями правоохранительной системы принято не было».
Итамар Бен-Гвир также отреагировал на это заявление: «Невероятно! Государственный прокурор пытается привлечь к ответственности израильского министра за «подстрекательство» к гражданам вражеской страны, которые танцевали на крови наших солдат в улицах Газы 7 октября». Он также добавил, что у прокурора «ничего не получится».
Пока же на заседании кабинета министров вечером 4 июля некоторые министры выразили возмущение тем, что Нетаньяху посылает переговорную группу в Катар, не посоветовавшись с ними. В частности, Итамар Бен-Гвир сказал: «Мы здесь для украшения». Он сказал Нетаньяху: «Если вы будете принимать решения в одиночку, это ваша ответственность, и вы останетесь в одиночестве».
Гила Гамлиэль спросила, не угрожает ли он чем-то. «Я не угрожаю, это реальность. Если решение принимается самостоятельно, без меня, то от меня не ждут, что я буду удерживать правительство».
Помимо переговоров с ХАМАСом, речь на совещании зашла о ситуации на Севере. У начальника Генштаба ЦАХАЛа Герци Халеви спрашивали, почему он так осторожно действует в войне против «Хизбаллы». У Эли Коэна был вопрос, почему не уничтожаются сотни террористов каждый день, а Бен-Гвир поинтересовался, почему нет адекватного ответа на пожары, вызванные обстрелами. Он подсчитал, что в Ливане лесов сгорело меньше, чем в Израиле.