Об отношениях Ирана с соседними странами при новом президенте Масуде Пезешкиане

В Иране оживленно обсуждают приоритеты внешнеполитической деятельности избранного президента Масуда Пезешкиана, которые во втором туре выборов нанес «не ожидаемое», по мнению интернет-портала «Иранская дипломатия», поражение силам фундаменталистов. Действительно,  всего лишь один кандидат реформистского лагеря в шестерке политиков, допущенных на голосование, сумел во втором туре привлечь почти половину пришедшего к избирательным урнам электората, и преодолеть давно обсуждаемый кризис легитимности. Его порождала предельно низкая за все годы исламского режима в Иране активность избирателей, особенно на состоявшихся уже в нынешнем году выборах Собрания Исламского Совета (парламента), Совета экспертов, да и в первом туре президентских выборов. Почти 50% явки на выборы – это уже преодоление некоего тупикового состояния электоральной пассивности. Для М.Пезешкиана это было важно в противостоянии с тяжеловесом иранской политики как Саид Джалили, в свое время работавшим на таком важном посту как  cекретарь Высшего совета национальной безопасности,  специального представителя аятоллы Али Хаменеи на переговорах по иранской ядерной программе и др.

Как сообщают иранские СМИ, победа реформиста М.Пезешкина была неожиданной и для соседних стран. Их значение для Ирана не раз подчеркивал погибший в результате авиационной катастрофы 19 мая покойный президент Эбрахим Раиси, постоянно декларировавший огромное значение для ИРИ отношений с соседними странами. При этом, согласно иранским СМИ, «президент-мученик, покойный Э.Раиси, придерживаясь исламского подхода, основанного на рациональности, целенаправленно добивался восстановления, укрепления и консолидации отношений с соседями, и в этом отношении он преодолел множество препятствий и предпринял эффективные шаги». Видно, что соседние страны готовы к продолжению диалога, вот почему оттуда транслируются четкие сигналы о необходимости преемственности иранской внешней политики на этом направлении. Отметим, что страны-соседи были первыми, кто поздравил М.Пезешкиана с убедительной победой. Подчеркивая этот факт, иранский политолог Расул Исмаилзаде Дозал пишет в СМИ, что лидеры стран-соседей «обгоняли друг друга, чтобы первыми отправить поздравления после победы М.Пезешкиана». Этот аналитик считает, что наиболее очевидным в реакции этих стран был их нетерпеливый интерес к «новому началу отношений с новым подходом».

В первую очередь, как представляется, это касается диалога на ирано-азербайджанском направлении. Всем памятно, что именно там, еще при Э.Раиси, случился трагический теракт в посольстве Азербайджанской Республике в иранской столице, девальвировавший все последние достижения ирано-азербайджанского диалога и опустивший их на минимально возможный уровень.  Не секрет, что отношения между двумя близкими по многим параметрам и аспектам странами пережили множество взлетов и падений, временами достигая максимально конфронтационного предела. Теракт начала 2023 г. привел к временному свертыванию дипломатической деятельности АР в Тегеране. Однако, пишут СМИ обеих стран, «официальные лица сумели справиться с негативными явлениями, обнулить эскалацию напряженности и предотвратить возникновение кризиса.  На нынешнем этапе Иран развил свою дипломатическую деятельность в направлении оживления отношений между двумя странами». Азербайджан готов придать ускорение и новую глубину своим отношениям с Исламской Республикой Иран. Именно так следует оценивать майский визит в Баку  министра культуры и исламской ориентации ИРИ  Мохаммада-Махди Эсмаили. Во время его встречи с азербайджанским коллегой была отмечена важность культурных связей между двумя странами, учитывая историческую, культурную, религиозную и языковую общность. Мохаммад-Махди Эсмаили подчеркнул в ходе визита в АР, что руководство ИРИ предложило путем подписания всеобъемлющего меморандума между двумя странами создать основу для широкого развития культурных связей. Намечена программа такого взаимодействия. На многочисленных встречах в АР иранский министр говорил и о том, что Тегеран неустанно подчеркивает приоритет развития культурного сотрудничества на ирано-азербайджанском направлении. Несомненно, поездку министра украсило и придало ей более теплую атмосферу то обстоятельство, что иранский министр говорил на своем родном азербайджанском языке во время большинства дружеских встреч и церемоний. Тем самым он смягчал ту реальность, что в ИРИ существуют политические течения, выступающих против развития всеобъемлющих отношений с Азербайджанской Республикой.

Другим серьезным шагом, направленным на оживление диалога, явилось открытие  19 мая совместного гидросооружения «Кыз Каласы» на пограничной реке Аракс в присутствии глав двух стран. Печально, что иранский президент погиб, возвращаясь как раз с этого важного для продвижения сотрудничества двух стран мероприятия. Президент Азербайджанской Республики И.Алиев неоднократно призывал к реализации договоренностей, достигнутых на его последней встрече с президентом ИРИ покойным Э.Раиси. Оптимизм на этом направлении подкрепляется только что опубликованным заявлением МИДа Ирана о том, что посольство Азербайджана в Тегеране возобновит свою деятельность уже в конце июля. Как пишут аналитики, гибель одного сотрудника миссии и ранение еще двух вызвало серьезный кризис в ирано-азербайджанском диалоге, последствия которого постепенно и динамично преодолеваются.

По всей видимости, приход во власть президента-реформатора, причем на фоне исключительного (233 места из 290) засилья фундаменталистов в парламенте ИРИ, вряд ли сможет всерьез негативно повлиять на ирано-российские отношения. В своем телефонном разговоре с российским коллегой В.Путиным, М.Пезешкиан изъявил готовность подписать стратегический договор с Россией. Отметим, что при обилии разнообразных высказываний о готовности подписать такой документ во время правления покойного Э.Раиси, ничего сделано не было. Сейчас речь идет о весьма осязаемом событии, которое может произойти, как информировал М.Пезешкиан,  в кулуарах саммита БРИКС в Москве. Отметим, что в разговоре с В.Путиным новый иранский президент определил Россию как соседа и друга.

Но здесь следует учесть уже декларированный М.Пезешкианом пересмотр политики на европейском направлении. Верный своему учителю в политике – президенту-реформатору Мохаммаду Хатами – М.Пезешкиан намерен добиться выхода из изоляции на Западе, определенным образом «размыв» антизападную риторику, и добиваясь на этом пути реальных результатов. Нам представляется, что сам Запад воспримет это вполне благосклонно. В Иране же, как написал ТГ-канал «Дежурный по Ирану», запрос на перемены «содержит и антироссийские нотки».

Отметим в заключение, что иранские СМИ в последние дни много пишут о надежде на традиционное продолжение добрососедской политики ИРИ и в направлении других стран ближайшего окружения, в частности – Турции и Таджикистана, где сохранится преемственность диверсифицированного диалога. Президент Эмомали Рахмон уже пригласил М.Пезешкиана с официальным визитом в Душанбе. А Реджеп Тайип Эрдоган весьма оптимистично высказался о продвижении двустороннего диалога с приходом на президентский пост М.Пезешкиана.

56.5MB | MySQL:119 | 2,318sec