Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19-25 июля 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Афганистане и на палестино-израильском направлении. В Кабуле 20 июля прошла Международная конференция по Афганистану, в работе которой приняли представители около 70 стран. Впервые подобного рода конферен-ция проводилась в самом Афганистане. Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас по-прежнему отказывается вступать в прямые пе-реговоры с Израилем, мотивируя это необходимостью выполнения израиль-тянами «четких предварительных условий».

На международной конференции по Афганистану 2014 год намечен в качестве даты, по истечении которой обеспечение безопасности на всей тер-ритории страны должно перейти в руки местных силовых структур. При этом в итоговой декларации форума говорится, что в некоторых районах Афгани-стана передачу полномочий в сфере обеспечения безопасности войсками за-падной коалиции национальной армии и полиции следует осуществить уже в текущем году. Участник и конференции поддержали призыв президента Аф-ганистана Х. Карзая к международному сообществу направлять не менее 50 проц зарубежной помощи через афганское правительство. Как известно, с 2001 г. в страну только 20 проц из примерно 40 млрд долларов помощи про-шло через правительственные каналы. Участники форума также поддержали план Х. Карзая об интеграции в афганское общество талибов, которые порвут связи с «Аль-Каидой», откажутся от насилия, и будут соблюдать афганскую конституцию.

В своем выступлении на конференции в Кабуле глава МИД России С. Лавров сообщил о решении Москвы списать долг Афганистана на общую сумму в 12 млрд долларов. По мнению С. Лаврова, в стране необходимо по-давить террористическую угрозу, создать эффективные национальные сило-вые структуры, пресечь наркопреступность, достичь национального прими-рения, создать эффективные институты государственного управления, разви-вать демократические институты. Госсекретарь США Х. Клинтон подтверди-ла, что президент Б. Обама наметил июль 2011 г. в качестве даты начала свертывания американского военного присутствия в Афганистане при посте-пенной передаче полномочий в сфере безопасности местным властям. Х. Клинтон заявила, что при этом в Вашингтоне не намерены отказываться от «долгосрочной миссии достижения стабильного, безопасного и мирного Аф-ганистана». Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен подчеркнул, что поэтапный уход войск союзников из страны должен проходить «не по кален-дарю, а по ситуации», особо отметив, что международные силы останутся в Афганистане и после передачи его властям полномочий по обеспечению безопасности. Глава МИД Ирана М. Моттаки считает, что девятилетнее ино-странное присутствие в Афганистане не решило ни одной острой проблемы этой страны – наркотиков, беженцев, нищеты, восстановления экономики, а ситуация в сфере безопасности лишь ухудшилась.

Многие эксперты на Западе довольно пессимистично оценивают итоги кабульской конференции и нынешнее положение дел в Афганистане. Под-черкивается неэффективность иностранной помощи, серьезное ухудшение дел с обеспечением безопасности, озабоченность многих участников коалиции лишь тем, как скорее вывести свои войска из страны, а не «поиском причин конфликта и нищеты» в Афганистане. Планы интеграции талибов в афганское общество называются очередной попыткой «решить проблему на скорую руку», даровав им безнаказанность за совершенные преступления. Отмечается крайне неэффективная борьба афганских властей с коррупцией. Указывается и на усталость западного общества от афганской войны, отсутствие четких ответов руководителей стран Запада на вопрос: какие именно цели преследует нынешняя афганская кампания? Говорится и о том, что многие афганцы очень обеспокоены поспешностью Запада с выводом войск, т. к. это приведет к краху нынешнего кабульского режима, который не может существовать без прямой иностранной военной помощи.

Последние сообщения из Афганистана говорят о сохраняющейся высо-кой активности боевиков движения «Талибан», которые проводят боевые и террористические операции в различных районах страны. Растут потери войск западной коалиции.

Глава ПНА и лидер палестинского движения ФАТХ М. Аббас на ми-нувшей неделе неоднократно заявлял, что он не намерен возобновлять пря-мые переговоры с Израилем и встречаться с премьер-министром этой страны Б. Нетаньяху до тех пор, пока израильтяне не объявят о согласии на создание Палестинского государства в границах 1967 г., а также на прекращение еврейской поселенческой деятельности на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). По мнению М. Аббаса, без этих предварительных условий прямые мирные переговоры «могут провалиться с самого начала». Выступая 21 июля на заседании Революционного совета движения ФАТХ, М. Аббас пообещал противостоять давлению США, пытающихся заставить ПНА начать прямой диалог с Израилем. При этом палестинский лидер заявил, что Вашингтон должен предоставить гарантии по вопросам границ и прекращения строи-тельства еврейских поселений на ЗБРИ.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 24 июля заявил, что органи-зации, желающие направить помощь в сектор Газа, должны делать это через израильские и египетский сухопутные КПП, а не пытаться доставлять грузы морем. В ответ движение ХАМАС, контролирующее палестинский анклав, отвергло призыв генсека ООН и призвало пропалестинские организации про-должать попытки прорыва израильской морской блокады сектора Газа.

Власти Израиля обещали отпустить 31 июля три турецких судна из со-става т. н. «Флотилии свободы», пытавшейся прорваться в сектор Газа 31 мая. В то же время израильское правительство 25 июля заявило об отказе от сотрудничества с Комитетом ООН по правам человека в расследовании ин-цидента, связанного с перехватом «флотилии».

Министерство обороны Израиля 21 июля объявило об успешном за-вершении испытании системы ПРО «Железный купол», предназначенной для перехвата реактивных снарядов и ракет малой дальности. Сообщается, что две батареи этого комплекса заступят на боевое дежурство к ноябрю 2010 г.

Евросоюз намерен ввести новые жесткие санкции против Ирана в связи с продолжением Тегераном работ по обогащению урана. Эти санкции будут включать в себя запрет на инвестиции в нефтегазовую отрасль ИРИ, уже-сточение ограничений на судоходство и финансовые операции, поставки продукции, необходимой для производства ядерных материалов, вооружений и боеприпасов, продажу, поставки и передачу ключевого оборудования и технологий для переработки нефти, сжиженного природного газа, их разведку или добычу. В то же время Иран и Турция подписали 23 июля соглашение о строительстве газопровода протяженностью 660 км, по которому ИРИ сможет ежесуточно экспортировать 50-60 млн кубометров газа. В планах Те-герана – поставки газа в Грецию и страны Центральной Европы.

Президент Ирана М. Ахмадинежад на минувшей неделе обвинил рос-сийское руководство в поддержке антииранской кампании, что, по его мне-нию, вредит национальным интересам России. Одновременно М. Ахмадине-жад отметил, что ИРИ и РФ являются друзьями, выразив надежду на про-должение дружбы.

24 июля в Тегеране сообщили о начале осуществления программы по разработке экспериментального реактора для управляемого ядерного синтеза. Предполагается, что работы по созданию реактора займут 10 лет.

25 июля в Стамбуле состоялась встреча министров иностранных дел Ирана, Турции и Бразилии. Представители Турции и Бразилии предложили Ирану проявить больше гибкости на переговорах с западом по ядерной про-грамме, а Иран подтвердил готовность возобновить диалог в сентябре с. г.

Правительство Пакистана 22 июля объявило о продлении еще на три года срока пребывания генерала А. П. Кияни на посту командующего нацио-нальной армией. Премьер-министр страны Ю. Р. Гилани отметил заслуги ге-нерала в руководстве боевыми операциями против боевиков экстремистских группировок на северо-западе Пакистана.

Пакистан и Афганистан на прошедшей неделе подписали соглашение о транспортном сообщении между двумя государствами, по которому Афгани-стан сможет пользоваться пакистанскими автодорогами для доставки грузов в Индию и получил право использования пакистанских морских портов. Од-нако по условиям соглашения Афганистан не имеет права перевозки через пакистанскую территорию товаров из Индии.

На минувшей неделе американские БПЛА вновь нанесли несколько ударов по талибским боевикам в приграничных с Афганистаном районах Па-кистана. В результате убито свыше 20 человек.

Министр иностранных дел Турции А. Давутоглу 22 июля встретился в Дамаске с лидером палестинского радикального движения ХАМАС Х. Ма-шалем, обсудив с ним возможности примирения движений ФАТХ и ХАМАС и вопросы, связанные со снятием израильской блокады с сектора Газа. Отме-тим, что встреча турецкого министра с лидером ХАМАСа внесла дополни-тельную напряженность и в без того осложнившиеся в последнее время ту-рецко-израильские отношения.

Лидер сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) М. Карадлан выступил 21 июля с заявлением о готовности прекратить огонь и разоружить боевиков, если правительство Турции прекратит нападения на турецких кур-дов и аресты их руководителей. Кроме того, курдам должны быть предостав-лены более широкие права по использованию родного языка и в сфере куль-туры. Если же Анкара отвергнет эти требования, то РПК может провозгласить борьбу за независимость курдского региона. В Анкаре заявили, что «не комментируют заявления, сделанные террористами». На юго-востоке страны продолжаются боестолкновения между турецкой армией и боевиками РПК.

Турецкий суд 23 июля постановил арестовать 102 человек по обвине-нию в участии в заговоре с целью свержения нынешнего исламистски ориен-тированного правительства страны во главе с Р. Т. Эрдоганом. В настоящее время уже проходят суды над другими участниками дела о заговоре. На скамьях подсудимых по этому делу находятся примерно 400 человек – от-ставных и действующих военных, журналистов, политиков, ученых. Критики власти считают обвинения недоказанными и обвиняют Р. Т. Эрдогана в пре-следовании своих оппонентов, считая, что премьер-министр намерен перепи-сать конституцию, по которой Турция является светским государством.

Сложная обстановка сохраняется на севере и юге Йемена. На прошед-шей неделе в северо-западных провинциях Саада и Амран продолжались кровопролитные боестолкновения между шиитскими боевиками и отрядами племен, поддерживающих центральное правительство. Однако 25 июля по-ступило сообщение о том, что противоборствующие стороны достигли со-глашения о прекращении огня. В различных районах на юге Йемена боевики из местного ответвления «Аль-Каиды» не прекращают нападения на военно-служащих правительственной армии и полицейских.

Президент Судана О. аль-Башир на минувшей неделе посетил с визи-том соседний Чад, где принял участие в конференции стран Сахеля и Сахары. Это была первая зарубежная поездка суданского руководителя после того, как 12 июля Международный уголовный суд в Гааге выдал второй ордер на его арест по обвинению в геноциде в отношении нескольких этнических групп в Дарфуре. Правительство Чада гарантировало О. аль-Баширу непри-косновенность во время его пребывания в стране.

Премьер-министр Ливана Р. Харири 24 июля призвал все политические силы и население страны сохранять спокойствие и не предпринимать действий, которые могут обострить обстановку. Данное заявление Р. Харири сделал в связи с тем, что международный трибунал, расследующий дело об убийстве его отца — бывшего главы ливанского правительства С. Харири, может предъявить обвинения в причастности к этому преступлению некото-рым членам радикального шиитского движения «Хизбалла». В связи с обви-нениями в адрес «Хизбаллы» в Ливане в последнее время заметно усилилась внутриполитическая напряженность.

Приложение

 

 

Об охранных формированиях Госдепартамента США в Ираке

 

 

В Государственном департаменте США считают, что предстоящий вы-вод боевых частей вооруженных сил США из Ирака (до 31 августа 2010 г.) и особенно полный уход из этой страны американских войск (до 31 декабря 2011 г.) делают все более актуальными вопросы обеспечения безопасности сотрудников дипломатической службы других американских граждан, ди-пломатических и гражданских объектов США в Багдаде и на иракской терри-тории в целом. При этом в Вашингтоне открыто признают, что нынешний Ирак отнюдь не является «стабильной и мирной страной», т. к. здесь про-должаются теракты и нападения повстанцев, а это ведет «к гибели многих американцев, иракцев и граждан третьих стран». К тому же, в отличие от «мирных и стабильных стран», в Ираке Госдепартамент не сможет рассчиты-вать на эффективное содействие со стороны местных структур безопасности, которые все еще слабо подготовлены. Плюс ко всему ситуация осложняется «разрушенной инфраструктурой и отсутствием сильного коммерческого и контрактного сектора».

В существующей в Ираке «турбулентной обстановке» дипломатическая служба США на основании имеющихся с Пентагоном договоренностей пока продолжает пользоваться возможностями, которыми располагают дислоци-рованные в стране американские войска. Так, речь идет об участии военных в охране дипломатических и других гражданских представительств, эвакуации вертолетами больных и раненых, использовании армейских систем радио-электронного противодействия и разведки, систем предупреждения о ракет-ных, минометных и артиллерийских обстрелах, армейских подразделениях быстрого реагирования на действия боевиков и террористов, охране автоко-лонн на дорогах, обнаружении и ликвидации взрывных устройств, эвакуации поврежденных автомашин и летательных аппаратов, услугах связи и о мно-гом другом. Однако после 2011 г. в Ираке останется «крупнейшее граждан-ское присутствие США в военной зоне без американских войск», обеспечи-вающих безопасность. Кроме того, помощник государственного секретаря США по административным вопросам Р. Кеннеди утверждает, что после вы-вода американских войск дипломатическая служба в Ираке «будет испыты-вать критическую нехватку поддержки в логистике и жизнеобеспечении, ко-торая по своим размерам и сложности станет беспрецедентной в истории Го-сударственного департамента», который будет вынужден самостоятельно обеспечивать своих сотрудников в стране предметами и услугами первой не-обходимости, такими как продовольствие, питьевая вода, стирка одежды и др. В этой связи рассматривается возможность продления действующего с Пентагоном логистического контракта LOGCAP (Logistics Civil Augmentation Program).

Внешнеполитическое ведомство США признает, что собственные воз-можности учреждения «неадекватны экстремальным вызовам в Ираке». В складывающейся ситуации руководство Госдепартамента не видит другого выхода для обеспечения надежной безопасности различных американских представительств в Ираке, кроме как путем значительного увеличения числа охранников и повышения возможностей, особенно технических, служб безо-пасности и обеспечения. В первую очередь, речь идет о громадном комплексе американского посольства в центре Багдада, состоящего из 21 здания и со-оружения, где работают несколько тысяч сотрудников Госдепартамента, Пентагона и обслуживающего персонала. Кроме того, в городах Басра, Баа-куба, Эрбиль, Киркук и Мосул планируется создать т. н. «Посты длительного присутствия» (структуры консульского типа), которые заменят ныне дейст-вующие в 15 провинциях Ирака военно-гражданские «Группы содействия реконструкции».

Система охраны американских дипломатов, других граждан и объектов в Ираке с привлечением частных охранных фирм действует со времени от-крытия в Багдаде посольства США в 2004 г. На сегодняшний день в граждан-ских охранных подразделениях, подчиненных внешнеполитическому ведом-ству, насчитывается примерно 2700 охранников. По расчетам Бюро диплома-тической безопасности Госдепартамента, их численность ко времени вывода американских войск из Ирака необходимо будет увеличить до 6-7 тыс. чело-век.

Кроме того, Госдепартаментом составлен обширный список потребно-стей охранных служб в специальной технике и снаряжении. Это, в частности, 24 многоцелевых вертолета UH-60 «Блэк Хок», 4 заправщика и трайлера, 50 автомашин с усиленным бронированием и противоминной защитой, специ-альная современная высокотехнологичная техника для наблюдения и кон-троля. Рассматривается также вопрос о приобретении бронемашин и самоле-тов. Большую часть всей этой техники и снаряжения внешнеполитическое ведомство предполагает получить от военных. В настоящее время Госдепар-тамент и Пентагон согласовывают и уточняют данный список.

Вопрос о конкретных количественных параметрах увеличения числен-ности охранных подразделений в Ираке все еще находится в стадии решения. Что касается качественной стороны вопроса, то рассматривается возможность привлечения в охранные подразделения гражданских служащих министерства обороны США и бывших военнослужащих, проходивших службу в американских войсках в Ираке. Не исключено, что на службу в качестве ох-ранников будут принимать иракских граждан. При этом различные инстанции в Вашингтоне едины в том, сотрудники охранных структур должны быть хорошо подготовлены в профессиональном отношении, обязательно иметь опыт армейской или полицейской службы, отличаться высокой дисциплини-рованностью. Не урегулированы полностью и вопросы финансирования уси-ленных охранных формирований, порядка производства расчетов диплома-тического ведомства с Пентагоном за приобретаемую технику и снаряжение, порядок их передачи от военных Госдепартаменту.

Много проблем, в т. ч. правового характера имеется и по правилам, регламентирующим обязанности и действия охранников, значительную часть из которых американцам необходимо согласовать с иракскими властями. Причем, учитывая имевшие место в недавнем прошлом негативные факты в деятельности частных охранных фирм в стране, целый ряд моментов здесь, скорее всего, вызовут болезненную реакцию у иракских представителей. Особенно это касается права охраны на применение оружия, действий под-разделений быстрого реагирования по оказанию помощи американским со-трудникам, подвергшимся нападению боевиков и террористов и т. п.

Командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одъерно и амери-канский посол в Багдаде К. Хилл составили специальный план мероприятий по передаче ответственности в вопросах безопасности и обеспечения от во-енных к Госдепартаменту. Для решения вопросов, связанных с передачей обязанностей, созданы и функционируют совместные рабочие группы. Всего предстоит передать более 1000 обязанностей и функций.

Комплекс проблем, связанных с подготовкой передачи ответственности за охрану и жизнеобеспечение американских граждан, безопасность объектов США от военного командования к Госдепартаменту, проверила специальная Комиссия по военным контрактам в Ираке и Афганистане. По итогам про-верки был сделан вывод о том, что нынешнее состояние дел в этой сфере не достаточно эффективно, может привести к значительному перерасходу средств («на несколько миллиардов долларов») и пока не способствует соз-данию системы надежной защиты граждан и объектов США в Ираке. В этой связи комиссия рекомендовала Пентагону и Госдепартаменту «ускорить, ин-тенсифицировать и лучше интегрировать» планирование мероприятий по пе-редаче дел в Ираке, незамедлительно согласовать с иракским правительством все вопросы, связанные обеспечением безопасности американских граждан и объектов. Одновременно Конгрессу США предлагается «обеспечить допол-нительные ресурсы» Госдепартаменту, чтобы он мог оплачивать возросшее число контрактов в Ираке.

В целом вопросы функционирования и финансирования служб охраны и обеспечения жизнедеятельности американских граждан и учреждений в Ираке после вывода из этой страны войск США пока находятся на начальной стадии реализации, а часть вопросов — на стадии планирования или обсуждения. Как ожидается, уже в ближайшее время по ним должны быть приняты конкретные решения. В то же время некоторые американские чиновники и законодатели заявляют, что начавшийся в Ираке «беспрецедентный эксперимент» «размывает границу между военной и дипломатической деятельностью» и заставляет Госдепартамент заниматься слишком широким кругом вопросов, не свойственных этому ведомству. Здесь же следует отметить, что повышенное внимание, уделяемое в вашингтонских коридорах власти про-блеме обеспечения безопасности граждан США, работающих в Ираке, на пе-риод после ухода оттуда американских войск свидетельствует об отсутствии у руководства США уверенности в установлении в этой стране в ближайшие годы стабильной и безопасной ситуации.

52.38MB | MySQL:103 | 0,461sec