По материалам The Institute for Security Studies (ISS), ЮАР
Выборы в Южном Судане состоятся 22 декабря 2024 года, несмотря на возражения со стороны ряда кругов. Это будут первые выборы в стране с момента обретения независимости в 2011 году. Сторонники переноса выборов утверждают, что политическая, нормативная, институциональная среда и безопасность Южного Судана не могут способствовать проведению свободных, справедливых и безопасных выборов. Некоторые международные союзники Южного Судана, включая Организацию Объединенных Наций, призвали отложить голосование. Тем не менее, 70% южносуданцев, опрошенных в этом году, говорят, что хотят проведения выборов в декабре. 5 июля Национальная избирательная комиссия теоретически разрешила дебаты, объявив дату выборов 22 декабря. При этом большинство экспертов исходят из той точки зрения, что маловероятна готовность условий для выборов в Южном Судане даже через десять лет, чтобы удовлетворить большинство заинтересованных сторон. Предыдущие попытки провести выборы в самой молодой стране мира потерпели неудачу из-за нестабильности и отсутствия безопасности. Столкнувшись с этой реальностью, необходимо принять прагматичное решение о том, как стране выйти из этого бесконечного переходного периода. Фракции в Переходном правительстве национального единства (TGoNU), которые обсуждают вопрос о переносе выборов, руководствуются мотивами, выходящими за рамки их аргументов и текущих условий в стране. Возглавляемое президентом Салвой Кииром Суданское народно-освободительное движение Судана (СНОД) начало использовать избирательную карту в качестве тактики ведения переговоров в ходе мирного процесса, ведущего к соглашению 2015 года об урегулировании конфликта в Южном Судане. Для него это остается преимуществом. Учитывая, что переходный период уже продлен, Киир — при поддержке по крайней мере одного из своих вице-президентов — считает политически стратегическим делать вид, что поддерживает проведение выборов. Он хочет уменьшить необходимость своей администрации вести переговоры с политическими фракциями в TGoNU, особенно с оппозиционным СНОД Риека Машара (СНОД-ИО). Киир обладает значительным влиянием в TGoNU, поэтому, если оппозиционные партии бойкотируют выборы, он получит право принимать решения, что позволит ему управлять страной с меньшими препятствиями после выборов. Это также позволило бы С.Кииру перенаправить ресурсы, которые в настоящее время используются для финансирования чрезмерной бюрократии правительства с разделением власти. Политической оппозиции в TGoNU, возглавляемая СНОД-ИО, не хватает институциональной инфраструктуры и финансовых ресурсов для эффективной конкуренции на выборах. TGoNU, в котором доминируют сторонники Киира, также снизило шансы оппозиции, затормозив осуществление конституционных реформ, правосудия переходного периода и избирательной реформы, которые уравняли бы условия игры. Понятно, что оппозиция опасается проиграть выборы, что заставляет ее стремиться сохранить статус-кво. Оппозиция не одобряет Закон о репрессивной службе национальной безопасности, принятый 3 июля, и предложила иную интерпретацию Консенсусной мирной инициативы Тумаини, подписанной 15 июля. Все это является стимулом для бойкота выборов, и если оппозиция сделает это, Киир будет рассматриваться как «победитель», даже если выборы не состоятся. Очевидное одобрение Кииром выборов является обманчивой стратегией, направленной на умиротворение различных политических кругов. Если оппозиция бойкотирует выборы, это может либо продлить переходный период, либо укрепить позиции Киира в правительстве. Обе стороны могли бы продолжать обмениваться обвинениями в невыполнении обновленного мирного соглашения без ущерба для своей политической поддержки. Несмотря на широко распространенные опасения по поводу потенциального насилия, связанного с выборами, выгоды – для народа Южного Судана – от проведения выборов перевешивают недостатки. Большинство граждан считают, что выборы помогли бы решить многие проблемы Южного Судана, включая коррупцию, недостаточное предоставление услуг и подорванный международный имидж. Кроме того, отсутствие безопасности в Южном Судане обусловлено факторами, не связанными с выборами. Хотя опросы могут усугубить конфликт, надвигающиеся экономические последствия гражданской войны в Судане в сочетании с уже существующими структурными проблемами и системным межобщинным насилием вызывают большее беспокойство. Текущие источники конфликта сохранятся, даже если выборы будут отложены. А постоянные задержки выборов заманят страну в ловушку переходного периода и неопределенности, что позволит элите воспользоваться текущими мирными процессами.
Ни одна страна на Африканском Роге не провела безупречных выборов. В Восточной Африке Уганда, Руанда, Эфиопия и Демократическая Республика Конго провели выборы с высокой конкуренцией в условиях, аналогичных тем, что были в Южном Судане. С 1996 года в Уганде было проведено несколько опросов, пока продолжался жестокий конфликт между правительством и «Армией «гнева Господня» Кони. Выборы в Эфиопии в 2021 году проходили во время пандемии коронавируса и конфликтов в Тыграе, Амхаре и Оромии. Сам Южный Судан провел референдум в 2011 году в сложных условиях. Верно и то, что опросы не обязательно предотвращают дальнейшее насилие. В нестабильных условиях эти столкновения могут произойти после достаточно честных выборов. Уганда десятилетиями сталкивалась с насилием, связанным с выборами, а Кения, которую часто считают опорой демократии в регионе, сталкивается с жестоким политическим кризисом, отчасти из-за противоречивых выборов 2022 года. Ситуация в Южном Судане сопряжена с присущими ей рисками, независимо от выбранного подхода. Задержка президента с выполнением рекомендаций межпартийного диалога указывает на отсутствие желания или способности расставлять приоритеты в переходном процессе в стране. Она повышает уровень беспокойства в стране и затрудняет союзникам Южного Судана подготовку своей поддержки на случай проведения выборов. Выборы в Южном Судане могут быть проведены на основе консенсуса сторон обновленного мирного соглашения и с дополнительными гарантиями, основанными на опыте таких стран, как Уганда и Эфиопия. Но время поджимает, и дальнейшие задержки усугубят неопределенную ситуацию в стране. Президент Южного Судана и Переходное национальное законодательное собрание должны воспользоваться импульсом, созданным Тумаинийским консенсусом, и быстро провести необходимые реформы, большинство из которых можно осуществить с ограниченными ресурсами и политическими издержками.