Особенности развития регионального сотрудничества в странах Персидского залива: достижения и ограничения. Часть 2

Страны ССАГПЗ получили шанс действовать как блок, расширить свое региональное влияние, а также воспользоваться благоприятной средой, особенно для Саудовской Аравии, стремящейся закрепить за собой лидирующие позиции в арабском мире. Саудовская Аравия попыталась захватить инициативу, не только сдерживая восстание вблизи своих берегов в Бахрейне, но и возглавив контрреволюцию в масштабах всего региона. Выделение КСА 4 млрд долларов Египту на восстановление государства после Хосни Мубарака было частью просчитанной стратегии, направленной на покупку влияния и закрепление своего авторитета.

Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) также продемонстрировали свою готовность и способность принять участие в событиях в регионе во время «арабской весны»: ОАЭ направили истребители для участия в боевых операциях, а Катар помогал обеспечивать соблюдение бесполетной зоны в Ливии при поддержке коалиционных сил НАТО. Влиятельные и результативные политические и военные роли, сыгранные ОАЭ и Катаром, не только усилили их влияние на США и НАТО, но и продемонстрировали наличие экспедиционного военного потенциала и политической готовности к его использованию, что может сделать их наиболее предпочтительными партнерами при проведении будущих операций. Аналогичным образом, военный потенциал и политическая готовность стран-членов ССАГПЗ к действиям вновь проявились в международной коалиции, сформированной против ИГ. Все шесть членов ССАГПЗ внесли свой вклад в эту коалицию различными способами — от размещения американских войск до оказания гуманитарной помощи пострадавшим от боевых действий. Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ и Бахрейн присоединились к авиаударам в рамках коалиции, используя свои собственные силы.

После нефтяного бума 1973 года страны Персидского залива получили значительное развитие, особенно в экономической сфере. Однако столь стремительный экономический рост принес не только повсеместное финансовое процветание, но и новые демографические и социальные проблемы для стран ССАГПЗ, поскольку бурно развивающаяся экономика требовала многочисленной рабочей силы, качество и количество которой не могло быть обеспечено за счет местных источников. Подобные тенденции заставили страны ССАГПЗ существенно увеличить число своих работников, привлекаемых из-за рубежа. В настоящее время страны ССАГПЗ являются одним из крупнейших регионов по уровню миграции, занимая третье место в мире по доле рабочих-мигрантов после стран Европейского союза и Северной Америки.

Однако события, происходящие в шести странах ССАГПЗ, демонстрируют всю сложность новых демографических тенденций (например, темпы роста населения, социальные изменения, иностранная рабочая сила) и новые проблемы безопасности в странах ССАГПЗ. Из-за миграционного бума коренные жители в большинстве стран Персидского залива стали относиться к группе национального меньшинства.

Таким образом, для стран ССАГПЗ демографический дисбаланс стал важной проблемой общественной безопасности. Коренные жители воспринимают угрозу своей идентичности и общей культуре в качестве «халиджи» (выходцев из Персидского залива).

Следует подчеркнуть дисбаланс между демографическими тенденциями среди эмигрантов в странах Персидского залива и национальным населением. Рост численности населения и большое количество экспатриантов привели не только к возникновению опасений по поводу абсолютного количества иностранных граждан, но и по поводу безопасности общества в отношении национальной культуры и идентичности. Страны ССАГПЗ опасаются, что сообщества мигрантов могут образовать культурные и этнические автономные зоны с новыми привычками, традициями и языком, отличными от национальной культуры и идентичности. Возникает тревога, по поводу того, что новое может вытеснить старое.

Как местные представители власти, так и коренные жители стран Персидского залива все больше ощущают угрозу демографического дисбаланса, а также темпов роста населения стран ССАГПЗ, которое в большинстве государств-членов увеличилось более чем в два раза. Рост числа иностранцев можно рассматривать с точки зрения социально-политической угрозы, а также в качестве угрозы идентичности и культуры. Если миграционный пузырь в странах ССАГПЗ продолжит расти, новые международные нормы, пакты и законы заставят страны Персидского залива предоставить экспатриантам некоторые права, в которых им было отказано в прошлом. Эти меры позволят расширить политическую, культурную и экономическую сферы и создать равенство между экспатриантами и местными гражданами, что, как опасаются, приведет к политическому доминированию экспатриантов.

Новая волна иммиграции, включающая в себя квалифицированных и высококвалифицированных иммигрантов, освещает еще одну тему, которая создает проблемы безопасности на уровне общества в странах ССАГПЗ. В первые три десятилетия иммиграции государства ССАГПЗ в основном принимали низкоквалифицированных рабочих-мигрантов с невысокими зарплатами. В настоящее время в страны Персидского залива начали мигрировать высококвалифицированные экспатрианты, особенно из западных стран. Новые волны иностранцев, состоящие из квалифицированных и высококвалифицированных экспатриантов, начали оказывать влияние не только на культурную идентичность (и особенно на язык), но и на уровень образования и знаний в обществе ССАГПЗ. Они принесли с собой новые идеи (например, подотчетность, прозрачность и права человека) и вызвали новую волну беспокойства среди местного населения и представителей политических кругов.

С момента открытия нефти экономика стран Персидского залива опирается на концепции нефтяной экономики. Если считать, что запасы нефти вечны, как вечен и спрос на нее, то следует поддерживать экономику стран залива, основанную на ее добыче, и считать диверсификацию экономической системы бессмысленным занятием. Однако ресурсы нефти конечны, а цены и спрос на нее нестабильны. Более того, «трагедия стран залива заключается в том, что добыча нефти не просто еще один вид экономической деятельности, который дополняет другие существующие источники производства в рамках жизнеспособной и современной экономики, как это происходит в Нидерландах или, в Канаде, Австралии и скандинавских странах. В странах Персидского залива нефтяной сектор доминирует в экономике, он является практически единственным источником богатства». Таким образом, для этих государств диверсификация экономической структуры является первостепенным и наиболее важным вопросом в сфере экономической безопасности.

Для диверсификации экономики стран ССАГПЗ и расширения производственной базы в постнефтяную эпоху государствам залива необходимы настоящие реформы, предполагающие категорический отказ от представлений о правах граждан. Это будет иметь глубокие социально-политические последствия для перераспределительной экономики стран ССАГПЗ и потребует изменения баланса отношений между государственным и частным секторами.

56.64MB | MySQL:119 | 0,660sec