Перспективы туристической отрасли Египта

Туризм является одной из ключевых статей дохода египетской экономики (наряду с нефтегазовой отраслью и доходами от Суэцкого канала), составляет 11% от ВВП, дает около 20% валютных поступлений и обеспечивает одно из восьми рабочих мест в Египте (в секторе занято около 12%экономически активного населения страны).

Поэтому, неудивительно, что власти АРЕ так много внимания уделяют развитию туристического сектора в стране.

В недавнем интервью министр туризма АРЕ Зохейр Гаррана заявил, что в первой половине 2010 года доходы от туристического сектора египетской экономики, несколько сократившиеся в прошлом году из-за мирового экономического кризиса, начали расти благодаря увеличению числа туристов из России и холодной зиме в Европе.

За первые шесть месяцев этого года доходы от туризма выросли на 17.6% до 5.58 млрд долл. США, при этом египетские власти рассчитывают, что за год эта цифра достигнет 13 млрд долл. США.

По данным египетского министра туризма, в первом полугодии 2010 года Египет посетило более 7 млн туристов, что на 21% больше по сравнению с прошлым годом. Цель этого года для Каира заключается в привлечении 15 млн туристов, средняя продолжительность пребывания которых в стране составила бы более 10 ночей.

В случае реализации запланированного, это может превысить показатель рекордного 2008 года — 12.8 млн туристов и около 11 млрд долл. США (в 2009 году страну посетило около 12.5 млн отдыхающих, принеся доход в 10.8 млрд долл. США).

Большинство туристов прибыло в Египет из России, а также Италии, Франции, Германии и Великобритании.

В этой связи стоит отметить, что во второй декаде июля в интервью агентству «Интерфакс» посол Египта в России Алаа Эль-Хадиди заявил, что Египет рассчитывает, что в 2010 году страну посетит до 2,5 млн российских туристов (в 2009 году из России в АРЕ приехало 2 млн).

Однако, следует отметить, что Египет имеет, в случае правильной работы над недостатками в туристической сфере, еще значительный потенциал, поскольку не только экономический кризис отпугивает многих туристов посещать именно Египет.

В частности, упомянутый посол АРЕ в России особое место уделил проблеме большого количества ДТП на дорогах АРЕ.

В этой связи дипломат отметил, что власти его страны предпринимают меры по уменьшению количества ДТП с иностранными туристами в Египте.

С этой целью увеличивается количество сотрудников дорожной полиции, чтобы обеспечивать безопасность туристов, а также численность туристической полиции, увеличивается количество гидов, имеющих лицензию на свою деятельность, а также ужесточается юридическая ответственность для того, чтобы лучше защищать права туристов.

Ситуация на египетских дорогах является важным проблемным моментом для успешного развития туристической отрасли страны. Впрочем, не только это негативно влияет на посещение туристами Египта.

Министр туризма АРЕ Зохейр Гаррана акцентировал внимание на том, что в апреле с.г. облако вулканического пепла из Исландии нарушило расписание многих рейсов. Турпоток в Египет вырос всего на 5% по сравнению с более чем 20% прошлого года, при этом страна потеряла около 200 млн долл. США.

В этой связи, следует также упомянуть, что серьезным «вызовом» для успешного развития туристической отрасли является непростая экологическая ситуация в самом Египте и особенно в Каире.

Автору уже доводилось писать, что египетская столица уже «традиционно» считается одним из самых неблагоприятных, с экологической точки зрения, мест на планете, а тема ужасной экологической ситуации в Каире постоянно является предметом активного обсуждения среди ведущих региональных СМИ.

В частности, по информации влиятельного в АРЕ Центра политических исследований, уровень шума в центре города составляет 90 децибел и никогда не опускается ниже 70-ти (пограничная норма, установленная Всемирной организацией здравоохранения, составляет 35-40 децибел).

Следует подчеркнуть, что экологические проблемы Каира далеко не ограничиваются проблемами шума.

Согласно данным ВОЗ, египетская столица страдает также от концентрации в пределах города огромного количества промышленных предприятий (около 12 тысяч); отсутствия рекреационных зон вокруг города; плохого технического состояния двухмиллионного каирского автопарка, а также отсутствия жёстких требований к концентрации окиси углерода в выхлопных газах; бытовых и промышленных отходов, что в огромном количестве складируются на территории города; перенаселения; климатических условий (сильной жары летом, отсутствия дождей, а также частых песчаных бурь); ужасного состояния питьевой воды (водопроводная вода является опасной для питья, а вода в пластиковых бутылках, в большинстве случаев, есть подделкой и, в лучшем случае, той же водопроводной, в результате чего, даже по данным официальной газеты «Аль-Ахрам», более полумиллиона египтян ежегодно становятся жертвами некачественной воды); задымленности города вследствие сезонного сжигания рисовой соломы после сбора урожая (ежегодно в конце года вокруг Каира горит 125 тысяч тонн рисовой соломы).

В следствие этого, концентрация окиси азота (NO) в каирском воздухе находится пределах от 300 до 700 мг на м куб., что в десятки раз превышает все допустимые нормы, а концентрация двуокиси азота (NO2) (считается наиболее опасным среди всех загрязнителей атмосферы) достигает в Каире рекордных в мире показателей.

Однако, если ранее вопрос тяжелого экологического состояния в стране, в первую очередь, увязывался с египетской столицей, то теперь тревожные «звонки» начали приходить из всемирно известных курортов АРЕ.

В частности, в июне с.г. к северу от Хургады было обнаружено нефтяное пятно неизвестного происхождения. В последствие оно увеличилось и достигло побережья туристического комплекса Эль-Гуна, а также частично самой Хургады.

Последствия загрязнения наблюдались на отрезке более 20 километров.

Кроме того, по туристическому сектору Египта может ударить европейский долговой кризис. Ожидается, что Испания и Греция создадут АРЕ серьезную конкуренцию, так как более слабый евро привлекает долларовых покупателей, к тому же эти страны предлагают более широкий выбор услуг и маршрутов.

Существенным проблемным моментом в плане развития туристической отрасли в стране является также нестабильная ситуация на Синайском полуострове, неконтролируемость властью целого ряда бедуинских племен и угроза, в связи с этим, террористических актов на курортах полуострова, как это было в середине текущего десятилетия в Табе, Шарм эш-Шейхе и Дахабе.

В то же время, то обстоятельство, что туризм является одной из ключевых статей дохода египетской экономики, несомненно будет подталкивать власти АРЕ разрешить упомянутые проблемные моменты и искать новые пути наполнения государственной казны посредством туристической отрасли.

Во время недавней пресс-конференции глава Союза туристических палат Египта Ахмед ан-Нахас заявил, что государственный план по туризму преследует цель увеличения числа иностранных туристов, посещающих Египет, на один миллион человек ежегодно.

По данным Союза туристических палат АРЕ, в настоящее время в стране начитывается порядка 220 тысяч гостиничных номеров, а в течение ближайших пяти лет будет введено в эксплуатацию еще 150 тысяч гостиничных номеров.

Более того, в начале прошлого месяца в региональных СМИ прошла информация, что двадцать три отеля всемирно известных брендов будут построены в рамках проекта по созданию нового египетского курорта Порт Галиб. В настоящее время уже открыты четыре отеля: The Palace (под управлением Intercontinental), The Oasis и The Sands (Crowne Plaza) и Marina Lodge. По завершении второй фазы строительства курорт пополнится еще 19 гостиницами международного уровня.

В ходе первой стадии строительства курорта, стоимость которого оценивается в 2 млрд долл. и который готов уже на 40%, здесь появится яхт-клуб и несколько развлекательных учреждений. Международный порт Галиб считается первой официальной международной гаванью в Египте, действующей с 2002 года и вмещающей 1000 яхт длиной до 60 метров.

Также, согласно информации египетских компаний, которые сотрудничают с ведущими турагентствами, ими предоставляются льготные цены на проживание в отелях в Египте. Предлагалась следущая схема: египетский туроператор предоставляет льготные цены (условно на 5-10 долл. США дешевле, нежели они есть на самом деле) на проживание в отеле российскому или европейскому туроператору; а тот уже сам решает, какую стоимость предоставлять туристу, соответственно получая разницу. Туроператор в Египте пытается вернуть утраченное (скидка делается за счет туроператора, поскольку отель может и не понижать цену) путем организации экскурсий, другой программы для туристов.

Существенный рост наблюдается и в секторе делового туризма. Расходы на продвижение делового туризма в Египте осуществляются в рамках общих бюджетных трат. Усиление маркетинговой активности в сфере делового туризма связано с растущим интересам к MICE-программам в Египте.

В этой связи, кроме традиционных курортов египетские власти активно развивают новые направления, где, по мнению представителей турсектора страны, есть большой потенциал, в частности для организации инсентив-программ и корпоративного туризма. Активно продвигаются возможности wellness & spa, круизы по Нилу, яхтинг и др..

В целом же, туроператоры считают вполне реалистичными планы правительства по увеличению туристического потока, поскольку одним из главных преимуществ Египта являются низкие цены. По их словам, в текущем сезоне в среднем по Египту гостиницы загружены на 60%, что немногим ниже нормального показателя (65-70%).

Можно сделать вывод, что доходы туриндустрии Египта за первое полугодие соответствуют предварительным расчетам и отражают его довольно сильное положение как дешевого курорта для отдыхающих из Европы и стран постсоветского пространства, а сама туристическая отрасль АРЕ, при условии устранения упомянутых негативных моментов, а также стабилизации внутриполитической ситуации в АРЕ имеет солидный резерв для улучшения экономических показателей страны.

52.29MB | MySQL:103 | 0,587sec