Cитуация в Ливии: июль 2010г.

В июле огромное количество событий оказалось связано с уже изрядно подзабытым «делом Локерби», вернее, с человеком, считавшимся одним из главных действующих лиц в этом деле — ливийцем Абдельбасетом Али Мохаммедом аль-Меграхи. На Западе полагают, что он был одним из организаторов взрыва с 1988 году в небе над шотландским городком Локерби американского авиалайнера. В результате того теракта погибли 270 человек. В свое время Ливия выдала Аль-Меграхи шотландскому правосудию, и в 2001г. он получил пожизненное заключение.

В августе 2009г. в связи с заболеванием раком он был освобожден из тюрьмы по «мотивам гуманности», после чего с триумфом вернулся в Ливию. Тогда утверждалось, что ему осталось жить «несколько месяцев». Удивительная метаморфоза произошла с онкологом — автором этого прогноза /он был сделан по просьбе ливийских властей!/ британцем Каролем Сикорой. В заявлении для «Санди таймс», опубликованном 4 июля, он изменил свой прогноз до 10 — 20 лет. Кстати, год назад прогнозы других специалистов, утверждавших, что Аль-Меграхи будет жить от одного до двух лет, не были услышаны.

Сикора признал, что ливийские власти дали ясно понять ему: если он сделает заключение о том, что Аль-Меграхи осталось жить несколько месяцев, это увеличит шансы на его освобождение. Не исключено, что для принуждения онколога сделать такое заявление был включен и материальный фактор.

12 июля представитель госдепа США Филипп Кроули заявил, что нахождение ливийца Аль-Меграхи на свободе является оскорблением памяти жертв теракта над Локерби.

14 июля группа американских сенаторов потребовала от британской нефтедобывающей компании BP приостановить работы по глубоководному бурению в экономической зоне Ливии до тех пор, пока не будет выяснено, какую роль эта компания сыграла при освобождении Аль-Меграхи. Как заявил сенатор-демократ Роберт Менендес, «если станет известно, что BP действительно помогла в освобождении этого убийцы людей, то еще больше сделает незаконным решение шотландского суда об его освобождении». Менендес вместе с коллегами по сенату обратился к госсекретарю США Хиллари Клинтон с посланием, в котором потребовали начать расследование относительно роли BP в освобождении Аль-Меграхи. Сенаторы напомнили, что в 2007г. BP подписала с Триполи контракт на 900 млн доларов на проведение работ по глубоководному бурению в зонах, прилегающих к ливийскому побережью.

15 июля посол Великобритании в США Нигель Шейнвальд заявил, что по взглядам действующего правительства страны освобождение в 2009 году ливийца Аль-Меграхи «было ошибкой». Тем не менее он утверждал, что утверждения о взаимосвязи освобождения Аль-Меграхи и заключения контракта с участием BP «не являются достоверными». Эту же идею поддержал 18 июля в послании Х.Клинтон глава МИД Великобритании Уильям Хейг. При этом он со своей стороны назвал освобождение Аль-Меграхи «ошибкой».

21 июля власти Шотландии выступили с утверждением, согласно которому они «не имели никаких контактов» с компанией BP в период, предшествовавший принятию решения об освобождении Аль-Меграхи. Днем ранее спасением репутации BP занялся премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, заявивший, что не будет проводиться каких-либо расследований относительно возможной причастности BP к освобождению Аль-Меграхи. Тем не менее он назвал освобождение ливийца «полной ошибкой».

Кроме «дела Аль-Меграхи» в июле всплыло еще одно дело давно минувших дней. 1 июля глава МИД Италии Франко Фраттини заявил, что его страна по-прежнему пытается пролить свет над авиакатастрофой итальянского авиалайнера ДС-9 27 июня 1980 года, упавшего в Тирренское море близ острова Устика к северу от Сицилии. В результате той авиакатастрофы погибли 81 человек. В связи с катастрофой итальянская юстиция направила запросы Франции, США. НАТО и Ливии.

В самой Италии расследование этой катастрофы было вновь открыто в 2008 году после того, как бывший президент Италии 81-летний Франческо Коссига заявил, что итальянский самолет был сбит французской ракетой типа «воздух-воздух». Он утверждал, что ознакомился с соответствующей информацией в период, когда занимал пост президента /1985 — 1992гг./, а не когда был главой правительства в 1980 году. При этом Коссига не стал сообщать, почему он так долго молчал.

В 2008г. заявление Коссиги было подкреплено данными итальянских экспертов, согласно которым в ночь, когда произошла драма, американские и французские истребители преследовали один или два ливийских истребителя. Последние, чтобы избежать захвата радарами, якобы вплотную сблизились с авиалайнером. По этому сценарию, ДС-9 либо столкнулся с одним из ливийских истребителей, либо был сбит ракетой. Этот сценарий подтверждается также тем, что 18 июля 1980 года в горах Калабрии /область на юге Италии/ были обнаружены остатки ливийского МиГ-23.

В 2003г. лидер ливийской революции Муамар Каддафи обвинил США в том, что в 1980 году они хотели уничтожить его, спровоцировав авиакатастрофу. «Американцы были убеждены, что я был на борту этого самолета /МиГ-23/. Именно поэтому они сбили его», — заявил тогда он. Париж и Вашингтон всегда отвергали какую-либо причастность их самолетов к этой драме.

В июле Ливия в очередной раз подтвердила, что, по ее взглядам, наилучшим инструментом внешней политики является провокация. 10 июля из Греции вышло молдавское судно «Амальтея» с грузом некоей гуманитарной помощи, зафрахтованное возглавляемым Сейф аль-Исламом Каддафи Фондом Каддафи. Как категорично заявил 11 июля находившийся на борту судна представитель Фонда Каддафи Машаалла Звей, в намерения владельцев груза не входило какое-либо отклонение от курса на находящийся в блокаде сектор Газа. И это при том, что в документах, поданных греческим портовым властям, утверждалось, что судно следует в египетский порт Эль-Ариш.

Израиль немедленно предпринял серию дипломатических и военных усилий с тем, чтобы судно либо повернуло в один из египетских портов, либо зашло в израильский пор Ашдод. В частности, соответствующая команда через молдавские власти была доведена до капитана судна. Владельцам груза было доведено, что в противном случае израильские власти пойдут на применение силы. В Израиле действия Ливии были определены как «еще одна провокация».

В итоге молдавское судно оказалось в египетском порту Эль-Ариш. У египетских властей, судя по всему, не было уверенности в том, что «Амальтея» действительно везла гуманитарные грузы. Как заявил глава МИД АРЕ Ахмед Абуль Гейт, «сразу после прибытия в Эль-Ариш египетские портовые власти разгрузят судно, после чего передадут его груз египетскому Красному Полумесяцу, который в свою очередь переправит его в сектор Газа».

19 июля Ливия подтвердила свое стремление сыграть особую роль в урегулировании ситуации в суданском Дарфуре. В тот день Муамар Каддафи призвал находившегося в тот момент в Ливии руководителя дарфурской повстанческой группировки Движение за справедливость и равенство /ДСР/ Халиля Ибрагима «подключиться к мирным переговорам» с центральным правительством, проходящим в Дохе. Ибрагим обосновался в Ливии после того, как его выдворили 19 мая из Чада, где ранее находились основные базы ДСР. Ранее в мае ДСР приостановило свое участие в переговорах в Дохе и возобновило боевые действия против Хартума. Появление Ибрагима в Ливии шокировало Хартум, который потребовал от Триполи выдать его Судану.

Как признал Каддафи, появление Ибрагима в Ливии действительно создало проблему для Триполи. Он сообщил, что в обмен на гостеприимство ему предложено воздержаться от выдачи каких-либо распоряжений с ливийской территории. Ему также запрещено выступать с какими-либо заявлениями.

Каддафи также сообщил, что в июле в Триполи состоялась встреча между Ибрагимом и президентом Чада Идрисом Деби. При этом он не привел каких-либо деталей о содержании этой встречи.

Из экономических новостей следует отметить сообщение «Файнэншл Таймс» от 24 июля о намерении ставшей печально известной после катастрофы в Мексиканском заливе компании BP начать через несколько недель глубоководное бурение в зоне Средиземного моря, примыкающей к ливийскому побережью близ Сирта.

21 июля в ходе работы международного авиационно-космического салона в Фарнборо было объявлено, что первый экспортный контракт на многофункциональный истребитель Су-35 будет подписан до конца текущего года с Ливией. Как заявил журналистам заместитель главы «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, в настоящее время готовится проект контракта. «Переговоры с ливийской стороной у нас уже прошли, — сказал он. — Надеюсь, что до конца года первый контракт на Су-35 будет подписан». Россия также поставит Ливии учебно-боевые самолеты Як-130. По словам Михеева, поставки Як-130 увязаны с контрактом на Су-35. В соответствии с заключенным в 2009г. контрактом ВВС России получат до 2015 года 48 самолетов Су-35.

Ранее сообщалось, что Ливия намерена закупить 12 Су-35, 4 Су-30 и 6 Як-130.

52.42MB | MySQL:103 | 0,839sec