Анализ Горного кодекса Исламской Республики Иран

Основным документом, регулирующим процедуру привлечения зарубежных капиталовложений в горнодобывающий и топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Ирана, является Горный кодекс, одобренный Исламским консультативным собранием (парламентом) 17 мая 1998 года.

В самом Горном кодексе указывается, что все законодательные акты, действовавшие до его вступления, теряют юридическую силу и признаются недействительными.

Горный кодекс состоит из 36 статей и 17 примечаний.

В начале документа (гл. 1 «Определения и общие положения») законодателем вводится необходимый понятийный аппарат, который поможет детально понять содержание и сферу применения многочисленных норм, содержащихся в законе. Вот некоторые из них.

Минеральное вещество – это любое природное вещество или соединение веществ в твердой, газообразной или жидкой форме, а также в форме раствора в воде, сформировавшееся в результате геологических процессов. При этом специально выделяется понятие руда – это скопления минералов или минералы, содержащиеся в залежах, имеющие экономическую ценность.

Залежами минералов признаются природное скопление (аккумуляция) одного или нескольких видов руды под поверхностью земли, на ее поверхности или в растворенном виде.

Разведка – это добровольный поиск с целью поиска минеральных залежей.

Переработка – это вторая и заключительная стадия проводимых улучшений для дальнейшей сортировки руды и выделения сырья, которое может быть использовано в производстве.

Лицензия на эксплуатацию – это разрешение, выдаваемое Министерством промышленности и шахт на эксплуатацию шахт в рамках определенных границ.

В соответствии со ст. 44-45 Конституции Ирана, ответственность за осуществление прав государства на шахты, находящиеся на его территории, а также защиту минеральных ресурсов и выдачу разрешений на осуществление горнодобывающей деятельности, а также надзор за обеспечением средствами развития горнодобывающей деятельности возлагается на Министерство промышленности и шахт.

В то же время, осуществление всех названных функций названным министерством не должно препятствовать осуществлению своих прав собственниками – юридическими и физическими лицами в рамках закона.

Ст. 3 Горного кодекса выделяет следующие категории минералов:

— первую категорию составляют: известняк, гипс, обыкновенный песок и гравий, обыкновенная глина, морская раковина, морская и горная соль, известковая глина, каменные валуны и подобные породы

— вторую категорию составляют: железо, золото, хром, олово, ртуть, золотоносный песок, цинк, медь, титан, сурьма, молибден, кобальт, вольфрам, кадмий и другие металлы, также уголь и не содержащий нефть сланец

— третью категорию составляют: все углеводороды за исключением угля, такие как сырая нефть, природный газ, битум, нефтяной сланец, природная асфальтовая порода, нефтеносные пески и подобные им. Битум, нефтяной сланец и природная асфальтовая порода считаются частью шахт второй категории, если не используются министерством нефти или его подразделениями

— четвертую категорию составляют: все остальные субстанции, включая первичны и производные.

Примечанием к данной статье является положение о том, что, если по какой-то причине какой-либо природный материал не вошел в ту или иную категорию, отнесение его к одной из вышеназванных категорий является компетенцией Министерства промышелености и шахт, которое руководствуется при этом типом, важностью и экономической ценностью данного природного материала.

Глава 2 Горного кодекса («Разведка») устанавливает, что разведка минеральных залежей может осуществляться государственными, юридическими и физическими лицами.

Государство обязано разведывать залежи минеральных ресурсов как непосредственно, так и через свои дочерние компании, либо с привлечением юридических или физических лиц.

Осуществление разведки возможно только по получении лицензии на разведку, выдаваемой специальным министерством. Процедура получения такой лицензии, установление критериев проведения разведки, период действия лицензии, права, передаваемые по такой лицензии, и другие связанные с этим вопросы устанавливаются в подзаконных актах, принятых во исполнение Горного кодекса Ирана.

Важным примечанием является то, что если получена лицензия на разработку, не требуется отдельного получения лицензии на разведку. Однако в случае разведки новых месторождений либо конкретного вида минерального сырья сертификат на открытие держателя лицензии на разведку должен быть изменен в соответствии с требованиями Горного кодекса либо должен быть выдан новый сертификат.

В ст. 7 Горного кодекса установлено, что права по сертификату на открытие могут быть переданы третьим лицам в течение года после его выдачи и только в том случае, если такая передача будет одобрена министерством.

Важно отметить, что подробно процедура применения ст. 7, особенно в случае не получения министерского одобрения на проведение разведки, описывается в соответствующих подзаконных актах.

Если в результате работ по разведке не будет найдено никаких залежей полезных минералов, лицензия на разведку не породит никаких прав у ее держателя. Держатели сертификата на открытие могут обратиться за получением лицензии на разработку месторождения, которое они нашли в течение года после выдачи им сертификата на открытие в Министерство промышленности и шахт.

Стоит обратить внимание на то, что если держатель сертификата на открытие не обратится в течение этого периода за получением лицензии на разработку, он потеряет свое право на первоочередность. Если такая лицензия будет выдана другому лицу, оно обязано будет возместить держателю сертификата на открытие все расходы, указанные в сертификате для проведения разработки месторождения.

Одно из положений главы 3 Горного кодекса («Разработка месторождения») гласит, что для разработки минеральных залежей необходимо получение лицензии на эксплуатацию (лицензия выдается на основании идентификационных документов и конкретного плана эксплуатации объекта).

Ст. 10 Горного кодекса содержит полный перечень всех возможных держатели лицензий на разработку минеральных залежей. Однако в законодательстве Ирана на этот счет имеется несколько существенных примечаний. Первое: в случае наличия нескольких претендентов на эксплуатацию объекта, для совершения необходимых действий по выдаче лицензий применяются положения закона об аудите.

Еще одно примечание гласит, что идентификационный документ на каждый подлежащий эксплуатации объект должен содержать следующие сведения: качество и количество минеральных залежей, технические и экономические показатели (включая период возврата вложенного капитала), оптимальный уровень добычи из данных минеральных залежей, соблюдение технических требований к охране окружающей среды и мер безопасности. Данный перечень не является закрытым.

Следующее примечание устанавливает, что лицензия на эксплуатацию является официальным и уполномочивающим документом, выдаваемым на определенный период времени на основании идентификационного документа, а также одобренного плана на эксплуатацию. Данная лицензия может быть продлена, продана по сделке либо права по ней могут быть уступлены третьим лицам.

Более того, лицензия влечет за собой появление узуфрукта – ограниченного вещного права пользования минеральными залежами держателем лицензии, а также обязанностей, которые должен выполнять такой держатель. Продолжительность каждого периода эксплуатации определяется на основании вышеперечисленных критериев и максимально может быть установлена на период равный 25 годам с преимущественным правом продления данной лицензии держателю лицензии.

У государственного министерства есть определенные полномочия по выдаче так называемых кратковременных разрешений на эксплуатацию (например, для поставки специального оборудования, требуемого для реализации какого-либо проекта), а также кратковременных лицензий на разработку ограниченных минеральных запасов и проведение лабораторных работ.

Установление критериев для определения размера взимаемых процентов осуществляется надлежащим образом исходя из таких факторов, как месторасположение залежей, состояние этих залежей, выбранный метод добычи, обязательства и получаемая прибыль держателем и регулируется подзаконными актами, издаваемыми во исполнение положений Горного кодекса Ирана.

На государство возлагается обязанность поощрять вложения в добывающую промышленность частных инвесторов (ст. 16 Горного кодекса). Для этого соответствующее министерство осуществляет надзор, контроль и защиту прав частных инвесторов, проводит необходимые исследования и составления типовых планов освоения минеральных залежей, руководствуясь при этом в своей работе положениями соответствующих подзаконных актов.

Одно из положений главы 4 Горного кодекса Ирана («Общие нормы») признает незаконным любое ведение деятельности, такой как: разведка, раскопка, разработка, эксплуатация, осуществляемые без получения в надлежащем порядке необходимых лицензий или кратковременных разрешений (ст. 18).

Подобная деятельность является незаконным захватом общественной или государственной собственности и подлежит преследованию с привлечением к ответственности в соответствии с законодательством страны. Министерство направляет письменное уведомление о продлении строка исполнения обязательств держателем лицензий на эксплуатацию, а также держателям кратковременных разрешений на эксплуатацию, в том случае, если они не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязательства.

Если же в установленные в уведомлении сроки лица не предпримут необходимые действия, то они будут обязаны возместить все убытки, причиненные неисполнением своих обязательств. Такие лица могут также быть признаны некомпетентными для продолжения соответствующей деятельности.

Тем не менее, это признание не влечет недействительности лицензии на эксплуатацию, либо недействительности прав третьих лиц. Условия возмещения убытков за неисполнение обязательств по лицензии на эксплуатацию либо кратковременному разрешению на эксплуатацию, устанавливаются в соответствие с Горным кодексом в самой лицензии или разрешении.

Статья 21 Горного кодекса обязывает предыдущего держателя лицензии на эксплуатацию либо кратковременного разрешения на эксплуатацию передать новому держателю лицензии на эксплуатацию либо кратковременного разрешения на эксплуатацию такую собственность и оборудование, изъятие которых повлечет возникновение убытков и ущерба.

За переданную собственность и оборудование выплачивается возмещение в размере, установленном на основании оценки, проведенной специализированными официальными органами государства. В случае если предыдущий держатель лицензии на эксплуатацию или держатель кратковременного разрешения на эксплуатацию не передаст собственность и необходимое оборудование, он будет обязан возместить все убытки, возникшие в результате этого.

Согласно иранскому законодательству, государству, помимо прочего, надлежит осуществлять контроль над соблюдением требований безопасности и защиты окружающей среды всеми держателями лицензий (ст. 34 Горного кодекса).

Таким образом, подробно проанализировав некоторые наиболее важные положения Горного кодекса Ирана, можно заключить, что этот нормативный акт по праву является своеобразной «конституцией» горнодобывающего и нефте- и газодобывающего секторов Исламской Республики Иран. Закон содержит материальные нормы, прямо регулирующие режим недропользования в стране, а также косвенно процесс иностранного инвестирования, в том числе и в ТЭК.

55.44MB | MySQL:108 | 0,602sec