Индо-израильские отношения: основные итоги и перспективы

Изменения геополитической обстановки в мире обусловили новые тенденции межгосударственных отношений. В этой связи большое внимание политологов привлекают изменения отношений с участием стран, претендующих на роль региональных лидеров. В Ближневосточном регионе к таким странам, бесспорно, относятся Израиль и Иран. При этом политические лидеры этих государств признают тот факт, что без поддержки влиятельных государств из соседних регионов добиться безусловного лидерства в регионе не представляется возможным. В этой связи, как Израиль, так и Иран планируют и реализуют мероприятия улучшения партнерских отношений с ведущими странами соседних регионов, в частности с Индией. В данной статье рассматривается динамика и характер отношений между Индией и Израилем.

Основной особенностью отношений между этими странами является то, что на рубеже 1992 года они стремительно изменились с настороженных до партнерских. В этой связи некоторые политологи стали называть их даже «товарищескими»[1]. Именно поэтому, в статье анализируется в основном прочность созданных Индией и Израилем двусторонних связей, а также динамика развития индо-израильских отношений в дипломатической, политической, военной, а также экономической областях с 1992 года до начала 2010 года, что позволит лучше понять состояние и планы на будущее в развитии отношений между Индией и Израилем на ближайшую перспективу.

Республика Индия и Государство Израиль, являясь территориями, которыми прежде управляла Великобритания, были основаны практически в одно время, с разницей менее одного года (Индия – в августе 1947 года и Израиль – в мае 1948 года). В конце 40-х годов отношения между этими государствами оказались довольно трудными. Лидеры индийского освободительного движения Махатма Ганди и Джавахарлал Неру активно выступили против разделения Палестины и создания еврейского государства на ее территории. 29 ноября 1947 года[2], на заседании в Генеральной Ассамблее ООН представитель Индии голосовал против решения разделения Палестины. И в дальнейшем, до официального признания в сентябре 1950 года Государства Израиль[3], руководство Индии придерживалось мнения о целостности Палестины. Однако, даже после этого Индия и Израиль не устанавливали дипломатические отношения. И только в 1952 году Индия неохотно разрешила открытие израильского консульства в Бомбее, но продолжала поддерживать подчеркнуто недружелюбное отношение к Израилю в течение четырех десятилетий.

Безусловно, препятствием отношений между Индией и Израилем являлась совокупность идеологических, стратегических и политических факторов, как внешних, так и внутренних. Основными причинами антиизраильской позиции Индии в тот период были:

— неприятие разделения Палестины;

— антизападное, антиимпериалистическое мировоззрение индийских лидеров;

— тесные связи Индии с арабским миром;

— тесные связи Индии с мусульманским миром, как внутри страны, так и за ее пределами.

Лишь с резким изменением геополитической обстановки в мире, а также под давлением ряда других причин 29 января 1992 года Индия официально установила двусторонние отношения с Израилем.

Для более полного понимания динамики и характера индо-израильских отношений после 1992 года целесообразно рассмотреть наиболее существенные области двустороннего сотрудничества, а именно: дипломатическую и политическую, военную и экономическую.

Дипломатическое и политическое сотрудничество

Начиная с 1992 года, произошло существенное изменение взглядов в израильских и, главным образом, в индийских дипломатических и политических кругах. Распад СССР, другие изменения в системе международных отношений на всех уровнях, снизили воздействие ограничений, которые ранее препятствовали связям между Индией и Израилем, и создали благоприятные условия для восстановления и нормализации отношений между двумя государствами.

По мнению индийских политиков, существенное влияние на сближение Индии и Израиля оказало начало процесса мирного урегулирования ближневосточной проблемы, в ходе которого позиции многих стран, в том числе стран Ближнего Востока, смягчились по отношению к Израилю, что снизило фактор опасности отчуждения Индии от арабского и мусульманского мира. Кроме того, внутри страны в 90-е годы возросло влияние партии «Бхаратия джаната партии» (БДП)[4], что также снизило влияние мусульманского фактора во внутренней политике Индии по вопросам улучшения отношений с Израилем.

Еще более существенное влияние на изменение внешней политики и восстановления взаимовыгодных отношений с Израилем оказали изменения в геополитической обстановке. Прежде всего, с окончанием холодной войны и крахом Советского Союза интересам Индии на международной арене был нанесен серьезный ущерб. Индия и Советский Союз были союзниками в течение нескольких десятилетий и, прежде всего, Советский Союз обеспечивал почти 80 процентов военных потребностей Индии[5]. В этой связи в начале 90-ых годов Индия стала остро нуждаться в новых международных партнерах и, что более важно для нее, в новых поставщиках вооружения. Поэтому для Индии улучшение отношений с Израилем было приемлемым выбором, особенно в военной области.

Вторым и не менее важным обстоятельством сближения Индии с Израилем явилось то, что, по мнению большинства политиков Индии того периода, для создания стабильных отношений с Соединенными Штатами необходимо построить устойчивые отношения с Израилем. Индийские лидеры пришли к выводу, что нормализация отношений с Израилем облегчит восстановление отношений Индии с Соединенными Штатами, так как они полагали, что американское еврейское лобби имело сильное влияние на  внешнюю политику Вашингтона. Индийский премьер-министр Н.Рао[6], в частности был убежден, что нормализация с Израилем была необходима, чтобы улучшить постоянные деловые встречи политиков и государственных деятелей Индии с американским еврейским сообществом и американскими политиками.

В связи с этим кабинет министров Индии решил нормализовать отношения с Израилем и установить полные дипломатические связи с еврейским государством. После ряда консультаций в национальном парламенте 29 января 1992 года руководитель Индии заявил об установлении полных дипломатических отношений с Израилем.[7]

Начиная с 1992 года, по результатам серии двусторонних визитов (таблица 1)[8] между Индией и Израилем были подписаны несколько соглашений (таблица 2)[9], что существенно отразилось на улучшении дипломатических и политических связей между двумя государствами.

Таблица 1

СПИСОК ДВУСТОРОННИХ ВИЗИТОВ

Делегация

Дата визита

Со стороны государства Израиль

1.

Премьер-министр Шимон Перес Май 1993

2.

Президент Эзер Вейцман Январь 1997

3.

Премьер-министр Шимон Перес Январь 2002

4.

Премьер-министр Ариэль Шарон Сентябрь 2003

5.

Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел  Сильван  Шалом Февраль 2004

6.

Заместитель премьер-министра и министр промышленности, торговли и труда Элияху (Эли) Ишай Декабрь 2006

7.

Министр транспорта и безопасности дорожного движения Шауль Мофаз Март 2007

8.

Министр внутренних дел Меир Шитрит Ноябрь 2007

9.

Министр сельского хозяйства и развития сельских районов Шалом Симхон Январь 2008

Со стороны Республики Индия

1.

Министр внутренних дел Л.К.Адвани Июнь 2000

2.

Министр иностранных дел Джасвант Сингх Июль 2000

3.

Государственный министр науки и технологии и министр исследования Земли Капил Сибал Май 2005

4.

Государственный министр жилищного строительства и министр туризма Кумари Селья Сентябрь 2005

5.

Министр сельского хозяйства Шарад Павар Ноябрь 2005

6.

Министр торговли и промышленности Камал Натх Ноябрь 2005

7.

Министр сельского хозяйства Шарад Павар Май 2006

8.

Государственный министр промышленности Ашвани Кумар Август 2007

9.

Государственный министр железных дорог Р. Велу Декабрь 2007

10.

Бывший президент Индии А.П.Дж.Абдул Калам Февраль 2008

11.

Председатель Верховного суда К.Г.Балакришнан Декабрь 2008

12.

Глава правительства штата Пенджаб Паркаш Сингх Бадал и глава правительства штата Химачал Прадеш Прем Кумар Дхумал Ноябрь 2009

13.

Министр торговли Иоутирадитайя Скиндия (обсуждение соглашения о свободной торговле) Февраль 2010

Таблица 2

СПИСОК ДВУСТОРОННИХ СОГЛАШЕНИЙ

Соглашение

Дата подписания

1.

Об установлении двусторонних дипломатических отношений 29 января 1992

2.

О развитии и защите инвестиций 29 января 1996

3.

О предотвращении двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов 29 января 1996

4.

О взаимной помощи и сотрудничестве в таможенных делах 29 января 1996

5.

О сотрудничестве в мирном использовании космоса 28 октября 2002

6.

О сотрудничестве в области здоровья и иедицины 09 сентября 2003

7.

О сотрудничестве в борьбе с незаконной торговлей и злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами 09 сентября 2003

8.

О сотрудничестве в области защиты окружающей среды 09 сентября 2003

9.

О безвизовом режиме для владельцев дипломатических и служебных паспортов 09 сентября 2003

10.

Меморандум о создании индо-израильского инициативного научно-исследовательского фонда 30 мая 2005

11.

Межправительственный рабочий план по сельскохозяйственному сотрудничеству 10 мая 2006

Наиболее важным из перечисленных визитов следует считать  официальный визит премьер-министра Израиля Ариэля Шарона в Индию в 2003 году. В ходе этого визита премьер-министр Индии А.Б. Ваджпаи[10] и премьер-министр Израиля Ариэль Шарон сделали в Дели совместное заявление о дружбе и сотрудничестве между Индией и Израилем.

Другим существенным изменением в отношениях между Индией и Израилем в дипломатической и политической области с 1992 года стало более позитивное мнение Индии относительно Израиля по палестинской проблеме. Несмотря на то, что представитель Индии в Генеральной Ассамблее ООН как и прежде продолжал поддерживать большинство решений, осуждающих израильскую политику, международные эксперты отметили более сдержанную позицию индийского представителя при обсуждении и подготовке текстов документов ООН, направленных против Израиля.

Военное сотрудничество

Существенным стимулом для улучшения индо-израильских связей стали взаимовыгодное партнерство на рынке вооружения. Индия, испытывая острую потребность модернизировать устаревшие советские системы оружия и военной техники, рассматривала Израиль как основного партнера в решении вопросов модернизации вооружения. Израиль в свою очередь приобретал одного из самых крупных потребителей на мировом рынке вооружения. В целом, учитывая обоюдную заинтересованность, наряду с модернизацией вооружения, Индия, начиная с 1992 года, начала закупать израильские ракеты, радиолокационное оборудование, средства связи, технические средства контроля границы, средства разведки и наблюдения, стрелковое оружие и другие предметы военного назначения. Индо-израильские военные связи значительно расширились в 1998 году после прихода к власти партии БДП и достигли своего современного уровня приблизительно к 2005 году.

В частности, по оценкам экспертов, в период с 2002 по 2007 год Индия купила у Израиля вооружения на сумму более 5 миллиардов долларов США (из них на сумму 1.6 миллиарда долларов США в 2006 году), делая Израиль одним из основных поставщиков вооружения для национальных вооруженных сил. При этом многие политики в Израиле и в Индии считают, что в настоящее время военное сотрудничество продолжает формировать основу индо-израильских отношений[11].

В дополнение к большому объему военных продаж Израиля в Индию в период правления партии БДП, начиная с 2000 года, создаются первые объединенные индо-израильские военные предприятия для развития технологий при создании отдельных систем оружия. Это положило начало новому этапу в военных отношениях, показывая наличие совместных интересов в укреплении отношений в военной области. После визита в 2003 году израильского премьер-министра Ариэля Шарона в Индию стало наращиваться сотрудничество в области разведки и противодействия терроризму, что в свою очередь значительно усилило двусторонние военные связи.

В 2004 году с возвращением к власти партии Индийский национальный конгресс (ИНК) в индо-израильских отношениях возникла некоторая напряженность. Однако, это не отразилось на военном сотрудничестве, и к началу 2009 года Израиль становится для Индии основным поставщиком оружия и военных технологий[12].

По мнению специалистов, как в Индии, так и в Израиле, военное сотрудничество между двумя государствами позволяет национальным отраслям оборонной промышленности обеих стран снизить дорогостоящие затраты на создание новых систем оружия и разработку новых военных технологий, тем самым позитивно влияя на состояние экономики в каждой стране.

Кроме этого, следует выделить три других важных аспекта, отражающих взаимную заинтересованность Индии и Израиля в области национальной безопасности. Это — борьба против терроризма и радикального исламизма, проблема распространения оружия массового поражения и ракетных технологий и растущего интереса обоих государств к зоне Индийского океана.

Экономическое сотрудничество

Экономическое сотрудничество между Индией и Израилем не составляет основу индо-израильских отношений, хотя, начиная с 1992 года, наблюдается устойчивый рост товарооборота между этими двумя странами. Так в 2008 году объем двусторонней торговли составлял более чем 4 миллиарда долларов США, и Индия стала третьим по объему товарооборота торговым партнером Израиля в Азии. Однако, следует отметить, что основу товарооборота между двумя странами составляет торговля драгоценными камнями.

Получили значительное развитие экономические связи в областях сельского хозяйства, науки, и технологии. В научных и технологических секторах сотрудничество, главным образом, включало объединенные научно-исследовательские проекты, особенно в областях телекоммуникаций и программного обеспечения. Уже с 90-ых годов развивалось сотрудничество в имеющей стратегическое значение для обоих государств космической области. В области сельского хозяйства индийскими и израильскими компаниями и научно-исследовательскими институтами было сформировано множество совместных предприятий, главным образом в ирригации, распределении водных ресурсов и производстве сельскохозяйственных культур.

В настоящее время имеется ряд причин в развитии индо-израильских экономических отношений. Во-первых, ограниченный размер израильского внутреннего рынка, что является главным ограничением экономического развития Израиля. При этом огромный размер индийского рынка и перспектива большого объема продаж делают Индию особенно привлекательной для израильских компаний. Сотрудничество с индийскими фирмами облегчает вход Израиля на индийский рынок и дает доступ Израиля к рынкам Юго-Восточной Азии через торговые связи Индии с этими странами.

Во-вторых, Индия извлекает выгоду от приобретения израильских передовых технологий, которые способствуют модернизации и росту индийской экономики. Кроме того, дружеские отношения Израиля с Соединенными Штатами и Европейским союзом облегчают доступ индийских товаров на рынки Америки и Европы.

В-третьих, совместные индо-израильские предприятия в областях сельского хозяйства, науки и технологий позволяют Индии и Израилю экономически выгодно реализовывать дорогостоящие научно-исследовательские проекты, избегая значительных финансовых затрат.

Основные препятствия развитию индо-израильских отношений

Препятствия в дипломатической и политической области

Одним из существенных препятствий в этой области следует выделить неравнозначность уровня двусторонних визитов. В то время как ряд израильских делегаций возглавляли высшие должностные лица страны – премьер-министр и президент, то индийская сторона ограничивалась главами делегаций на уровне государственного министра. С приходом к власти в Индии партии ИНК перспективы визитов высших должностных лиц страны в Израиль маловероятны.

Вторым препятствием является два специфических взаимосвязанных аспекта индийской действительности: внутриполитическая обстановка и мусульманский вопрос. Несмотря на то, что большинство мусульманского населения страны не является особенно враждебным к Израилю – частично, потому что большинство придерживается более умеренной школы в исламе – среди индийской элиты и политического истеблишмента есть широко распространенное мнение, что в мусульманском вопросе необходимо быть осторожным, имея в виду отношения с Израилем. В то время как партия БДП придерживается радикальных взглядов по отношению к мусульманам и в этой связи лояльна к Израилю, то в политике партии ИНК мусульманский фактор действительно играет очень важную роль, так как большая часть мусульманского населения Индии традиционно голосовала за партию ИНК. Поэтому руководство партии опасается, что чрезмерно дружественное отношение к Израилю приведет к потере поддержки части избирателей из мусульманской среды.

Кроме этого индийские политические и военные деятели опасаются, что часть мусульманского населения Индии может быть задействована мусульманскими фундаменталистами. В этой связи руководство Индии, в особенности партии ИНК, стало более осторожным, чем когда-либо прежде, по отношению к мусульманскому населению, поэтому отношения с Израилем сохраняются сдержанными, и правительство воздержится от откровенного выражения развития двусторонних отношений.

Вместе с тем правящей партии в Индии приходится учитывать наличие на политической арене в стране нескольких левых партий, которые являются открыто враждебными к Израилю, в особенности Марксистская Коммунистическая партия Индии (КПИ (M)). После выборов 2004 года партия ИНК вернулась к власти как глава коалиции. Правительство оказалось под давлением левых политических партий (и тех, которые были частью коалиции, так и тех, которые были в оппозиции) с требованием дистанцироваться из Израиля. Эффект такого давления был незначительным. Однако руководители Израиля рассматривают роль левых в правительстве как значительный фактор, сдерживающий двусторонние отношения.

Третьим, по мнению индийской стороны, препятствием развития индо-израильских отношений являются косность израильских политиков, когда на переговорах они выдвигают неприемлемые для Индии предложения и не проявляют должной гибкости для достижения компромисса[13].

Препятствия в военной области

Военное сотрудничество между Индией и Израилем ограничивают три основных препятствия: американский фактор, бюрократия и коррупция, конкуренция с иностранными компаниями.

Соединенные Штаты играли в военной области индо-израильских отношений довольно двойственную роль, и как ограничивающую, и как поддерживающую. Соединенные Штаты являются основным поставщиком Израилю высокотехнологичных образцов вооружения и военной техники. В этой связи Вашингтон имеет существенное влияние на Израиль по ограничению им экспорта вооружения и военной техники в третьи страны. Так в 2003 году, США выступали против продажи Израилем в Индию комплекса противоракетного оружия «Arrow»[14]. В результате торговое соглашение было расторгнуто.

В то же время, США одобрил продажу Израилем Индии систему воздушного предупреждения и контроля Phalcon (AWACS)[15].

По мнению ряда израильских ученых, тесные связи между Индией и Израилем в военной области служат и американским стратегическим интересам. Один из них, Мартин Шерман подчеркивает, что в новых условиях геостратегической обстановки для закрепления американского глобального лидерства в противовес нарастающему доминированию Китая потребуется поддержка стран в регионах. В этом отношении, сильная, прогрессивная Индия, поддержанная израильскими технологиями, является достойным и практичным выбором. Другой — Эфраим Инбар, предположил, что трехсторонний американо-индо-израильский союз мог следовать из новых американо-индо-израильских обстоятельств сближения интересов по стратегическим проблемам, таким как противодействие терроризму, противоракетная оборона и стратегическое преимущество.[16]

Бюрократическая система Индии характеризуется израильской стороной как медлительная и сложная в координации. Процесс ведения переговоров, подписания, и осуществления дел с Индией является очень медленным, особенно в военной области, когда внутренняя политика Индии может неожиданно повлиять на переговорный процесс.

Коррупция неоднократно представляла серьезную угрозу индо-израильским связям в военной области. Так называемый контракт «Barak»[17] обозначил наличие возможной коррупции в индо-израильских военных связях. В октябре 2006 года, спустя шесть лет после подписания контракта, Центральное Бюро расследований Индии начало расследование, утверждая, что были заплачены взятки, чтобы повлиять на решение индийского министра обороны. На начало 2010 расследование по делу «Barak» все еще не закрыто.

Конкуренция с иностранными компаниями является дополнительным препятствием индо-израильских отношений в военной сфере. Высокая степень кооперации и интеграции предприятий ВПК Израиля с США и европейскими странами в области производства военной техники обязывает израильских производителей согласовывать возможность ее продажи в третьи страны. Эта процедура осложнилась после 1998 года, когда Индия провела ядерные испытания. Следует полагать, что наличие ограничений на передачу Индии высокотехнологичных вооружений создаст дополнительные препятствия дальнейшему расширению индо-израильских военных связей в ближайшие годы.

Препятствия в экономической области

В экономических отношениях индийская бюрократия, коррупция и конкуренция иностранных компаний также являются главными препятствиями к расширению индо-израильского сотрудничества. Кроме того, многие эксперты отмечают, что различия в ведении бизнеса и в деловой культуре иногда препятствуют двустороннему сотрудничеству.

Перспективы развития индо-израильских отношений

Некоторые специалисты в средствах массовой информации указывают, что Индия и Израиль являются «стратегическими партнерами» или близки к этому. Однако, стратегическое партнерство, подразумевает долгосрочные обязательства для сотрудничества. Это также подразумевает, что два государства разделяют общее представление о мировой политике и соответствующее их представлениям положении этих государств на международной арене.

Следует отметить, что ряд стратегических интересов лежит в основе индо-израильских отношений, но они не достаточны, чтобы характеризовать отношения как «стратегическое партнерство». Поэтому говорить о «стратегическом партнерстве» между Индией и Израилем можно будет, при определенных обстоятельствах, в среднесрочной, а, скорее всего, в долгосрочной перспективе.

Несмотря на некоторые препятствия, отношения между Индией и Израилем имеют тенденцию к расширению. Предполагается, что основные усилия могут быть предприняты в продвижении экономических связей, особенно в секторах высоких технологий, сельского хозяйства и науки, где уже есть большие наработки в сотрудничестве. Это может в свою очередь в будущем расширить индо-израильские связи, чтобы как-то компенсировать возможное снижение двустороннего сотрудничества в военном секторе.

Кроме этого, как в Индии, так и в Израиле предполагается уделить больше внимания неофициальным контактам, таким как: организация и проведение совместных академических семинаров, реализация программ обмена между ведущими учебными заведениями обеих стран, организация израильских культурных событий в Индии и наоборот, совместные проекты между индийскими и израильскими неправительственными организациями и т.д.

Таким образом, индо-израильские отношения в современных условиях можно оценивать, как успешные. Несмотря на ряд препятствий, которые негативно влияют на развитие отношений между двумя странами, следует ожидать стабильного состояния отношений в политической и дипломатической областях, некоторого снижения активности отношений в военной области и оживления отношений в экономической области.

1.                Arielle Kandel. Indo-Israeli relations in the post-cold war period, www.weeklyblitz.net February 21, 2010

2.                Через три месяца после создания индийского государства.

3.               Два года спустя, после того как Государство Израиль объявило свою независимость в мае 1948 года.

4.                Bharatiya Janata Party (BJP) (хинди – Индийская народная партия)

5.                По состоянию на 1991 год (www.weeklyblitz.net)

6.               (1921-2004), Премьер-министр Индии в 1991-1996 годах (представитель партии Индийский национальный конгресс (ИНК); полное имя Памулапарти Венката Нарасимха Рао (Pamulaparti Venkata Narasimha Rao)

7.                 http://www.eleven.co.il/article/11733

8.                http://www.indembassy.co.il/India-Israel%20Bilateral%20relations.htm

9.               http://www.indembassy.co.il/India-Israel%20Bilateral%20relations.htm

10.            Родился 25 декабря 1924 года), премьер-министр Индии с 16 мая 1996 до 1 июня1996 года и с 1998 до 2004 года (представитель партии «Бхаратия джаната партии» (БДП) (хинди – Индийская народная партия); полное имя Атал Бихари Ваджпаи (Atal Bihari Vajpayee)

11.            Ronak D. Desai, Xenia Dormandy, Former Senior Associate, Belfer Center for Science and International Affairs. Indo-Israeli Relations: Key Security Implications, Policy Brief, July 10, 2008

12.            Arielle Kandel. Indo-Israeli relations in the post-cold war period, www.weeklyblitz.net February 21, 2010

13.            Arielle Kandel. Indo-Israeli relations in the post-cold war period, www.weeklyblitz.net February 21, 2010

14.            Совместная разработка Израиля и США

15.            Для продажи в Китай аналогичной системы США наложили вето

16.            Arielle Kandel. Indo-Israeli relations in the post-cold war period, www.weeklyblitz.net February 21, 2010

17.             Ракетные системы морского базирования израильского производства

52.49MB | MySQL:103 | 0,445sec