Ливийские игры на суданской площадке

Суданское правительство выпустило «очень сердитое» обращение в связи демаршем ливийского руководства по вопросу участия президента Судана О.аль-Башира в предстоящей на этой неделе встрече в формате Афросоюз-Европа (ЕС) в Триполи. Хартум аннулировал участие своего лидера в этом мероприятии. В свою очередь лидер «африканских мудрецов» Т.Мбеки выразил крайнюю степень озабоченности этим фактом, так как руководство Афросоюза настаивало на участии суданского лидера во встрече.

Началось все после опубликования заявления министра иностранных дел Ливии М.Кусы о том, что «мы попросили президента О.аль-Башира отменить свое участие в указанном саммите, поскольку Триполи приложило много усилий как страна-хозяйка к организации этого события, и мы не хотели бы, чтобы наши усилия оказались бы напрасными». Министр иностранных дел имел ввиду возможную негативную реакцию представителей стран ЕС. По некоторым данным, которые муссируются в различных европейских СМИ, европейцы собирались демонстративно покинуть зал заседания в случае присутствия на саммите суданского лидера. Весь этот скандал напрямую связан с ордером на арест О.аль-Башира выданный Международным уголовным судом (МУС). Теперь не совсем понятно, поедет ли он на саммит Афросоюза в тот же Триполи через неделю.

Насколько указанное решение ливийцев было «самостоятельным» остается догадываться. Скорее всего, АС дал Триполи «карт-бланш» на разъяснение Хартуму своей позиции и достижения некого компромисса по этому вопросу. Саммит с участием представителей ЕС для Афросоюза и Ливии, безусловно, важен, прежде всего, с точки зрения привлечения инвестиций. Но однозначно, что в позиции М.Каддафи (а за всеми событиями стоит, безусловно, он) присутствует много и политических факторов. Действительно западные инвестиции в Ливию уже пришли и продолжают приходить ударными темпами. Заинтересованность Парижа и Рима в организации трансредиземноморского газопровода, и получения тем самым мощного альтернативного российскому источника поступления природного газа, от присутствия или отсутствия О.аль-Башира на саммите не уменьшилась. Эта стратегия, кстати, является единой для всего ЕС.

Мотивировка МИД Ливии о том, что лидер ливийской революции боится испортить отношения с Западом, критикуя вердикт МУС, тоже является натянутой. Еще в прошлом году он открыто характеризовал вердикт МУС «как проявление неоколониализма». Кстати необходимо отметить кардинальное расхождение в этом вопросе между Каиром и Триполи. Каир в отличие от М.Каддафи всегда и везде жестко отстаивал право О.аль-Башира присутствовать на всех организуемых под его эгидой форумах с участием европейцев. То же самое относится и к позиции Анкары.

Позиция М.Каддафи обусловлена разногласиями с Хартумом в отношении лидера Движения за справедливость и равенство (ДСР) И.Халиля, которого ливийцы «пригрели» после его выдворения из Чада. Помимо того, что это объективно тормозит процесс мирного урегулирования в самом Дарфуре, в планах Триполи использование этого полевого командира в дальнейшем и на «чадском направлении». Сразу оговоримся, что Ливия сейчас не в состоянии идти на «лобовое столкновение» в Чаде, как она это делала в 80-х. годах. Поэтому расшатывать режим И.Деби будут через того же И.Халиля. Мы здесь должны понять, что главную ценность для Триполи опальный лидер ДСР представляет, прежде всего, с точки зрения своего положения в этнической группе загава. Метаморфозы борьбы в этой группе, к которой относится и сам чадский президент, удивительны и, если через очень короткий срок тот же И.Халиль и его недавние недруги из «единой чадской оппозиции» вдруг «подружатся», то это не будет выглядеть странным. Раздражение в Триполи политикой И.Деби в том числе связано и с затягиванием с его стороны вопроса о начале строительства трансахарского газопровода через ливийскую территорию. Сам по себе этот факт превращал бы Ливию в одного из очень серьезных региональных игроков.

Вторым поводом для того, чтобы предпринять такой шаг является несомненная обида ливийского лидера на то, что его «отодвинули» от активного участия в посреднических усилиях по Дарфуру. Это произошло при явном равнодушии того же Хартума, который отдал приоритет Катару. Не отреагировал «должным образом» суданский президент и в тот период, когда М.Каддафи пытался пролонгировать свои полномочия председательствующего в Афросоюзе. Вот это, пожалуй, основные причины того, почему Триполи сейчас себя так ведет.

Более того, через И.Халиля начинается активно «вбрасываться» идея «увязать» в один пул проблемы Дарфура и Южного Кордофана. Идея пагубная, так как сильно осложняет решение дарфурской проблемы, а вернее делает шансы на ее разрешение в ближайшем будущем проблематичными. Интерес лидера ДСР здесь понятен: он затягивает время путем выдвижения новых условий для своего присоединения к мирным переговорам. ДСР действительно воевало раньше в этом районе и имеет сторонников в бывшем Западном Кордофане, а сейчас эта тема становится все более и более актуальной по ряду причин.

Ну, во-первых, статус Южного Кордофана еще только предстоит обсуждать. Там не проводились всеобщие выборы в апреле с.г., и ситуация с ними пока «заморожена». Там такие же проблемы как и в Абъее, то же противостояние между динка-нгок и миссерия. Нынешний пассаж И.Халиля является четким индикатором того, что данные суданских спецслужб о поддержке Джубой разбитых отрядов ДСР, имеют под собой основу. Руководитель ДСР «вспомнил» про своих сторонников во многом благодаря просьбе южан. В Джубе предельно заинтересованы в том, чтобы подключить к указанному вопросу как можно больше «сторонних сил» и увязать прогресс в переговорах по спорным с Хартумом вопросам с «дарфурским досье». Интересна трансформация взглядов самого И.Халиля, который еще год назад упрекал Хартум в потворстве южносуданским сепаратистам.

Пока битву за Кордофан (вернее за его будущее) в Джубе проигрывают, у которой там очень сильный и искушенный противник в лице губернатора Южного Кордофана и по совместительству «военного преступника» М.Харуна. Рискнем предсказать, что вскоре начнется массированная пропагандистская атака на последнего как со стороны Южного Судана, так и с позиций правозащитных организаций Запада с целью устранения его с этого поста.

Во-вторых, обозначить тему Кордофана становиться для ДСР очень актуальной в силу того, что сейчас этот район является фактически последним оплотом ее отрядов. Бои сейчас идут именно там, а в субботу авиация северян уже бомбила базы ДСР в южносуданском штате Бахр Газали. Это вызвало массовое бегство мирного населения во внутренние районы. Если Хартум позволит втянуть себя в это противостояние, то это «выйдем ему боком» и сделает «призрачными» надежды на скорый выход из-под экономических санкций.

62.83MB | MySQL:102 | 0,468sec