Пакистан: рост оборонного бюджета как фактор усиления роли армии в гражданском обществе

На современном этапе многие обозреватели констатируют стремительный процесс роста оборонного бюджета Пакистана. Так, еще в июне 2010 г. министр финансов Исламской Республики Пакистан доктор Абдул Хафиз Шейх обнародовал бюджет страны на 2010-11 финансовый год, одной из приоритетных статей которого стали расходы на оборону – 442.17 миллиарда рупий. В период 2009-10 гг. этот показатель составил 376.85 миллиарда рупий. Таким образом, абсолютный рост оборонного бюджета ИРП составил 64.04 миллиарда рупий или 16,9 %.

Доля текущих оборонных расходов ИРП оценивается в 111.24 миллиарда рупий. Аналогичный показатель прошлого 2009-10 гг. финансового года составил 97.4 миллиарда рупий.

В долларовом эквиваленте, согласно представленному Исламабадом отчету в МВФ в сентябре 2010 г., бюджетные оборонные ассигнования ИРП увеличены на 1.28 миллиарда долларов США. Таким образом, прогнозируемые расходы на оборону Пакистана в 2010-11 гг. оцениваются в 6.41 миллиарда долларов по сравнению с 5.14 миллиардами долларов в 2009-10 гг. В докладе, со ссылками на заявления правительства ИРП, указывается, что дополнительные средства на оборонные статьи национального бюджета были получены за счет сокращения ряда бюджетных фондов развития.

Западные обозреватели также не исключают, что увеличение военных расходов бюджета произошло за счет сокращение бюджетных статей на образование и других социальных программ для покрытия растущих оборонных ассигнований. Так например, социальные программы развития, на которые первоначально выделялось 446 миллиарда рупий, были сокращены практически вдвое до 250 миллиардов рупий. Бюджетный дефицит страны в целом превысил запланированный уровень и составил более 5.5% от ВВП. На статьи образования предусмотрено всего 2.5% от общей суммы бюджета; и это в стране, где «…из 40 млн детей школьного возраста (от 5 до 14лет) только 18 млн учащихся охвачены школой». (См. И.Н.Серенко, Национальная система образования Пакистана под ударом исламистов, 22.11.10, www.iimes.ru ).

По мнению ряда обозревателей, побудительными факторами к повышению оборонных расходов являются, с одной стороны, «противостояние военным амбициям Индии», с другой – текущие военные операции в зоне пуштунских племен на севере страны, а также финансовые потери, понесенные армией во время поисково-спасательной операции в период наводнения и т.д.

Пакистанские военные заявляют, что указанный рост оборонного бюджета страны оправдан, так как значительная часть ассигнований направляется на зарплату и другие выплаты военному персоналу, которые, как предусматривалось, составят 176 миллиардов рупий. В правительстве страны также находятся оправдания указанным затратам. Так, министр финансов ИРП Абдул Хафиз Шейх подчеркнул, что «вопрос безопасности является приоритетным. В настоящее время мы столкнулись с ситуацией, в которой наши вооруженные силы, военизированные формирования и силы безопасности отдают свои жизни … и они должны знать, что мы поддерживаем их».

Вышеприведенные цифры оборонных ассигнований относятся к национальному бюджету ИРП. Однако, при рассмотрении оборонных расходов Пакистана невозможно не учитывать финансовую поддержку, которая оказывается Исламабаду со стороны международного сообщества на антитеррористические кампании. Так, реализация Вашингтоном региональной стратегии «АфПак» позволит Пакистану получить на протяжении последующих пяти лет 9 миллиардов долларов от США и еще порядка 7 миллиардов долларов от других международных фондов и организаций. Пакистан, таким образом, имеет все основания к обретению в среднесрочной перспективе статуса центра силы регионального уровня.

С учетом указанных показателей роста оборонного потенциала ИРП, ряд обозревателей констатируют усиление роли армии в структуре современного пакистанского общества. А принимая во внимание то, что за современный период истории ИРП пакистанские военные трижды были инициаторами военных переворотов против гражданского правительства страны (в 1958, 1977 и 1999 гг.), в обществе распространилось небезосновательное предубеждение против чрезмерной концентрации финансовых, экономических и, как следствие, административно-политических ресурсов в армии.

В этой связи неудивительно повышенное внимание к лицам, назначаемым на ключевые должности в пакистанских вооруженных силах. Так, генерал Халид Шамим Винн , который был недавно назначен на ключевую должность начальника Генерального штаба, рассматривается как наиболее очевидный кандидат на должность главы Объединенного комитета начальников штабов (Joint Chiefs of Staff (CJCS)), пакистанских ВС. Он является самым высокопоставленным генералом в армии Пакистана, уступая в чине только командующему армией генералу Ашфаку Первезу Кияни, срок службы которого недавно был продлен парламентом еще на три года.

Однако, при этом указывается, что должность главы ОКНШ имеет, в основном, церемониальные функции и «играет вторую скрипку» в вооруженных силах ИРП после начальника штаба сухопутных сил ВС Пакистана. Тем не менее, глава ОКНШ играет важную роль в качестве ключевого посредника с западными союзниками, на него также возложены полномочия по командования ядерным оружием.

52.31MB | MySQL:103 | 0,476sec