К вопросу об отношениях Турции с Грецией

В 2010 году отмеченные непростым историческим наследием отношения Турции и Греции характеризовались такими заметными явлениями как интенсификация межгосударственных контактов и создание Совета по стратегическому сотрудничеству высшего уровня. Попытки двух соседних государств снизить остроту исторических противоречий продолжились и в 2011 году.

В своей статье под названием «Новая парадигма турецко-греческих отношений в меняющейся стратегической обстановке», опубликованной на страницах греческой газеты «Катимерини» 10 марта 2011 года, министр иностранных дел Турции А.Давутоглу, пользующийся репутацией теоретика внешней политики правящей в Турции Партии справедливости и развития, предложил отказаться от ряда устоявшихся стереотипов взаимного восприятия.

По мнению главы турецкого МИДа, препятствия на пути развития турецко-греческих отношений создают следующие стереотипы:

— Турция и Греция являются форпостами Востока и Запада, а турецко-греческая граница представляет собой разделительную линию между Востоком и Западом.

Подобный подход несет в себе отражение идей ориенталистов девятнадцатого века, упускавших из виду тот факт, что Османская империя во многом вобрала в себя византийскую цивилизацию.

— Турецко-греческие отношения отражают историческое развитие ислама и христианства.

Данное утверждение, основанное на противопоставлении, не учитывает многовековой опыт мирного сосуществования турок и греков в рамках единого государства. Невозможно отрицать огромное влияние стамбульских греков-фанариотов на османскую администрацию, особенно, на организацию дипломатической и торговой деятельности в Османской империи. Вселенская Патриархия, находящаяся в Стамбуле на протяжении столетий, считается одним из исторических институтов, игравших важную роль в управлении османским государством.

— Противопоставление двух народов друг другу в процессе создания национальных государств.

Воспоминания о прошлом не должны создавать препятствия для будущего. В этом смысле показателен пример М.Ататюрка и Э.Венизелоса, которые смогли договориться о будущих отношениях двух государств после трагических событий греко-турецкой войны.

— Между Турцией и Грецией существует стратегическое противоборство.

Представление о том, что укрепление позиций одной из сторон может быть достигнуто за счет другой стороны, способствует взаимному отчуждению. В то время как Турция и Греция, как ключевые государства, расположенные в точке пересечения балканского и ближневосточного регионов, могут стать пионерами новой формы сотрудничества и создания зоны процветания в Средиземноморье.

Министр иностранных дел Турции также определил основы новой парадигмы турецко-греческих отношений:

1. Общее понимание истории ради будущего.

Общее историческое наследие и культурное взаимовлияние народов Турции и Греции исключают искусственное отнесение истории двух государств к восточному или западному миру. Необходима концепция общей истории. Невозможно понять османскую историю, не изучая историю Византии, от которой османы унаследовали полиэтническое общество, говорившее на различных языках. Подобным образом, для полного представления о греческой истории требуется знание османской истории.

2. Образец межконфессионального диалога.

Турция и Греция, обладающие богатым культурным наследием, могут стать примером межконфессионального диалога, способного внести вклад в развитие диалога между религиями не только в региональном, но и в глобальном масштабе.

3. Новое понимание «соседства».

Необходимо мобилизовать интеллектуальные ресурсы для поиска решения застарелых проблем. Горькие воспоминания о произошедшем после первой мировой войны обмене населением по-прежнему живы в сознании турок и греков. Для преодоления этого негативного наследия прошлого следует поощрять развитие контактов между двумя народами. Цель заключается в достижении максимального уровня сотрудничества, соответствующего провозглашенной Турцией внешнеполитической стратегии «ноль проблем с соседями».

4. Урегулирование нерешенных проблем в Эгейском море.

Только мирные средства допустимо использовать при решении существующих проблем, за которые оба государства несут историческую ответственность перед будущими поколениями. Эгейское море должно превратиться в «море дружбы и сотрудничества между двумя странами».

5. Выработка совместных инициатив в рамках Европейского союза, Средиземноморского союза, Организации черноморского экономического сотрудничества.

Урегулирование кипрской проблемы будет способствовать не только улучшению турецко-греческих отношений, но и стабилизации Восточного Средиземноморья. Турция и Греция, как государства-гаранты, должны приложить усилия для поиска решения и подготовки общественного мнения.

Действительно, внешнеполитическая стратегия «ноль проблем с соседями» и стремление Турцию к усилению своих позиций в регионах, на стыке которых она расположена, способствуют разработке новых подходов к турецко-греческим отношениям. Однако груз неурегулированных споров продолжает вызывать трения между Турцией и Грецией. Болезненной точкой турецко-греческих отношений остается Кипр с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра в северной части острова. Периодически обостряется полемика по эгейской проблематике: вопросы раздела шельфа, воздушных и морских границ между двумя странами вызывают напряженные дискуссии. Греция утверждает, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву она имеет право расширить свои территориальные воды на 12 морских миль, против чего возражает Турция, не ратифицировавшая конвенцию. Кроме того, Греция регулярно обвиняет Турцию в том, что турецкие военные самолеты и суда нарушают воздушное и морское пространство Греции.

Попытки нормализации турецко-греческих отношений продолжаются с переменным успехом уже более десяти лет: с тех пор, как был пережит кризис, связанный с задержанием лидера Рабочей партии Курдистана А.Оджалана в греческом посольстве в Кении. Прежде всего, потепление в отношениях выразилось в оживлении торгово-экономических контактов: за период с 2000 по 2010 гг. объем торгового оборота между Турцией и Грецией увеличился с 870 млн до 3 млрд долларов.

Трудно ожидать, что урегулирование накопившихся противоречий и сближение подчас диаметрально противоположных позиций может произойти достаточно скоро. Однако очевидно, что теоретические построения и исторические экскурсы играют свою роль, решая задачу по формированию психологической атмосферы, в которой возможно поддержание и развитие диалога.

52.29MB | MySQL:103 | 0,554sec