Позиция США по Йемену

Последние события в г.Таиз свидетельствуют о том, что йеменский президент А.А.Салех потихоньку переходит в контрнаступление. Почему сейчас основные события переместились в Таиз? Потому, что в Сане возможности лояльных Салеху сил серьезно сковывает армия Мохсена аль-Ахмара. В Таизе этих частей меньше. Такое поведение йеменского лидера обусловлено тем рядом причин.

1. Двойственная позиция США в отношении Салеха. Если называть вещи по-простому: «и хочется, и колется». Некоторые эксперты называют это теорией «управляемого хаоса». На самом деле хаосом управлять нельзя, поскольку в этом состоянии отсутствует система. Можно только убрать его системообразующую причину. Ничего этого американцы делать не могут, и не хотят. Позиция Вашингтона здесь полностью повторяет ситуацию: «то много, то ничего». То они напролом лезут в Ирак, не прочитывая последствий, то – выжидают и занимают позицию «будь, что будет». Также выходит и в Йемене. В Госдепартаменте США явно не определились со своими действиями. Попытки примерить стороны и мягко убедить Салеха передать власть, которые предпринял посол США в Йемене, успехом не увенчалась. Вначале согласившись на условия оппозиции, йеменский лидер вдруг резко изменил свою позицию практически в одночасье.

Поменялась и позиция Вашингтона: там видимо посчитали действия своего посла «поспешными» и решили не спешить. В крайнем случае, во время приватной беседы американского посла и лидеров оппозиционного блока «Лика Муштарака» было заявлено, что «Вашингтон не будет предпринимать никаких специальных действий по ускорению процесса ухода Салеха, так как не может просчитать все возможные негативные последствия». Между прочим, отметим, что Салех не является легитимным руководителем, а, как и Каддафи, пришел к власти в результате военного переворота в конце 60-х годов. Кстати, один из доверенных лиц Салеха и крупнейший торговец оружием Шахер Абдель Хак в прошлом месяце нанес визит полковнику. Вопрос видимо лежит в сфере свободных наличных средств, коих у Каддафи пока много, а у Салеха не очень; и оружия, ситуация с которым обстоит наоборот.

Чего же так боятся в Вашингтоне?

Прежде всего «Аль-Каиды». Захват радикалами фактического контроля над провинцией Абъян, активное присутствие в протестном движении «фигуры из черного списка» шейха Зиндани, да и вообще отчетливая перспектива прихода во власть в результате ухода Салеха исламистов (пусть и умеренных) из «Ислаха», пугает американцев. Пентагон и ЦРУ наперебой убеждают администрацию президента в том, что Салех, каким бы «сукином сыном» он не был, является единственной фигурой, с которым можно иметь дело в деле сдерживания радикалов. При этом принимается в расчет тот факт, что помимо чисто военной составляющей, нынешний йеменский лидер связан множеством родственных и экономических связей с большинством харизматичных личностей из числа этих самых радикалов. Здесь и афганский ветеран» Т.Фадли, который уверенно держит тот же Абъян, и признанный даже пакистанской верхушкой «Аль-Каиды» шейх Зиндани и ряд других фигур.

В Вашингтоне в этой связи предпочитают следующую схему действий. Салех позволяет в своем нынешнем «руководящем статусе» дистанцировать радикалов от власти, управлять ими и их поведением с большей долей уверенности. При этом через него достигается контроль за ситуацией в целом, если не считать эпизодических моментов ее выхода из-под контроля, как это произошло в случае с эсминцем «Коул» или нападением на британских дипломатов. Но это частности, которые можно локализовывать, гораздо опаснее будет, если исламисты придут к верховной власти или Йемен распадется на различные анклавы. Понимать, что там происходит и как-то воздействовать на ситуацию в них будет предельно сложно, если вообще реально. И тогда полубезумный проповедник А. аль-Авлаки станет для страны обычным явлением и размножится в геометрической пропорции. Здесь Пентагон приводит в пример тот же Ирак. И правильно. США бояться появления второго Афганистана со своей «зоной племен». Тем более, что Пентагон категорически отказывается вводить в Йемен американские войска, и вообще старается дистанцироваться от любого подобного рода операций. И последние ливийские события тому наглядный пример.

Плюс опасения за судьбу своих баз радиоэлектронной разведки и финансовые затраты, которые американцы вложили в обучение и подготовку местных «борцов с терроризмом».

2. Негативным последствием ухода Салеха является судьба Южного Йемена. В Вашингтоне, не без помощи известного бывшего южнойеменского лидера Али Насера Мухаммеда, отдают себе отчет в том, что эта часть страны может «уйти в свободное плавание». В этом есть доля правды, поскольку сепаратистские настроения на юге страны сильны как никогда, а реального влияния на эти процессы оппозиционный блок не имеет. У Али Насера Мухаммеда свои резоны, он тем самым ослабляет своих конкурентов за власть, бывших южнойеменских руководителей Салема аль-Бейда и Х.аль-Аттаса.

Вот основные причины, согласно которым Вашингтон старается не замечать массовых убийств и диктатуры Салеха. Тем более, когда «за спиной» Афганистан, Ирак и Ливия. Такую позицию иллюстрирует и отношение американцев к финансовым авуарам йеменского лидера, которые по большей части размещены в американских банках и фондах. Никто и нигде даже не заикнулся в Конгрессе или Сенате США об их замораживании.

При всем при этом Салех начинает играть в очень рисковые игры. По его прямому указанию вышедшая из Саады армия передала склады тяжелого вооружения повстанцам хауси. Губернатор и крупнейший торговец оружием в Сааде Ф.Манаа, которого еще два месяца назад обвиняли в сговоре с шиитскими повстанцами, фактически благословлен президентом Салехом на абсолютную власть в этой провинции. Непонятно, почему это проходит мимо внимания того же Вашингтона, который считает хауси сторонниками Ирана. При этом правда, заметим, что в таблице приоритетов для американцев выше стоит все-таки угроза «Аль-Каиды». Ее усиление на Аравийском полуострове рассматривается как первый этап падения монархий Персидского залива, и, прежде всего КСА, и установления в них радикальных исламистских режимов. А это основной экспортер углеводородов в США. При таком развитии событий никакое военное вмешательство уже не поможет, и Пентагон в этом уже убедился в том же Афганистане.

52.22MB | MySQL:103 | 0,556sec