О влиянии судано-ливийских отношений на ситуацию в Дарфуре

Происходящие сейчас в Ливии события кардинальным образом способны оказать влияние на развитие ситуации в Дарфуре. Эта точка зрения ряда международных экспертов основывается на следующих выкладках.

Общая протяженность границ между Ливией, Чадом и Суданом, а также попытка реформировать и перевооружить свои отряды тяжелым вооружением со стороны дарфурских повстанцев превращает этот сектор в перспективе в логистический «треугольник» по поставкам оружия и перемещению отрядов боевиков в обоих направлениях. Ситуация гражданской войны в Ливии вызвала общий хаос в системе контроля приграничных районов, которая позволяет повстанцам из Дарфура, прежде всего из «Движения за справедливость и равенство» (ДСР) свободно получать оружие, что несомненно будет использовано для очередного витка конфронтации с суданскими вооруженными силами на севере Дарфура.

На эту ситуацию напрямую влияет свободное и бесконтрольное распространение оружия среди ливийцев, особенно в районах, которые прилегают к Северному Судану. Совершенно очевидно также, что режим Каддафи в настоящее время оказывает материально-техническую поддержку повстанцам Ибрагима Халиля. Имеются точные данные о снабжении боевиков оружием, джипами и топливом. Это связано, прежде всего, с позицией Хартума по безусловной поддержке ливийских повстанцев из Переходного национального совета (ПНС). Таким образом, Триполи в настоящее время сознательно стимулирует возникновение нового витка вооруженного противостояния в Северном Дарфуре через подконтрольные ему силы из ДСР. В случае если суданское руководство будет продолжать придерживаться нынешней политики в отношении ливийских событий, то следует ожидать усиление этой поддержки по всем направлениям. При этом основными целями активности боевиков станут нефтяные месторождения БЛОКА 12 в Северном Дарфуре, которые находятся в пользовании китайских нефтяных компаний. С целью их защиты Хартум в настоящее время передислоцирует сюда дополнительные воинские соединения, что естественно ослабляет присутствие армии в еще одном ключевом для повстанцев районе Джабаль Марра.

Кроме того, следует учитывать тот факт, что уроженцы Судана (и не только из Дарфура) составляют значительную часть т.н. «африканского корпуса» (около 25 тыс. человек в настоящее время), которые воюют сейчас против ливийских мятежников. При этом большинство из них были завербованы непосредственно в Судане через ливийское консульство в этой стране. При этом Хартум «закрывал глаза» на эти операции. Такая позиция, как представляется, связана с желанием «усидеть на двух стульях»: не сильно «злить» Вашингтон с учетом предстоящего и обещанного снятия режима экономических санкций; а с другой – постараться сохранить ровные отношения с Триполи, дабы не спровоцировать его на резкие движения, способные негативно повлиять на ситуацию в Дарфуре.

После ликвидации своих тыловых баз в Чаде и потери позиций в Джабаль Мун ДСР стало восполнять свои нужды в боеприпасах и горючем через пункт Аль Куфра, который расположен на северо-востоке Ливии и населен преимущественно этническими загава. Полковник Каддафи пользуется их безусловной поддержкой в этой части страны. Этот же район используется и для поставок оружия режиму. По достоверным данным, 9 апреля с.г. на аэродром в Аль Куфра приземлились два транспортных самолета из Эритреи с грузом оружия и боеприпасов. Следует также предположить, что существуют и сухопутные логистические коридоры по поставкам оружия в Ливию через суданскую территорию из Эритреи.

Суданское правительство имеет крайне слабый контроль за этим участком границы, что позволяет членам ДСР спокойно осуществлять инфильтрацию. При этом транспортные пути для этого являются традиционными и неизменными. Первый из них – это через участок ливийско-суданской границы. Второй — через границу с Чадом, несмотря на начало процесса совместного патрулирования судано-чадскими войсками. В обоих случаях конечными и перевалочными пунктами прибытия оружия (в том числе и систем ПЗРК) и амуниции являются населенные пункты в западной части Северного Дарфура в непосредственной близости от чадской границы на протяжении реки Вади Ховар. Это, прежде всего Тине, Корной, Умм Бару, Фуравийя. Во всех этих населенных пунктах присутствие боевиков из ДСР остается постоянным. Несмотря на большие расстояния между Аль Куфра и указанными населенными пунктами, ДСР в состоянии в короткие сроки осуществлять переброску оружия и людей с учетом хороших транспортных средств и знания местности.

Таким образом, изменение ситуации в Ливии по любому сценарию (свержение режима Каддафи и продолжение противостояния) будет оказывать деструктивную роль на ситуацию в Дарфуре. Продолжая участвовать в боях в Ливии на стороне правительства, ДСР получает несомненное преимущество в рамках восстановления своей боеготовности непосредственно в самом Дарфуре. Военное поражение Каддафи и переход власти в руки ПНС не означает автоматически образование нового сильного режима в Триполи, что отвечает интересам ДСР по переброске оружия из Ливии. Одновременно в случае продолжения боевых действий Каддафи будет вынужден наращивать боевой потенциал ДСР для проведения им атак на Бенгази. В случае оставления Триполи сторонники Каддафи с большей долей вероятности отойдут к Аль Куфра, где они имеют безусловную поддержку местных племен. Это тоже сыграет в пользу ДСР.

Позиция Хартума в этой ситуации будет двоякой. Публично он будет поддерживать ливийских повстанцев, но не будет препятствовать переброске оружия в Ливию с учетом создания гарантий безопасности для своих нефтяных промыслов в Северном Дарфуре.

52.23MB | MySQL:103 | 0,483sec