Судан: ДСР отказывается от переговоров

Повстанцы из Движения за справедливость и равенство (ДСР) вновь отказались садиться за стол переговоров с Хартумом. Мотивировка все та же – «нежелание суданских властей учитывать чаяния народа Дарфура». Что это за «чаяния», догадаться нетрудно – желание получить «львиную долю» собственности и властных полномочий в Регионе. Причем сразу и единолично. Впрочем, на этот раз повод для «возмущения» был выбран для Африки более чем экзотичный – отказ суданского правительства обсуждать во время консультаций в Дохе «аспекты фундаментальных прав человека», а сосредоточится непосредственно на проблемах заключения мирного договора. «Наши позиции с суданским правительством здесь кардинальным образом расходятся», — заявил пресс-секретарь ДСР Габриэль Адам.

В чем причина расхождений? Как всегда, в деньгах. Повстанцы недовольны тем, что центральные власти осуществляют контроль над исполнительной и законодательной властью трех дарфурских штатов и хотят больше автономии. Как заявил Г.Адам, «примером для такого компромисса может послужить образец Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) между Севром и Югом». Такая постановка вопроса вообще Хартумом не принимается. Кроме того, повстанцы требуют выплаты компенсаций семьям партизан (по 1500 долларов США семьям до 7 человек, и 3000 долларов – семьям свыше 7 человек). Жесткое требование Хартума и по вопросу немедленной интеграции вооруженных отрядов ДСР после подписания мирного договора в суданские вооруженные силы на общих основаниях. Этот период, по мнению Г.Адама, должен быть растянутым. Ну и конечно не может быть и речи о новом административном делении Дарфура на 5 штатов.

Излишне говорить, что все эти требования Хартумом в принципе не принимаются. В суданском руководстве панически боятся «парада суверенитетов» и взяли курс на полное искоренение любых сепаратистских настроений. В этой ситуации несомненно, что будет продавлена идея о проведении референдума и установлении нового административного деления Дарфура. Спустя какое-то время произойдет оценка ситуации и сделан вывод о следующих шагах. Но новое деление будет проведено обязательно. А сама постановка вопроса именно таким образом полностью исключает какой-либо компромисс на переговорах в Дохе или где-нибудь еще. Какой-то стимул могло бы дать в теории поражение режима М.Каддафи в Ливии, на стороне которого сейчас сражаются боевики ДСР. Но это очень маловероятно сейчас.

Собственно основной вывод из всей этой истории очень простой. Повстанцы из ДСР фактически вбили «последний гвоздь» в гроб «дохийской инициативы». Мы уже писали о том, что руководитель Смешанной миссии (СМ) Дж.Бассоле подвергся жесточайшему прессингу со стороны последнего исполкома Афросоюза «за бездеятельность, отсутствие координации с высшими органами Афросоюза и опрометчивые шаги». Созыв всеобщей конференции по Дарфуру в конце мая с.г. в Дохе в принципе был последним шансом для него и его катарских коллег придать новый импульс своему детищу и хоть как-то доказать свою нужность. При этом они уже разослали приглашения практически всем участникам пула «международных посредников» принять участие в этом «знаковом событии», так как на них ожидалось подписание рамочных соглашений между Хартумом, ДСР и Движением за освобождение Судана во главе с Тигани ас-Сисси. Судя по всему «праздник» откладывается, да и по другому быть не могло. При этом отметим, что дело здесь по большому счету не в персоналиях. Какая разница, кто будет руководить посредническими миссиями Дж.Бассоле или Т.Мбеки. Дело в том, что ДСР не желает договариваться в принципе. Их принципиальная позиция с нынешним видением будущего Дарфура со стороны Хартума не имеют общих точек соприкосновения.

Сразу надо понять, что продуктивные переговоры в Дохе, или в самом Дарфуре невозможны без достижения прогресса по линии Север-Юг. Пока они буксуют, и стороны на проходящих в настоящее время консультациях в Аддис-Абебе договорится не смогли. Вместе с тем, от успеха или неуспеха на этих консультациях зависит и судьба будущего формата миссий ООН. Надо отметить, что в настоящее время отношение Хартума к продлению мандата миссии ЮНАМИС отрицательное. Это понятно, миссия свою задачу выполнила, и теперь полностью переезжает в Джубу. Но вот расширение мандата ЮНАМИД на повестке дня стоит, особенно с учетом необходимости мониторинга ситуации на границе между Севером и Югом. В случае отсутствия такой миссии на Севере легко себе представить, что любые конфликты будут трактоваться в пользу Джубы, особенно с учетом присутствия там международных наблюдателей. Такой сценарий пока слабо себе представляют в Хартуме, там надеются на снятие санкций со стороны США и предполагают вести какой-то диалог с ООН о мониторинге спорных участков границы только после этого.

А ослабления санкций может и не последовать. Об этом в частности заявил вице-президент США Дж. Байден на недавней встрече с Т.Мбеки. Он жестко увязал этот момент с прогрессом во внутридарфурском урегулировании. Если это так, а ждать до 9 июля с.г. осталось немного, то ситуация в приграничье будет только обостряться. Кстати, Хартум уже ассиметричный ответ на «недозволительные требования ДСР» дал. Мятежный южносуданский генерал Атор категорически отказался входить в коалиционное правительство, тем самым доказав, что пока южане не договорятся с северянами по своим ключевым проблемам раздела нефти, ни о каком спокойствии нового государственного образования речи не идет.

Что же касается американской схемы разговора с Хартумом, то он очень напоминает «югославский вариант», когда Вашингтон выдвигает узкий круг требований, а затем расширяет их до бесконечности, что приводит к крушению режима. Прямо скажем, что Судан – это не Югославия, и прозападно настроенных политиков там нет. В этом суть отличия, и отказ от первоначальных обещаний может привести Вашингтон к утрате в значительной степени своего влияния на суданское руководство, которое может сильно радикализоваться. С учетом реальной возможности прихода к власти в той или иной степени в том же Египте исламистов, это будет не самый лучший вариант развития событий.

52.51MB | MySQL:103 | 0,481sec