О состоянии американо-пакистанских отношениям после ликвидации Усамы бен Ладена

За прошедшие почти три недели после успешной операции спецназа США по ликвидации террориста номер 1 Усамы ,бен Ладена на территории Пакистана (в г. Абботабаде, близ столицы Пакистана г. Исламабада, район Хайбер — Пахтунхва) пакистано-американские отношения опустились до самой низшей точки своего состояния. При этом следует отметить, что сразу после спецоперации США СМИ обеих стран начали активно публиковать материалы, в которых содержатся взаимные обвинения в адрес своих страте-гических партнеров по борьбе с международным терроризмом, причем аме-риканская масс-медиа и ведущие аналитики и эксперты по Пакистану недву-смысленно говорят о причастности властей Пакистана и пакистанских спец-служб к укрыванию лидера «Аль-Каиды» и осведомленности о его местона-хождении на территории этой страны в течении последних 6 лет до момента его ликвидации., а пакистанская пресса и официальные лица правительства Пакистана обвиняют США в том, что они нарушили суверенитет этой стра-ны, предприняв рейд коммандос на пакистанскую территорию, не поставив в известность своего стратегического союзника (Однако, как отмечают в США, в целом тональность публикаций в пакистанских масс-медиа, прежде всего официальных, является положительной, при этом подчеркивается, что бен Ладен являлся иностранцем, проживавшим на территории Пакистана, и что Пакистан приветствует факт его ликвидации, которая будет способствовать успешной борьбе этой страны с международным терроризмом внутри Паки-стана и на территории соседа Пакистана – Афганистана; в то время, как ряд пакистанских независимых изданий осуждает Вашингтон, но не в ярко вы-раженной форме). Выяснение отношений не ограничивается только взаим-ными обвинениями. В Конгрессе США в настоящее время проходят слушания по дальнейшей целесообразности продолжения оказания финансовой помощи Пакистану. При этом отмечается, что размеры общей финансовой помощи США Пакистану составили 20, 713 млрд долларов за 2002 – 2011 финансовые годы, из которых на нужды безопасности было ассигновано 14, 177 млрд долларов. В то же время запрашиваемая администрацией президента Б. Обамы помощь Пакистану на 2012 финансовый год составляет 2, 965 млрд долларов, из которых на нужды безопасности должно быть выделено 1, 603 млрд долларов. Активно обсуждается дальнейшая роль Исламабада в проведении внешнеполитической стратегии США в регионе АфПак. В свою очередь пакистанские власти заявляют о недопустимости односторонних действий Вашингтона по борьбе с международными террористическими группировками на территории Пакистана и Афганистана и отказываются вы-давать США оставшихся в живых после спецоперации родственников бен Ладена для выяснения всех обстоятельств его нахождения на территории Па-кистана. Таким образом, налицо серьезное охлаждение отношений между Вашингтоном и Исламабадом, происшедшее в результате майской спецопе-рации США. Тем не менее, как отмечают другие ведущие американские ана-литики, в частности, американский аналитический центр «Стратфор», ны-нешнее самое серьезное охлаждение взаимоотношений между США и Паки-станом с 90-х годов прошлого века, когда США предприняли ряд санкций против Исламабада в ответ на его ядерную программу, не приведут к полно-му прекращению американо-пакистанского сотрудничества. США, как отме-чает далее «Стратфор» изыскивают пути для выхода из Афганистана. Их цель, состоящая в создании «демократического, про-американски настроенного Афганистана, способного к подавлению радикального исламизма на своей собственной территории, не достижима при существующем состоянии вооруженных сил страны – и, вероятно, не является таковой даже при гораздо большей численности американских сил и средств в Афганистане». В этом контексте симптоматично, что генерал Дэвид Петрэус архитектор американ-ской стратегии в АфПаке, был только что представлен к назначению на должность руководителя ЦРУ. Таким образом, отход Петрэуса от афганских дел означает открытие путей для пересмотра всей стратегии США в регионе АфПак. При этом, несмотря на доктрины Пентагона, предусматривающие длительные войны, США не собираются оставаться в положении участника бесконечных боевых действий в Афганистане. Со смертью бен Ладена веро-ятным аргументом в а пользу ухода США из Афганистана может быть тот факт, что миссия США в АфПаке была выполнена и, таким образом, США могут вы-вести свои войска. С другой стороны, никакая стратегия ухода из Афганистана не является допустимой без жизнеспособного Пакистана. В идеале, как отмечает «Стратфор»,Пакистан хотел бы направить свои войска в Афганистан для осуществления новой стратегии США в регионе АфПак. Но это, как отмечает далее «Стратфор», представляется маловероятным, поскольку «Ис-ламабад не разделяет озабоченность Вашингтона по поводу демократии в Афганистане, также, как и то, что он не готов предпринимать попытки навя-зывания своих решений в Афганистане». В то же самое время, Пакистан не может просто игнорировать Афганистан в силу того, что он традиционно имеет особое значение для его национальной безопасности, и таким образом, Исламабад, будет осуществлять свою стратегию по стабилизации обстановки в Афганистане. Это означает, что Исламабад будет и дальше поддерживать тактику Вашингтона по налаживанию диалога с т.н. «умеренными талибами» (а Вашингтон только что объявил о том, что собирается вести прямые пере-говоры с представителями «Талибана») и попытается отчетливо закрепить свои интересы в этой стране. То есть со всей определенностью можно сказать, что при любом дальнейшем развитии двусторонних отношений между США и Пакистаном, Вашингтон не откажется от поддержки Исламабада, так она крайне важна для решения США задачи по уходу из Афганистана. Кроме того, опора на Пакистан нужна США для того, чтобы вести операции, по крайней мере, до определенного уровня, против убежищ «Талибана» и «Аль-Каиды» в Пакистане. А открытие нового фронта в Пакистане, страны с насе-лением в 180 миллионов человек, представляется выходящим далеко за пре-делы возможностей американских сил в Афганистане или сил, находящихся в резерве США. Такими образом, следует подчеркнуть, что возможный разрыв США с Пакистаном угрожает логистике операций в Афганистане и представляет стратегический вызов, с которым американские вооруженные силы не способны справиться.

В целом, как отмечается в новом докладе Исследовательской Службы Конгресса США о последствиях ликвидации Усамы бен Ладена от 5 мая с.г., президент Б. Обама подчеркнул, выступая 1 мая с.г., что, несмотря на то, что у многих в США имеются вопросы к Пакистану по его роли в том, что Усама бен Ладен скрывался на территории Пакистана, Исламабад продолжает оставаться важным стратегическим партнером Вашингтона в его борьбе с террористическими группировками «Аль-Каида» и «Талибан» и США наме-рены и дальше поддерживать стратегические отношения с Пакистаном.

С другой стороны, для Пакистана полный разрыв США практически невозможен, поскольку, прежде всего, это означает потерю такого союзника, который может реально помочь Исламабаду в его противостоянии с гораздо более крупным соседом на восточной границе страны – Индией, отношения с которой для Пакистана относятся к жизненно важным национальным интере-сам. Кроме того, полная потеря США для Пакистана представляется непри-емлемой и в силу того, что Пакистан крайне нуждается в американской фи-нансовой помощи и поддержке, а также финансовой помощи от международ-ных финансовых институтов, которые находятся под контролем Вашингтона, для подъема своей национальной экономики, находящейся в весьма тяжелом положении. На наш взгляд, Исламабад может и, вполне вероятно, осуществит некоторое понижение уровня сотрудничества с Вашингтоном, прежде всего по линии сотрудничества между военными и спецслужбами обеих стран, что собственно, и было заявлено со стороны Исламабада уже в первые дни после ликвидации бен Ладена. Однако снижение уровня пакистано-американского взаимодействия на официальном уровне не будет означать его полного пре-кращения в силу, прежде всего, указанных выше причин. Кроме того, Ва-шингтон всячески подчеркивает особую роль Пакистана для реализации своей стратегии вывода американских войск из Афганистана, а некоторые высо-копоставленные американские конгрессмены уже выразили мнение о том, что США следует «быть больше вовлеченными в сотрудничество с Пакистаном, в свете нынешних обстоятельств».

Таким образом, Исламабад, как показал только что состоявшийся впер-вые за 27 лет официальный визит президента Пакистана в РФ Асифа Али Зардари, скорее готов пойти на некоторую политико-дипломатическую игру с Вашингтоном. Это поиск возможных союзников, прежде всего в области экономического сотрудничества, в лице России, а также, традиционно, в лице КНР. Следует отметить, что в настоящее время пакистанский премьер Ю.Р.Гилани завершает свой 4-дневный визит в Пекин, где он в числе других вопросов обсуждал оказание КНР экономической помощи Пакистану. При этом по времени эта игра совпала с майским рейдом американского спецназа с целью ликвидации Усамы бен Ладена. Результаты визита президента Паки-стана в РФ широко освещались и продолжают освещаться в пакистанской прессе, но на наш взгляд, их практический эффект для обеих стран еще пред-стоит оценить. Для РФ очевидно одно: Москва может с успехом и прагма-тично использовать наблюдающееся сейчас серьезное охлаждение американо-пакистанских отношений, пусть имеющее и краткосрочный эффект, для обеспечения своих национальных интересов, прежде всего в регионе Цен-тральной Азии, без видимого ущерба испортить свои складывающиеся отно-шения партнерства с США в других регионах и областях. Это может озна-чать, на наш взгляд, содействие уже в ближайшее время принятию Пакистана (равно как и Индии) в качестве полноправных членов в ШОС, и развитие экономических проектов с Исламабадом, не в ущерб стратегическому парт-нерству с Индией. Таким образом, РФ может ограничить сферу влияния Ва-шингтона на свои интересы в Центральной Азии, используя для этого воз-можное партнерство с Пакистаном, с учетом того «окна возможностей», ко-торое открывается для РФ в связи с операцией американского спецназа по ликвидации бен Ладена.

В прогнозном плане, как представляется, на краткосрочную перспек-тиву, ситуация в американо-пакистанских отношениях после понятных вза-имных упреков и охлаждения, скорее всего выровняется, и США все же нач-нут запланированный на июль с.г. года вывод своих войск из Афганистана, при поддержке со стороны Исламабада. Что же касается дальнейших одно-сторонних действий США по нанесению ударов по базам террористов в Па-кистане, то, как представляется, Вашингтон примет к сведению активные протесты Исламабада в связи с операцией по ликвидации Усамы бен Ладена. Возможно, будет понижена интенсивность налетов американских беспилот-ников на убежища и места нахождения боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды» в Зоне племен и в районе Хайбер-Пахтунхва на территории Пакистана. Од-нако они вряд ли будут полностью прекращены, поскольку в нынешних об-стоятельствах это единственно возможные методы борьбы с боевиками-террористами и их базами на территории Пакистана, без прямого вовлечения американских войск в акции на территории этой страны.

Таким образом, как представляется, обстановка в регионе АфПак в краткосрочной перспективе не будет характеризоваться резким ухудшением ситуации и вероятно, не претерпит изменений. Однако возможно усиление террористической активности боевиков-исламистов в Афганистане и Паки-стане, с проведением крупномасштабных терактов, в отместку за смерть Усамы бен Ладена.

52.15MB | MySQL:103 | 0,554sec