Ситуация в Египте: май 2011 г.

Свершится или нет вторая революция в Египте, причем в отличие от первой, во многом привнесенной извне, рожденная внутри страны? События мая в АРЕ дали много аргументов как за то, что такая революция не за горами, так и за то, что военные, фактически ставшие наследниками Хосни Мубарака и критикуемые за медленность реформ и нарушения прав человека, не допустят подобного развития событий.

7 мая представители ряда организаций, сыгравших решающую роль в ходе недавних массовых протестных выступлений, собрались в Каире на встречу, целью которой была заявлена «защита революции». В конференции под названием «Первая конференция в Египте: народ защищает революцию» приняли участие свыше 2 тысяч человек. Целью конференции было избрание «Национального совета» из 60 человек, который, как предполагается, предложит свои услуги военным для совместной работы по «планированию будущего страны».

19 мая правозащитная организация «Международная амнистия» фактически подтвердила «демократический» характер новых египетских властей, заявив, что продолжение практики рассмотрения дел гражданских лиц военными трибуналами ставит под сомнение обязательство военных содействовать построению в Египте правового государства. По данным этой организации, есть масса фактов о том, что военные прибегают к внесудебным арестам, а также используют пытки в отношении арестованных.

По данным египетских правозащитников, после массовых выступлений в Египте в период с 25 января по 11 февраля, когда армия своим показным нейтралитетом фактически способствовала удалению Мубарака, через систему военных трибуналов прошли свыше 10 тысяч человек.

27 мая тысячи египтян пришли на площадь Тахрир для того, чтобы выразить протест против медленности в реализации реформ после ухода Мубарака и прихода к власти военных. Участники акции требовали проведения «второй революции», скорейшего возвращения власти к гражданским. Примечательно, что «Братья-мусульмане» отказались от участия в этой акции, заявив, что она может вызвать напряженность в отношениях между населением и армией.

На фоне Гамлетовского – быть или не быть второй революции в Египте – в этой стране все четче вырисовывался новый фронт противостояния – между египетскими мусульманами и коптами. Раньше подобную междоусобицу в целом не допускали прежние власти. Новые не стали особо усердствовать в этом направлении, возможно, для того, чтобы открыть новый клапан «выпуска пара» при том, что эта их игра представляется очень рискованной. Она чревата расколом египетского общества.

Подтверждение тому – столкновения в каирском квартале Имбаба между мусульманами и коптами в начале мая, в результате которых по официальным данным погибли 15 человек, свыше 230 получили ранения. Власти арестовали около 200 участников столкновений с обеих сторон. Столкновения начались после того, как 7 мая радикально настроенные мусульмане, зараженные проповедниками салафизма, атаковали два коптских храма в Каире. Сразу после этого несколько тысяч коптов начали многодневную сидячую забастовку перед зданием государственного телевидения в знак протеста против бездействия властей. Насилию в Имбабе никак не помешало то, что еще 1 мая военные предупредили и принятии «всех необходимых мер» для предупреждения насилия на религиозной почве.

10 мая египетские власти объявили об аресте основных зачинщиков межконфессиональных столкновений в Имбабе, которые, как обещано, предстанут перед военными трибуналами.

12 мая командование египетской армии, которое руководит страной после ухода Хосни Мубарака, предупредило, что будет «железной рукой» действовать против тех, кто подстрекает к межконфессиональным столкновениям. «Высший совет Вооруженных сил Египта предупреждает об опасностях, связанных с межконфессиональными противоречиями. Он предупреждает, что данная проблема является «красной линией», которую нельзя пересекать. Он заверяет, что Египет способен прекратить межконфессиональные столкновения», — отмечалось, в частности, в заявлении Совета. В нем подчеркивалось, что армия «нанесет удар железной рукой по тем, кто, находясь на службе внешним или внутренним интересам, попытается разжигать межконфессиональную рознь».

Тем не менее общественные движения, способствовавшие уходу Мубарака, подвергли критике военных и полицию за то, что те не стали особо противодействовать толпе исламистов, напавших на коптские храмы в Имбабе. 12 мая эти движения призвали своих сторонников выйти 13 мая на площадь Тахрир с тем, чтобы защитить «единство страны».

Очередной инцидент между коптами и мусульманами произошел в Каире 14 мая, когда в результате перестрелки с использованием охотничьих ружей ранения получили свыше 50 человек. Инцидент вспыхнул близ здания гостелевидения, где мусульмане напали на коптов – участников сидячей забастовки. Кстати, одно из требований участников этой акции – отставка маршала Тантауи, главы Высшего совета Вооруженных сил Египта.

В мае заметно возросла роль «Братьев-мусульман» в политической жизни страны. Как заявил 2 мая Махмуд Эззат /в иерархии «Братьев» он занимает второе место/, убитый в Пакистане Усама бен Ладен не представлял ислам. Теперь, после его гибели, США должны вывести свои войска из Афганистана и Ирака, утверждал он. По оценке Эззата, США в течение многих лет использовали факт существования Бен Ладена и его организации «в качестве предлога для ведения войн против мусульманских стран».

В мае несколько раз заставила о себе говорить созданная месяцем ранее «Братьями» «Партия свободы и правосудия» /ПСП/. Как объявил 18 мая представитель ПСП Саад аль-Кататни, эта партия видит себя общенациональной, с участием представителей все конфессий. По данным Аль-Кататни, коптский интеллектуал Рафик Хабиб стал вице-президентом ПСП, порядка сотни христиан значится в списке основателей партии. Это заявление Аль-Кататни последовало после того, как ПСП подала в комиссию по делам политических партий документы, необходимые для официального признания партии. По словам представителя ПСП, «в списке учредителей партии значатся 8821 человек, в том числе 978 женщин и 93 копта». Он отметил, что ПСП должна начать свою деятельность 17 июня, после формирования Политбюро партии.

17 мая независимая газета «Аш-Шурук» сообщила, что бывший президент Хосни Мубарак якобы готовит открытое письмо, в котором представит египтянам свои извинения за содеянное в годы, в течение которых он находился у власти, а также объявит о передаче государству имеющихся у него средств. По версии газеты, это письмо готовилось по подсказке военной верхушки, которая якобы пообещала Мубараку взамен амнистию. Уже 18 мая Высший совет Вооруженных сил Египта опроверг сообщение газеты. «То, что сообщалось в СМИ относительно помилования бывшего президента или его семьи, абсолютно не соответствует действительности», — утверждалось в коммюнике Высшего совета.

21 мая уходящий глава Лиги арабских государств и кандидат на предстоящих в Египте президентских выборах Амр Муса высказался за то, чтобы запланированные на сентябрь парламентские выборы были перенесены. По его мнению, до этого события необходимо либо провести президентские выборы, либо созвать Учредительное собрание. До сих пор военные выступали за то, чтобы парламентские выборы прошли самое позднее 30 сентября. А в ноябре – президентские выборы. Эту позицию Высшего совета подтвердил 19 мая генерал Мамдух Шахин.

В мае у египетской революции объявился еще один сторонник в лице одного из лидеров «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири. Последний приветствовал революции в арабских странах и призвал к установлению законов шариата в Египте. В 49-минутном послании, записанном еще до гибели 2 мая Усамы бен Ладена, Аз-Завахири обратился по очереди к народам Ливии, Сирии и Египта. Относительно Каира он потребовал, чтобы Египет разорвал отношения с Израилем и открыл свою границу с сектором Газа. С подачи Аз-Завахири, или по своей собственной инициативе Каир действительно открыл в мае границу с сектором Газа, «заслужив» этим шагом одобрение движения ХАМАС.

Тем временем Египет все больше ощущает экономические последствия январских событий, приведших к уходу Хосни Мубарака. Как заявил для газеты «Аль-Алям аль-Яум» министр туризма Египта Мунир Фахри Абдель Нур, всего за четыре месяца туристический сектор страны недосчитал 2,27 млрд долларов доходов. Еще один удар по туристическому сектору нанесли межконфессиональные столкновения, после которых показатель бронирования мест в египетских отелях сократился на 15 проц.

Стоит напомнить, что в рекордном для туристического сектора АРЕ 2010г. иностранцы «привезли» Египту около 13 млрд долларов доходов, что составило порядка 6 проц. ВНП страны. В секторе прямо или косвенно были заняты до 10 проц. активного населения. В 2010г. Египет посетили свыше 14 млн туристов.

По данным национальной статистической службы, с января по март включительно Египет посетили 1,9 млн туристов, что на 46 проц. ниже показателя 2010г.

25 мая глава национальной статистической службы Абу Бакр аль-Гинди сообщил, что по состоянию на конец первого квартала 2011г. уровень безработицы среди трудоспособного населения страны достиг отметки в 11,9 проц. Аналогичный показатель в 2010г. составлял 8,9 проц. Он объяснил заметный рост безработицы деградацией египетской экономики после протестных выступлений конца января – начала февраля.

В целом, пока видятся как минимум три варианта развития событий в Египте. Первый из них связан с возможностью второй революции, вызреваемой на фоне критики – и во многих случаях справедливой — египетских военных. Второй – с возможностью развертывания полномасштабной межконфессиональной войны, поскольку имеется немало сил, включая сторонников бывшего президента, желающих этого. Третий – связан с возможным ужесточением военного режима, который может получить поддержку «Братьев-мусульман». Такой сценарий после хаоса будет рассматриваться многими египтянами как единственный спасительный.

52.32MB | MySQL:103 | 0,402sec