Йемен: борьба за власть

Обстановка в Йемене переходит в стадию дележа власти. После насильственной эвакуации тяжело раненного президента А.А.Салеха в КСА вопрос о власти становится основным. Но сначала хронология предшествующих событий.

Напомним, что президент Салех и его ближайшее окружение стали жертвой тщательно подготовленного теракта ( а не обстрела) в одной из мечетей Саны. Сама подготовка этой акции свидетельствует о том, что в ней были задействованы «свои». Взрывчатка была заранее стационарно установлена в одной из ниш, что подразумевает глубокое знание заговорщиками режима дня президента. Если учесть тот факт, что Салех, как любой уважающий себя восточный диктатор, никогда не объявляет свой распорядок дня заранее, то произошедшее означает, что заговорщики располагают «доверенными людьми» в личной охране президента. Взрыв был направленный, и то, что Салех выжил, можно объяснить только его везучестью. Тем более что люди, которые организовали теракт, не полагались на волю случая: они подстраховались засадой у ворот мечети, и когда президента в бессознательном состоянии грузили в кортеж, по нему был открыт прицельный огонь, в результате которого он получил два пулевых ранения. Информация, переданная оппозиционными йеменскими каналами о гибели Салеха, прозвучала фактически в унисон с событиями, что также говорит о хорошей организации.

Все произошедшее фактически было предопределено всей логикой развития событий. Салех переступил «красную черту», когда пытался убить лидеров оппозиции и своего сводного брата Мохсена аль-Ахмара. Если последний похоже этого испугался и занял выжидательную позицию, запершись в своих казармах, то шейхи племени Хашид терпеть и полагаться на удачу не стали. При этом на их стороне были все писанные и неписанные законы и традиции. Теперь Салеха можно в принципе списать в политический утиль. Несмотря на все свои попытки сопротивляться очевидному, и заявлять о своей готовности в скором времени вернуться в Йемен, надо признать, что в стране его никто уже не ждет. Даже армия уже не собирается его защищать.

Следует отметить несколько принципиальных моментов последних дней правления Салеха. Самым основным из них является активное задействование президентом иностранных наемников для борьбы с оппозицией. В частности, в Йемене замечены хорватские летчики, которые бомбили захваченные отрядами оппозиции склады вооружения. Управление артиллерийскими и ракетными установками (в том числе и теми, которые были использованы во время попытки убийства лидеров оппозиции в доме Садека аль-Ахмара) было поручено бывшим иракским военным, которые в большом количестве приехали в страну после крушения режима С.Хусейна. В качестве сухопутных сил Салех широко использовал на этом этапе сомалийских наемников, в том числе и членов радикальных исламистских организаций. Здесь необходимо отметить, что Салех долгое время курировал «сомалийское направление» лично и тесно контактировал с лидерами разных групп, в том числе и «Аш-Шабаб» в период их эмиграции в Йемене. Сами по себе эти факты говорят о том, что йеменские силовые структуры сильно раздроблены, а это чревато вакуумом власти и силы, которая будет способна сохранить ситуацию под контролем. При учете огромного количества разнообразного оружия, который продается на рынке, как картошка, все это чревато гражданской войной. Причем очень ожесточенной.

Это тот момент, которого очень боялись в Вашингтоне. Доказательством этого является и нынешняя ситуация в Абъяне. Как мы и предполагали, сразу же после инцидента с Салехом и его эвакуации из страны, власть в этой провинции решили взять в свои руки исламисты во главе с Т.аль-Фадли. С учетом дефицита власти и силы, это им удалось сделать довольно быстро. На этот пугающий факт американцы ответили использованием беспилотников для нанесения ударов по позициям исламистов. По нашему мнению, нынешний эпизод не является спонтанным решением самого Т.аль-Фадли, а осуществляется по «отмашке» окружения Салеха. А вернее, его сыновей и племянника, которые продолжают оставаться в стране и пытаются сохранить контроль над ситуацией. Уже много раз говорилось о тесной связи между А.А.Салехом и Т.аль-Фадли, которых связывают не только родственные, но и деловые отношения.

Т.аль-Фадли с его вооруженными отрядами – это последний довод Салеха в нынешней ситуации. Ему необходим хаос и неразбериха с сильным исламистским душком. И тогда в Вашингтоне увидят воочию то, о чем Салех их собственно и предупреждал неоднократно: что без него страна попадет под контроль радикалов.

Отсюда и риторика Салеха с больничной койки о том, что он вернется в страну, как только поправится. Пока это не срабатывает, в крайнем случае, американцы, несмотря на весь скептицизм по поводу верности будущего йеменского режима принципам борьбы с терроризмом, по-прежнему призывают Салеха уйти и успокоиться. Другой вопрос, что пока Вашингтон устраивает кандидатура временного руководителя страны вице-президента А.М.Хади, который является в прошлом близким сторонником бывшего южнойеменского лидера Али Насера Мухаммеда. Последний, кстати, срочно выехал в Йемен для проведения консультаций. Представляется, что именно с Хади. Али Насер Мухаммед является для американцев сейчас идеальной фигурой, который сможет через свое окружение утихомирить юг страны и договориться с оппозицией о будущих выборах. Особенно с учетом тесных связей Али Насера Мухаммеда с американским разведсообществом, которое он регулярно снабжает информацией не только по Йемену, но и Ближнему Востоку.

В любом случае. Йемен вступает в период нестабильности, которая будет характеризоваться борьбой за власть. Думается, что это испытание «Лика Муштарака» вряд ли преодолеет, слишком уж разные задачи у сил, которые вынуждены были объединиться для свержения Салеха

52.24MB | MySQL:103 | 0,662sec