Об изменениях в военно-политической обстановке в Сомали

В течение первой декады июня с.г. наметились существенные изменения в военно-политической обстановке в Сомали, которые могут привести к дальнейшему обострению борьбы за власть в стране между различными политическими группировками и еще большему осложнению сомалийского кризиса.

9 июля с.г. министр информации временного федерального правительства (ВФП) Сомали объявил о согласии премьер-министра страны Махамеда Абдуллахи Махамеда (Фармаджо) уйти в отставку. Решение об отставке, очевидно, было принято Махамедом Фармаджо под давлением президента Сомали шейха Шарифа Ахмеда и председателя федерального парламента страны Шарифа Хасана Адена, которые после проведения длительной серии переговоров в Кампале при посредничестве президента Уганды и представителей ООН достигли между собой компромисс в вопросе о продлении переходного периода в Сомали. Суть компромисса состоит в том, что в обмен на согласие Шарифа Ахмеда существенно обновить состав ВФП и включить в него несколько лиц, рекомендуемых председателем парламента, тот в свою очередь согласился поддержать предложение президента и премьер-министра о переносе выборов президента и руководства парламента на один год, то есть до августа 2012 года. Однако Махамед Фармаджо решительно отказался от предложенной замены ключевых министров в своем правительстве. В результате президентом и председателем парламента было подписано соглашение, предусматривающее:

— перенос выборов президента и руководства парламента на год;

— отставку ВФП во главе с М. Фармаджо и формирование нового правительства в течение ближайших 30 дней на принципах пропорционального представительства в нем основных сомалийских этнических групп (по «схеме 4,5») (1);

— разработку конкретного плана действий и тесное взаимодействие нового правительства и парламента по решению задач переходного периода, прежде всего восстановления безопасности в стране, завершения разработки федеральной конституции, подготовки к проведению всеобщих выборов, развитию процесса национального примирения.

Контроль за соблюдением соглашения решено возложить на специальные органы ООН, Африканского союза и региональной организации IGAD.

 

Отставка ВФП Сомали и продление переходного периода на год вызвало неоднозначную реакцию как внутри страны, так и со стороны мирового сообщества.

Ряд влиятельных сомалийских депутатов осудили «сделку» между президентом и председателем парламента, отметив, что решение о сроках проведения президентских выборов является прерогативой парламента Сомали, а не отдельных руководящих должностных лиц. Командование сомалийской армии выразило сожаление по поводу отставки М. Фармаджо, правительство которого, по оценке начальника ГШ ВС Сомали, за шесть месяцев работы многое сделало для восстановления национальных вооруженных сил, что способствовало успеху наступления правительственных войск и миротворческих сил AMISOM в Могадишо и нанесению поражения основной группировке боевиков «Аш-Шабаб». Многие офицеры сомалийской армии открыто высказываются против отставки правительства Фармаджо.

Как только сомалийские СМИ сообщили об отставке ВФП Сомали, в центральных районах Могадишо и начались массовые народные демонстрации в поддержку Фармаджо, с которым местное население связывало свои надежды на восстановление мира и порядка в стране. Аналогичные демонстрации прошли и на территориях, контролируемых умеренной исламской группировкой «Ахлу-Сунна-Уальджамаа», поддерживающей ВФП в борьбе против исламских экстремистов «Аш-Шабаб». Против отставки Фармаджо выступили также видные представители духовенства и некоторые влиятельные политики Пунтленда.

С другой стороны, значительная часть депутатов выразила удовлетворение преодолением разногласий между высшими органами власти и выработкой президентом и председателем парламента единого подхода к завершению переходного периода в Сомали. До сих пор наличие разногласий по данному вопросу в федеральных органах власти вызывало серьезную озабоченность международных организаций и стран-доноров, ставивших дальнейшее оказание помощи правительству Сомали в зависимость от слаженной работы всех государственных структур по стабилизации обстановке в стране в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. Ныне объявленное преодоление этих разногласий должно способствовать более продуктивному взаимодействию временных органов законодательной и исполнительной власти Сомали в решении задач переходного периода и обеспечению дальнейшей поддержке ВФП мировым сообществом. Специальный представитель Генерального секретаря ООН по Сомали Августин Магига приветствовал достижение соглашения между руководителями высших федеральных органов власти Сомали.

Вместе с тем, смена правительства в тот момент, когда наметились позитивные изменения в военно-политической обстановке в центральных и южных районах Сомали и требуется наращивание усилий для нанесения решающего поражения «Аш-Шабаб», может отрицательно повлиять на развитие достигнутых ВФП успехов и привести к утрате стратегической инициативы коалиционных сил (ВФП, AMISOM, «Ахлу-Сунна-Уальждамаа») в борьбе против «Аш-Шабаб».

1.Парламент сформирован в соответствии с ранее принятыми неофициальными договоренностями о пропорциональном представительстве различных сомалийских племен в федеральных органах власти – по так называемой «схеме 4.5», когда четырем основным группам родственных племен (хавие, дарод, дир и раханвейн) выделяются равные квоты депутатских мест, а все остальные, малочисленные, племена получают половину такой квоты

52.41MB | MySQL:103 | 0,395sec