Ситуация в Судане: май 2011г.

В течение мая основные события на огромном пространстве, которое раньше именовалось Суданом, развертывались вокруг богатого нефтью региона Абьей. Вопрос об его принадлежности долгое время не могли решить Север и Юг. В итоге 21 мая Хартум прибегнул к чисто военному решению проблемы, вновь поставив регион на грань войны.

Захвату Абьея суданскими войсками предшествовали многие другие события.

1 мая части суданской регулярной армии, нарушив ранее заключенные договоренности, запрещавшие регулярным частям Севера и Юга входить в Абьей, вторглись в спорный анклав. В развернувшихся в тот день боях с местной полицией погибли 14 человек. До этого Хартум и Джуба, не придя к согласию о принадлежности анклава, неоднократно обвиняли друг друга в направлении в Абьей союзных им иррегулярных формирований. Неделей ранее президент Судана Омар аль-Башир предупредил, что Хартум не признает будущий Южный Судан, если тот будет претендовать на Абьей. Тогда же представитель Судана при ООН предупредил, что любая односторонняя акция Джубы в отношении Абьей чревата новой войной.

9 мая стало известно, что Хартум и Джуба договорились при посредничестве Миссии ООН по поддержанию мира в Судане /Unmis/ после недели кровопролитных боев вывести свои регулярные вооруженные формирования начиная с 10 мая. Этот процесс должен был завершиться до 17 мая.

11 мая Совет Безопасности ООН потребовал от Судана и Южного Судана решить проблемы вокруг спорного анклава Абьей «мирным путем, через переговоры», осудив «ввод двумя сторонами в нарушение Всеобъемлющего мирного соглашения /ВМС/ 2005 года своих вооруженных сил в регион Абьей и последовавшее за этим насилие». Совет Безопасности потребовал от Хартума и Джубы незамедлительно вывести их войска из Абьея, где должны были остаться лишь совместные /Севера и Юга/ полицейские силы и подразделения миротворцев.

21 мая части суданской армии и формирования прохартумского кочевого арабского племени миссерия вновь вторглись в Абьей, захватили одноименный город и вышли на позиции в нескольких километрах к югу от него вдоль реки Бахр аль-Араб, ставшей с того дня новой линией противостояния Севера и Юга. Хартум назвал свои действия ответом на предшествовавший им обстрел южанами воинской колонны северян, которую сопровождали миротворцы.

Выдвижение северян происходило с боями. Полевые командиры формирований миссерия признали, что в ходе этих боев потеряли 27 бойцов убитыми. С новых позиций северяне тут же начали артиллерийские обстрелы остававшихся под контролем южан южной и восточной частей анклава. Хартум тут же распустил местную администрацию, которая была учреждена после достижения Всеобъемлющего мирного соглашения 2005г.

Выдвижение войск северян создало новую ситуацию в Абьее. Как заявил на встрече в Хартуме с участием порядка 200 старейшин миссерия лидер племени Исмаил Мохаммед Юсуф, «мы не уйдем из Абьея, даже если оттуда уйдут правительственные войска». «Наше племя отныне признает только существующее статус-кво, — предупредил он. – Мы отвергаем саму возможность проведения референдума /о принадлежности Абьея, он должен был состояться еще в январе с.г./, даже если миссерия получат право голоса в этом плебисците». Ворвавшись в Абьей, северяне тут же начали грабить дома местных жителей.

Вторжение северян, по данным Джубы, повлекло за собой бегство из Абьея в Южный Судан свыше 150 тысяч человек из племени динка нгок. Эти данные не были подтверждены независимыми источниками.

23 и 24 мая Совет Безопасности ООН дважды потребовал «немедленного и безусловного» вывода суданской армии из Абьея, но эти требования не были услышаны в Хартуме. Такое же требование к Хартуму выдвинул Вашингтон. Ответ на эти требования дал 24 мая Аль-Башир, заявив, что армия северян «не уйдет из Абьея».

Вооруженный захват Абьея северянами делает неминуемым военный ответ южан. И хотя их лидер Сальва Киир исключил 26 мая возобновление войны с Севером, более того, есть данные, что Джуба обязалась перед Совбезом ООН не использовать силу, как представляется, такого развития событий нельзя исключать. Тем более что 29 мая Хартум потребовал, чтобы Unmis покинула Судан 9 июля, в день, когда Южный Судан должен стать независимым государством. В свою очередь лидер южан Сальва Киир потребовал безусловного вывода суданской армии из Абьея.

Чтобы предупредить возможный военный ответ южан, начальник Генштаба суданской армии генерал Исмат Абдул Рахман заявил, что «мы готовы сейчас, после того, как президент Аль-Башир дал нам зеленый свет, к военному ответу на любую провокацию». «Мы предусматриваем навести порядок к северу от границы 1956 года – демаркационной линии между Севером и Югом в момент получения Суданом независимости, — отметил он. – Мы предупреждаем Джубу, что она в течение недели должна вывести все свои войска, незаконно находящиеся к северу от этой линии».

Как бы там ни было, есть данные, что к концу мая южане сконцентрировали свои танки на южном берегу Бахр аль-Араб.

Возвращаясь к другим событиям. 3 мая в центре Хартума состоялся массовый митинг, участники которого поклялись отомстить за смерть убитого днем ранее в Пакистане Усамы бен Ладена, названного его участниками шахидом /погибшим за веру/. Собравшиеся на площади Майдан аль-Мулид скандировали лозунги «Смерть Америке!» и «Армия Мохаммеда вернется!». В течение двух часов, пока продолжался митинг, его участники, среди которых были замечены ведущие религиозные деятели Судана, высказывались в поддержку тех деяний, которые совершил Усама бен Ладен.

«Мы надеемся, что главы исламских стран будут такими как бен Ладен, а не такими, как сейчас, поскольку они не могут мобилизовать людей на освобождение Иерусалима», — заявил, в частности, глава суданской исламистской организации «Ансар ас-Сунна» Абу Заид Мохаммед Хамза. Другой радикальный исламистский лидер Абдуль Хай Юсеф сообщил, что несколькими часами ранее он участвовал во встрече, которую организовал дядя президента Судана Омара аль-Башира. Целью этой встречи было сделать так, чтобы «весь мир знал о том, что убитый накануне человек был нашим братом».

Стоит напомнить, что в течение десятилетия, последовавшего вслед за поддержанным исламистами военным переворотом 1989г., Судан был пристанищем для многих радикальных исламистов, в том числе – для бен Ладена. Последний жил в Судане в период с 1991 по 1996гг. Там он организовал несколько успешных компаний, а также до десяти лагерей для подготовки боевиков. В 1996г. Судан, обвиненный в содействии терроризму и занесенный Соединенными Штатами в «черный» список, предложил бен Ладену покинуть его территорию.

В настоящее время Хартум утверждает, что больше не поддерживает исламистские группы. В свою очередь Вашингтон после того, как Хартум не стал препятствовать проведению референдума о самоопределении Южного Судана в январе с.г. и признал его результаты, обещал ему исключить Судан из списка стран, поддерживающих терроризм.

Также 3 мая после более чем 3-х месяцев нахождения за решеткой был выпущен на свободу лидер суданской исламистской оппозиции Хасан ат-Тураби. Немедленно после освобождения 79-летний политик вновь призвал своих сторонников к народному восстанию против «коррупции» в стране. Он сообщил, что во время заключения ему не предъявлялось каких-либо обвинений. «Никто не сообщил мне, почему я был арестован, и никто не сказал мне, почему я был освобожден», — сообщил он журналистам. «Я призываю народ Судана к революции против коррупции, поскольку ситуация в стране хуже, чем в других арабских странах, где уже свершились революции», — отметил Ат-Тураби.

Ат-Тураби был арестован 18 января с.г. после того, как он призвал суданцев к восстанию по тунисскому сценарию. В ходе и после военного переворота 1989г. Ат-Тураби был «серым кардиналом» при Аль-Башире. Ситуация изменилась в 1999г., когда президент отправил своего соратника в тюрьму.

Действующие в Судане законы позволяют спецслужбам содержать подозреваемых в предварительном заключении в течение 45 суток, после чего они либо должны быть освобождены, либо им должно быть предъявлено обвинение.

4 мая стало известно об усилении напряженности на границе между охваченной восстанием Ливией и суданским регионом Дарфур. Как объявил в тот день представитель МИД Судана Халед Муса, Хартум развернул на этом участке границы дополнительные войсковые и полицейские подразделения. «Ситуация в Ливии в настоящее время очень нестабильна, и у нас есть реальные опасения того, что вооружения с территории Ливии могут попасть в руки дарфурских повстанцев», — отметил он. Одновременно Ливия отвела 48 часов для того, чтобы эту страну покинули 13 сотрудников консульства Судана в ливийском городе-оазисе Аль-Куфра, находящемся в 350 км от границы с Суданом. В ответ Хартум выдворил с территории Судана сотрудников ливийского консульства в г.Эль-Фашер, столице штата Северный Дарфур.

По данным Хартума, до начала восстания в Ливии в этой стране проживали около 500 тысяч суданцев. К 4 мая около 44 тысяч человек из их числа вернулись на родину.

12 мая правящее в Южном Судане Суданское народно-освободительное движение /СНОД/ объявило об отказе от участия в определении результатов состоявшихся 1 и 4 мая выборов губернатора штата Южный Кордофан /относится к Северному Судану и находится на границе с Южным Суданом/, обвинив Хартум в фальсификации итогов голосования, которые должны были быть объявлены еще 8 мая, однако этого не произошло.

Как заявил для АФП бывший кандидат от СНОД Абдельазиз аль-Хилу, «мы полагаем, что заместитель главы Национального избирательного комитета, Избирком штата и правящая в Северном Судане партия Национальный конгресс /ПНК/ делают все, чтобы фальсифицировать результаты этих выборов». Аль-Хилу занимал пост заместителя губернатора штата Южный Кордофан. Он же являлся вторым лицом в «северном» крыле СНОД. На выборах ему противостоял «уходящий» губернатор штата Ахмед Харун, представлявший ПНК.

17 мая представители Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре /Unamid/ сообщили, что двумя днями ранее самолеты суданской армии подвергли бомбардировке город Лабадо и деревню Эшерайя на юге Дарфура, после чего суданские военные воспрепятствовали представителям Unamid проехать к местам, по которым был нанесен удар с воздуха. 17 мая удару с воздуха подверглась деревня Сукамир на севере Дарфура. Кроме суданских ВВС в этом районе другие самолеты не летают.

В целом, сейчас развитие ситуации в Судане во многом будет зависеть от того, сумеют ли мировое сообщество и США во-первых, надавить на Хартум и заставить его вывести свои войска из Абьея, и во-вторых, убедить Джубу воздержаться от силового ответа. Если эти условия не будут выполнены, в Судане в любой момент может возобновиться военное противостояние.

52.43MB | MySQL:106 | 0,779sec