Мавританские военные против «Аль-Каиды» в Мали

В конце июня – начале июля мавританская армия вновь выдвинулась на острие борьбы против формирований «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/, проведя успешную антитеррористическую операцию на территории Мали. Почему и на каких основаниях мавританские военные в очередной раз вошли на территорию соседнего государства?

Прежде чем ответить на этот вопрос, напомним, что изначально алжирская по происхождению, в настоящее время АКМ действует на территории практически всех соседних с АНДР стран, и в первую очередь – на севере Мали. Власти этой африканской страны нельзя заподозрить в симпатиях к террористам, но ее северные районы, где обосновались боевики, слишком удалены от столицы и от основных воинских гарнизонов.

Что касается Алжира, то он, претендуя /и не без оснований/ на роль регионального лидера в борьбе с терроризмом, в настоящее время больше сконцентрировался на защите своей границы с Ливией от возможного проникновения оружия из этой страны, охваченной внутренним конфликтом. Кроме того, действия мавританской армии в Мали традиционно сопровождаются оказанием разведывательного и тылового обеспечения со стороны Франции, а Алжир категорически против любого участия бывшей метрополии в событиях в регионе. Что касается Мавритании, то ее военные оказались географически наиболее близкими к новому «фронту» борьбы с терроризмом. Кроме того, действия Нуакшота стали отражением решительного настроя руководства этой страны внести свою лепту в борьбу с терроризмом и тем самым заработать определенные дивиденды в западных столицах.

Теперь – собственно про события в Мали. 24 июня мавританские военные объявили о завершении рейда – третьего по счету — в западные районы Мали, в результате которого подразделения Сухопутных войск при поддержке авиации близ пограничного городка Нара «полностью уничтожили» полевой лагерь АКМ, который эта организация недавно создала в районе лесного массива Вагаду, который имеет размеры 80 на 40 км. Судя по всему, исламисты готовились к долгой обороне. Они даже создали вокруг базы систему окопов.

По данным мавританских военных, в ходе операции были уничтожены 15 джихадистов. Они признали, что в ходе рейда ранения получили 4 военнослужащих, 2 солдат погибли. На базе были обнаружены тяжелые вооружения – противотанковые ракетные комплексы и переносные зенитные ракетные комплексы, которые «представляли собой прямую угрозу для Мавритании». Скорее всего, этот арсенал появился в распоряжении АКМ в связи с событиями в Ливии.

Со своей стороны АКМ утверждала, что в ходе боев были убиты «по меньшей мере 20 мавританских солдат, уничтожены 12 автомашин». По ее данным, боевиками на этой базе руководил некий Халед аль-Хинхити, мавританец по национальности.

В коммюнике утверждалось, что его формирование потеряло двух боевиков, «судьба которых неизвестна». АКМ в очередной раз обвинила президента Мавритании в том, что он якобы ведет «войну в интересах Франции». Она призвала граждан Мавритании «осудить эту войну», а мавританских военных – «извлечь уроки из понесенных потерь и отказаться от ведения войны, которая им не нужна».

Понятно, что к данным о потерях стоит относиться весьма осторожно, поскольку каждая из сторон по очевидным причинам заинтересована в скрытии своих потерь и преувеличении потерь противника. Косвенным признаком того, что мавританские военные действительно понесли определенные потери, является то, что уже 26 июня в регион были направлены дополнительные армейские подразделения.

Малийские военные в этой операции участия не принимали, хотя с 21 июня армии двух стран развернули широкомасштабную операцию по прочесыванию местности на севере Мали, в зону проведения которой входит и Нара. По имеющимся данным, операция продлится несколько недель. В ней участвуют несколько сотен военнослужащих двух стран. В ходе операции от военных Мали и Мавритании стало известно, что боевики АКМ прибегли к минированию местности, чего ранее никогда не наблюдалось. Возможно, появление мин в арсенале АКМ также связано с событиями в Ливии. В частности, исламисты использовали «очень опасные» противотанковые мины чехословацкого производства. 27 июня военным двух стран удалось арестовать до 15 боевиков – главным образом граждан Мавритании, которых отправили в Бамако.

Напомним: первый рейд на территорию Мали мавританские военные выполнили с согласия Бамако при поддержке Франции в июле 2010г., во второй раз – в сентябре 2010г. – они действовали самостоятельно, после чего оставались там до апреля. По оценке мавританских военных, сразу после вывода их сил из северных районов Мали в апреле формирования АКМ немедленно вернулись в зону Вагаду при том, что они располагают еще несколькими базами на севере Мали.

29 июня в Мавритании подняли голос те, кто выступает против военных операций национальной армии на территории других государств. В тот день «Координация демократической оппозиции» /КДО/ распространила коммюнике, в котором осудила «необъявленную войну, ведущуюся мавританской армией против АКМ на иностранной территории без предварительных консультаций с парламентом».

1 июля источники, близкие к переговорному процессу относительно освобождения 4 французских заложников, удерживаемых уже в течение 9-ти месяцев боевиками АКМ, сообщили, что эта организация положительно восприняла заявление Парижа о предстоящем выводе сотен французских солдат из Афганистана. Этот вывод был одним из условий освобождения 4-х заложников, выдвинутых АКМ.

Ответ АКМ на действия мавританских военных не заставил себя долго ждать. 5 июля боевики атаковали базу сил специального назначения мавританской армии, находившуюся на юго-востоке Мавритании в районе н.п. Бассикну близ границы с Мали. Согласно командованию мавританской армии, при отражении нападения были уничтожены до 20 боевиков, до 10 попали в плен, ранения получили 4 военнослужащих. Остатки нападавших скрылись на территории Мали, куда, преследуя боевиков, вновь вошли подразделения мавританской армии, действия которых поддерживала авиация. Мавританская армия также взяла под охрану Бассикну и пограничную зону с тем, чтобы не допустить нового прорыва боевиков на территорию Мавритании.

По данным представителя АКМ, на которого вышло мавританское независимое информационное агентство ANI, «нападавшие прибыли к базе на 25 джипах». Это означает, что их численность была от 100 до 150 человек. Представитель АКМ признал гибель двух боевиков – алжирца и араба, ранее проживавшего на севере Мали.

После рейда боевиков АКМ сменила тон КДО, полностью поддержавшая действия мавританских военных.

Несмотря на то, что АКМ не снижает свою активность, 12 июля побывавший в Нуакшоте командующий Африканским командованием Пентагона /Африком/ генерал Хэм Картер высказал признательность властям Мавритании в связи с «успехами», достигнутыми в борьбе против террористов. В заявлении для прессы после встречи с президентом Мавритании Мохаммедом ульд Абдель Азизом он пообещал содействовать «развитию мавритано-американского сотрудничества в сфере безопасности».

По имеющимся данным, полевые командиры формирований АКМ, действующих в Мали, хорошо осведомлены о перемещениях мавританских и малийских военных благодаря хорошо налаженной работе агентурной сети. Подтверждение тому — 14 июля спецслужбы Мали объявили об аресте в районе Томбукту двух «арабов», обвиненных в сборе разведывательных сведений о передвижениях подразделений мавританской армии. Они также подозреваются в закупках оружия и продуктов питания для АКМ.

В целом, события конца июня – начали июля в зоне границы между Мавританией и Мали показали следующее:

1.Формирования АКМ стали за последнее время более многочисленными. Если раньше речь шла об отрядах в несколько десятков человек или до 50 человек, теперь очевидно, что численность некоторых формирований АКМ превысила 100 – 150 человек.

2.Боевые действия в зоне Бассикну в очередной раз вывели на «след» оружия, судя по всему, потоком идущего из Ливии. Появление в арсеналах АКМ реактивных противотанковых гранатометов, переносных зенитных ракетных комплексов, минного оружия представляет собой очевидную угрозу для стран региона, большинство из которых /за исключением Алжира/ имеет относительно малочисленные и слабо оснащенные армии.

3.Сохранение на территории Северного Мали нескольких операционных баз АКМ чревато новыми рейдами исламистов как на территорию Мавритании, так и других стран.

4.Активизация АКМ в Мали и Мавритании пока никак не сказалась на деятельности туарегов, проживающих на севере Мали. Трудно даже представить, какой оборот могут принять события, если исламисты найдут общий язык с туарегами.

62.83MB | MySQL:102 | 0,435sec