Военно-техническое сотрудничество между Израилем и США

Отношения между США и Израилем являются уникальными. Руководство США с каждым новым президентом не изменяло своей приверженности еврейскому государству, всегда уделяло ему особое внимание и многократно оказывало и продолжает оказывать ему поддержку. На самом деле, благосостояние Израиля, а зачастую даже его существование зависит от особых отношений с Вашингтоном.

На протяжении десятилетий США и Израиль поддерживали крепкие двусторонние отношения в силу ряда причин. Традиционно США оказывали мощную поддержку Израилю, потому что страны являются союзниками, имеют общие стратегические интересы на Ближнем Востоке (обеспокоенность иранской угрозой, Сирией и исламистским экстремизмом), а также одинаково привержены демократическим ценностям. Страны имеют долгую историю развития отношений, начиная с 1948 года, когда США признали право на существование созданного в этом году Государства Израиль. Американская помощь помогла Израилю превратить свои вооруженные силы в одну из самых технологически продвинутую армий в мире. Поскольку Израиль сильно ограничен в территориальных, материальных и людских ресурсах, ему пришлось сделать ставку на качественное военное превосходство, и американская помощь во многом помогла постоянно поддерживать это превосходство.

 

                                         Законодательная база

Эволюцию развития взаимоотношений США и Израиля в военном секторе экономики и постепенное расширение базы ВТС  между двумя странами можно проследить, обратившись к ряду важных межправительственных договоров и соглашений, направленных на выработку и урегулирование механизма взаимодействия двух государств. Отметим, что комплекс конкретных мероприятий и проектов, проводимых в рамках ВТС между Израилем и США, опирается именно на эти официальные документы.

Среди подобных официальных документов стоит в первую очередь отметить «Соглашение о предоставлении помощи для взаимного укрепления безопасности», подписанное в 1952 г. (The 1952 Mutual Defense Assistance Agreement), на основе которого Израиль получил право на американскую экономическую и военную помощь. По данному соглашению Израиль может использовать американское оборудование исключительно для поддержания внутренней безопасности и обеспечения собственной самообороны[i].

В 1975 году между Израилем и США был подписан Меморандум о договоренности (Memorandum of agreement), в котором США выразили готовность продолжить поддерживать израильскую военную мощь и готовность поставлять Израилю новейшее оборудование, например, истребители F-16. 30 ноября 1982 года министр обороны США Каспар Уайнбергер и министр обороны Израиля Ариэль Шарон подписали Меморандум о взаимопонимании в области стратегического сотрудничества (Memorandum of understanding), устанавливающий объемы взаимных консультаций и совместных действий по укреплению национальной безопасности двух стран. В 1983 году стороны сформировали совместную рабочую группу для проведения встреч 2 раза в год и воплощения в жизнь пунктов, прописанных в Меморандуме о взаимопонимании. Уже в июне 1984 года начались совместные военные учения, а США создали на территории Израиля инфраструктуру для хранения собственного оружия, военной техники и снаряжения. В 1988 году был подписан следующий Меморандум о взаимопонимании, который расширил рамки сотрудничества двух стран в области как обороны, так и дипломатии.

Следующим важным документом, подписанным между двумя государствами, является Соглашение о свободной торговле. Его подписание состоялось в 1985 году, после чего все таможенные пошлины были отменены. В результате экспорт израильских товаров и услуг вырос на 200%. Соединенные Штаты являются главным торговым партнером Израиля, Израиль для США стоит на 20 месте. В 2005 году США импортировали из Израиля товаров на 23,8 млрд долл., американский экспорт в Израиль составил в 27,1 млрд долл.[ii]

В ноябре 1983 г. в ходе переговоров в Вашингтоне между президентом США Рональдом Рейганом и премьер-министром Израиля Ицхаком Шамиром было подписано соглашение, детали которого не раскрываются, но в результате договоренности, достигнутой в ходе этого визита, отношения двумя странами были выведены на новую ступень военно-стратегического сотрудничества и тесной политической координации. По данному соглашению предполагалось проведение совместных операций, в том числе проведение  учений ВС двух стран, создание на территории Израиля складов для хранения американского вооружения для его использования на Ближнем Востоке, обмен разведывательными данными, совместное планирование действий в случае изменения военной обстановки в регионе, а также использование израильских портов  кораблями 6-ого флота ВМС США[iii]. Многие умеренные арабские страны выступали против создания американо-израильского комитета, потому что его создание означало полный переход США на сторону Израиля. И действительно, осуществление этого соглашения фактически привело к созданию  оси США — Израиль.

В мае 1986 года Израиль и США подписали договор, по которому предполагалось участие Израиля в секретной программе по стратегической оборонной инициативе (СОИ). В рамках этой программы Израиль получил более 1 млрд долл. на разработку противоракеты «Хец».

В 2005 году министр обороны США Дональд Рамсфельд и министр обороны Израиля Шауль Мофаз подписали двустороннее соглашение о передаче чувствительных технологий третьим сторонам. Целью соглашения было сделать процесс передачи вооружений и технологий более прозрачным.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что программа  военно-технического сотрудничества (ВТС) США и Израиля опирается на широкую законодательную базу, основы которой были заложены еще в 1952 году. США подтвердили свое обязательство поддерживать военное превосходство Израиля над арабскими соседями, оказывать ему финансовую помощь и укреплять его национальную безопасность. В ряде Меморандумов о взаимопонимании стороны изложили свои позиции по различным стратегическим вопросам, установили области и масштаб сотрудничества, а также оговорили дальнейшие действия по борьбе с региональными угрозами. И хотя США и Израиль являются стратегическими союзниками и действительно сотрудничают по большому кругу вопросов, между странами не существует двустороннего соглашения о сотрудничестве в сфере обороны, которое бы регулировало поставку Израилю американских вооружений и передачу стратегически важных технологий. В виду отсутствия подобного соглашения между странами часто возникают разногласия по поводу легитимности различных сделок по продаже Израилем вооружений, которые по заявлению американской стороны не подлежат экспорту.

 

Компоненты военно-технического сотрудничества между США и Израилем

Сотрудничество Израиля и США в сфере вооружения носит комплексный характер и состоит из различных компонентов, включая оказание военной и экономической помощи,  создание на территории Израиля складов американского оружия, совместную разработку новейшего оборудования и проведение совместных боевых учений. Это сотрудничество носит взаимовыгодный характер, одна неоднозначным является вопрос о том, кто получает наибольшую выгоду от этого альянса, на сколько этот союз является симметричным.

 

                                         Военная помощь

Самым крупным компонентом ВТС США и Израиля является военная помощь. Израиль является самым главным получателем американской военной помощи как в виде грантов, так и в виде поставок военной техники на льготных условиях. США предоставляют помощь Израилю в различных формах: военные поставки оружия и техники, программы оказания финансовой военной помощи (Foreign Military Financing), а также создание фондов по поддержке исследований и разработок.

С 1976 года Израиль является самым крупным получателем ежегодной американской помощи. Кроме того, по некоторым оценкам, Израиль ежегодно получает примерно 1 млрд долл. в виде благотворительных взносов, примерно такую же сумму через кратко- и долгосрочные ссуды, а также 1 млрд. долл. от выпуска облигаций[iv]. Кроме того, США финансируют отдельные проекты. Например, США предоставили Израилю 625 млн долл. для создания противоракеты «Хец», 1,3 млрд долл. на создание самолета «Лави», 200 млн долл. на создание танка «Меркава» и другие военные проекты[v].

В 2001 году после подписания меморандума о взаимопонимании, объемы американской военной помощи были увеличены до 2,4 млрд долл. В августе 2007 года после подписания  следующего Меморандума о взаимопонимании администрация Дж. Буша объявила об увеличении американской военной помощи Израилю на 6 млрд долл. в течение следующего десятилетия. Подписанное соглашение предполагает ежегодное увеличение финансовой военной помощи на 150 млн долл. Таким образом, в 2009 году финансовая военная помощь составила 2,55 млрд долл. и к 2011 году достигла 3 млрд долл. Согласно десятилетнему плану, предложенному США, военная финансовая помощь (Foreign Military Financing) Израилю с 2012 по 2018 годы будет ежегодно составлять 3,09 млрд долл.[vi]

С 2000 по 2009 годы США лицензировали, оплатили или поставили Израилю более 670 млн единиц оружия и оборудования, военного или двойного назначения стоимостью около 19 млрд долл. в рамках трех основных программ: программы «военных поставок зарубежным странам» (Foreign Military Sales), программы «прямых коммерческих поставок» (Direct Commercial Sales) и программы «передачи зарубежным государствам неиспользуемой военной техники и имущества (Excess Defense Articles)[vii].

Программа «военных поставок зарубежным странам» (Foreign Military Sales) предполагает продажу американского военного оборудования, предоставление услуг и организацию учений напрямую через правительство США и правительство другой страны. Цель этой программы — продвижение национальной безопасности США и достижение внешнеполитических задач через продажу оружия, что укрепляет двусторонние отношения в сфере обороны и улучшает функциональную совместимость военных сил США и армий союзников. Сделки в рамках данной программы также делают вклад в улучшение торгового баланса страны, поддержание высококвалифицированной рабочей силы в оборонно-промышленном комплексе, расширение производственных линий, что соответственно ведет к уменьшению стоимости производимого оружия. По данным Управления военного сотрудничества министерства обороны США, с 1950 по 2009 годы по данной программе было продано вооружений и военного оборудования примерно на 28 млрд долл. На данный момент в список стран, подходящих для участия в данной программе, входят 160 стран. Согласно разделу 36(b) «Закона о контроле над экспортом вооружений» (the Arms Export Control Act), для инициирования сделки необходимо предоставить в Конгресс письменное уведомление о намерении продать военную технику или предоставить военные услуги. Эта информация после проверки Конрессом публикуется в Федеральном регистре[viii]. По данной программе, например, проходит сделка по продаже Израилю многофункциональных истребителей пятого поколенияF-35.

Речь идет о закупке Израилем 20  истребителей этого типа[ix] для ВВС страны. Договор о покупке данных истребителей был подписан в августе 2010 года в Нью-Йорке министром обороны Израиля Эхудом Бараком. Сумма сделки составила 2,75 млрд долл.[x]. Следует отметить, что договоренность об этой закупке была достигнута не сразу и ее целесообразность до сих пор ставится под сомнение не только в Израиле, но и в других странах, которые принимают участие в данном проекте.

Дело в том, что в силу различных причин, сроки разработки и создания данного истребителя были сильно увеличены, из-за чего в несколько раз выросла его стоимость ( для Израиля  стоимость выросла с 80 млн долл. за самолет до 200 млн долл.[xi]), более того его инновационность и эффективность активно ставится под вопрос различными специалистами. Анализ, проведенный Иефаем Шапиро в журналеStrategic Assessment, доказывает, что, несмотря на все преимущества нового истребителя, он не является панацеей от всех проблем Израиля и те же задачи не менее эффективно могут решаться и при помощи существующих самолетов, если усовершенствовать их в той или иной степени. И, хотя, сначала участие Израиля в этом проекте не предполагалось, а в начале 2000-х годов на запрос об участии в проекте Израиль получил отказ (причиной отказа отчасти было то, что Израиль не собирался вкладывать в этот проект инвестиции, а также то, что американцы изначально не хотели допускать Израиль к разработке, боясь утечки информации и большого количества изменений, которые израильтяне потребуют внести в ту модель, которую они решат закупать.)[xii], на более поздних стадиях (в 2003 году) он все же был привлечен к участию в проекте, сначала в статусе наблюдателя, а позднее в статусе полноправного партера, поскольку Израиль согласился инвестировать в проект, хотя и довольно символическую сумму — 50 млн долл. (для сравнения Великобритания вложила 2,7 млрд долл.)[xiii]. США обязались поставить Израилю истребители в числе первых стран, а также авторизовали значительную кастомизацию (изготовление массовой продукции под конкретный заказ путем комплектации дополнительными элементами и принадлежностями) самолетов, в результате чего сроки исполнения проекта были сдвинуты с 2010 года на 2014. Как сообщает газетаJerusalem Post, ВВС США начнут получать первые истребители F-35 в 2018 году, а это значит, что Израиль получит истребители значительно позже 2015 и 2017 годов, как предполагалось прежде.[xiv]. И, если поставки истребителей откладываются, соответственно растет и цена[xv].

Причина заключается в том, что покупка Израилем истребителей F-35 будет произведена не за счет израильских налогоплательщиков, а будет полностью покрыта американской военной помощью. Принимая во внимание тот факт, что проект столкнулся с серьезными техническими и финансовыми трудностями, участие в нем Израиля крайне важно. Поскольку цена одного истребителя напрямую зависит от количества заказанных самолетов, а некоторые страны уже аннулировали заказы о поставке истребителей или заявили об уменьшении их количества, США крайне заинтересованы в том, чтобы Израиль приобрел как можно больше истребителейF-35, потому что приобретение Израилем истребителей может убедить другие страны в необходимости закупить эти самолеты, что, в свою очередь,  активизирует реализацию проекта. Как сообщает портал Lenta.ru, «США поставили условие, что если в перспективе министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет позволено установить на самолеты большее число собственных систем и вооружений»[xvi].

Другим важным проектом, осуществляемым в рамках программы государственных «военных поставок зарубежным странам», является  американская помощь Израилю в создании системы противоракетной обороны (ПРО) «Железный купол» («Iron Dome»)[xvii]. В ноябре 2010 года администрация президента США Барака Обамы сделала заявление о предоставлении Израилю военной помощи в размере 502 млн долл. для разработки данной системы ПРО. Тактическая система «Железный купол» создана для обнаружения, перехвата и уничтожения ракет ближнего радиуса действия, запущенных с территории Газы и южной границы Ливана. Эта мобильная система противоракетной обороны способна эффективно определять приближение ракет на дальностях от 4 до 70 километров при любых погодных условиях. Разработка системы проводилась компанией «Rafael Advanced Defense Systems[xviii]». Следует отметить, что стоимость разработки и размещения данной системы довольно высока[xix], поэтому для Израиля было важно участие в этом проекте США как полноправного партнера.

 

Как уже было сказано ранее, военная помощь также оказывается в рамках программа «прямых коммерческих поставок» (Direct Commercial Sales). Данная программа отличается от программы государственных «военных поставок зарубежным странам» (Foreign Military Sales) тем, что по условиям данной программы сделка совершается не между двумя правительствами, а между американскими корпорациями и правительством другого государства. По условиям данной программы американские компании получают от министерства обороны лицензию на экспорт оружия, которая позволят им напрямую договариваться о поставках оборудования с зарубежными покупателями. Таким образом, иностранный клиент получает возможность быть более вовлеченным в процесс переговоров об условиях контракта и может значительно повлиять на цену, а также легче договориться об удовлетворении нестандартных требований. По данным Управления военного сотрудничества министерства обороны США, с 1971 по 2008 год США поставили Израилю по данной программе вооружений на сумму 10 млрд долл.

Программа «передачи зарубежным странам неиспользуемой военной техники и имущества» (Excess Defense Articles) предполагает безвозмездную передачу или продажу по заниженной цене устаревших и избыточных вооружений. «В 1990-1994 годах восемьдесят процентов поставок избыточных вооружений были безвозмездными, в 1995 году эта доля упала до пятидесяти процентов. В 1990 году десять стран купили или получили безвозмездно вооружения у министерства обороны США, а в 1995 году их количество выросло до шестидесяти. В тот же период министерство обороны предложило экспортировать вооружения и военную технику, оцененную в 8,5 млрд долл. безвозмездно или по чрезвычайно низкой цене. Хотя реальное количество трансфертов было обнародовано лишь в 1993 году, согласно данным министерства обороны, в 1993-1995 годах оно поставило военной техники на сумму 1,9 млрд долл.»[xx]. Следует отметить, что до 2001 года оружие в основном передавалось Израилю бесплатно. Так, например, в 1999 году Израиль получил от США 20 реактивных двигателей для истребителей, 10 тыс. 105мм снарядов, 2 батальонных командных пункта для зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Хок» («Hawk», «Ястреб»).

Важно отметить, что средства военной помощи Израиль обязан тратить по большей части на приобретение американской военной техники, запчастей, боеприпасов и снаряжения. Лишь небольшую часть средств американцы разрешают реализовать в Израиле – примерно 25%[xxi], причём на строго оговорённые проекты, включая капитальное строительство. Наиболее известна постройка в Израиле двух авиабаз (Увда и Рамон) и ряда других объектов после заключения мирного договора с Египтом в 1979 году. С конца 80-х гг., после скандала, связанного с Рами Дотаном (тогда — начальник технического управления ВВС в звании генерал-майор (тат-алуф), уличённый в получении взяток от американских корпораций) Израиль не получал средств на строительство (был резко ужесточён контроль над расходованием средств)). Лишь в 2000 году США возобновили финансирование подобных проектов. Из этих денег оплачивается строительство двух пехотных учебных военных баз взамен находящихся в Иудее и Самарии и нескольких баз-складов («ЯМАХ-им») для резервистских бронетанковых дивизий (контракт подписан 02.02.2000)[xxii]. На это выделено 205.03 млн долл. в 2000 году. Всего в 2000 году Израиль получил право потратить 470 млн долларов у себя и ещё 5 млн — в Европе[xxiii].

 

                                 Экономическая помощь

Кроме военной помощи, c 1972 года Израиль также получает экономическую помощь в виде гарантий на займы, которые Израиль использовал для строительства жилья и абсорбции[xxiv] новых иммигрантов из Советского Союза и Эфиопии, а также для финансирования экономики после рецессии 2000-2003 годов.

Необходимо обратить внимание на то, что не только военная помощь Израилю предоставляется на особых условиях, но и экономическая: например, в отличие от других стран, ежегодно Израиль получает средства из Фондов Экономической Помощи только один раз — в начале финансового года, то есть платеж не разбивается на 4 части по кварталам, как это делается в случае с другими странами. Это вынуждает США платить более высокие проценты на эти средства. Еще одним примером «особого положения» Израиля является то, что Израиль может договариваться о большинстве военных сделок напрямую с американскими компаниями, в то время как остальные страны должны взаимодействовать исключительно через министерство обороны США. Израиль имеет право приобретать оборудование военного назначения стоимостью менее 100 тыс. долл., остальные – только более этой суммы. Нельзя не отметить тот факт, что США часто финансируют израильские проекты по созданию новых видов вооружения. Например, США инвестировали миллиарды долларов в создание танков «Меркава» и самолетов «Лави»[xxv]. Кроме того, вся американская помощь поступает напрямую правительству Израиля, а не выделяется на отдельные проекты. Израиль не отчитывается о том, как были потрачены средства. И, наконец, как уже было отмечено ранее, хотя Израиль имеет право тратить всего лишь 25% американской помощи на территории Израиля, все-таки это является беспрецедентной мерой. Ни одна другая страна, кроме Израиля не обладает подобным правом. Для Израиля такая возможность играет большую роль, потому что за счет этого Израиля удается достигнуть экономии от масштаба и производить высокотехнологичное оборудование. В общей сложности, ежегодная военная финансовая помощь составляет 18,2% всего военного бюджета Израиля[xxvi].

Деньги, поступающие в виде экономической помощи, идут на погашение израильского долга по военным кредитам, взятым у США до 1985 года. В 1987 году Конгресс принял поправку к законопроекту об ассигнованиях на военную помощь иностранным государствам, по которому страны могли рефинансировать свои существующие военные долги, учетная ставка по которым превышает 10%. На момент, когда была принята это поправка, израильский долг составлял около 10 млрд дол., (5 млрд дол. уже было оплачено), из которых 6 млрд дол. составляли военные займы, а учетная ставка по ним была больше 10%. В 1988-1989 годах Израиль рефинансировал 5,5 млрд долл.  путем заимствования этих средств у американских коммерческих учреждений под учетную ставку ниже 10%, расплачиваясь, таким образом, с американским правительством. В итоге к декабрю 2001 года израильский долг американскому правительству составил около 2 млрд долл. (экономические и военные кредиты)[xxvii]. По данным министерства финансов США на 2010 год долг Израиля перед США составил 625 млн долл.

По данным доклада «Помощь США иностранным государствам»[xxviii], с 1949 по 1996 объем военной и экономической помощи Израилю составил 29 млрд долл. и 23 млрд долл. соответственно. В 1997 и 1998 годах общий объём помощи составлял 3 млрд долл. ежегодно, из них военная помощь составила 1.8 млрд дол., а экономическая — 1.2 млрд дол.[xxix]. Однако стоит отметить, что с 1999 года начался постепенный процесс свёртывания экономической помощи с параллельным увеличением военной помощи. Так, к 2008 году Израиль получил 2.4 млрд долларов военной помощи, а экономическая помощь в этом году была окончательно прекращена.

 

                             Склады американского оружия в Израиле

С 1990 года США размещают на территории Израиля стратегические запасы оружия на случай экстренной необходимости. По договоренности Израиль также может получить доступ к этому оружию в случае возникновения такой необходимости, но только с разрешения Вашингтона. Впервые американское оружие было размещено на территории Израиля в 1990 году, тогда его стоимость  не превышала 100 млн долл. Во время войны в Персидской Заливе стоимостной эквивалент размещенного оружия достигал 300 млн долл., а позднее он вырос  до 400 млн долл. Последний раз Израиль прибегал к использованию оружия с американских военных складов в 2006 году во время Второй ливанской войны. После этой войны в 2007 году количество американского оружия на израильских складах было удвоено[xxx]. Размещая склады оружия в Израиле, США тем самым демонстрируют свою неизменную приверженность еврейскому государству. Кроме того, считается, что такое увеличение запасов оружия сдерживает иранскую угрозу, а это значит,  что Израиль может пойти на определенные риски ради установления мира.

По сообщению газеты «Ha’aretz» со ссылкой на журнал «Defense News», в 2011 году США разместят в Израиле дополнительное оружие стоимостью 400 млн долл., и, таким образом, к 2012 году стоимость американского оружия, находящегося на хранении в Израиле, составит 1,2 млрд долл[xxxi]. Различное вооружение, включая «умные бомбы» (с лазерной системой наведения), будет доступно, в случае необходимости, для Израиля. По информации из источников двух стран по новому законодательству, которое, однако, еще предстоит зафиксировать в обновленном двустороннем договоре, Израиль получит большую свободу в выборе оружия, поступающего на хранение на его территории.

 

 

                                  Совместные проекты

Израильская компания «Rafael Advanced Defense Systems» и американская компания «Raytheon» совместно разрабатывают систему ПРО под названием «Праща Давида» («David’s Sling») предназначенную для перехвата ракет большой дальности, летящих на малой высоте, которыми располагает «Хизбалла» в Ливане. Соглашение о совместном выполнении проекта было подписано в 2008 году. По этому соглашению предполагается совместное покрытие затрат на реализацию проекта.

Также США и Израиль с 1988 года работают над созданием системы ПРО «Хец» («Стрела», «Arrow»). Страны делят расходы на разработку пополам. В октябре 2007 года США и Израиль договорились о создании комитета для оценки предложенной Израилем системы «Хец-3» — высоточной системы для перехвата более совершенных ракет с ядерными боеголовками. Вестой-летом 2008 года было принято решение начать производство системы, и США согласились разделить с Израилем затраты на ее производство, несмотря на то, что компания Lockheed Martin пыталась вынудить Израиль приобрести противоракетный комплекс THAAD (Theater HighAltitude Area Defense). В 2009 году существовали опасения, что разработка системы «Хец-3» будет приостановлена и эта система будет заменена ракетами-перехватчиками SM-3, которые запускаются с боевой корабельной интегрированной многофункциональной системы «Иджис» (AEGIS) компании Raytheon. Дело в том, что SM-3 значительно дороже «Хец-3»: 10-12 млн долл. против 1,5-2 млн долл. «Хец-3», которая разрабатывается совместно компаниями Israel Aircraft Industries (IAI) и Boeing. Ожидается, что первые испытания пройдут в 2011 году и, возможно, система будет установлена к 2014 году. В июле 2010 года США и Израиль продлили двустороннее соглашение по сотрудничеству в разработке и производстве системы «Хец-3».

 

                                     Совместные военные учения

Важным компонентом военно-технического сотрудничества между Израилем и США является проведение совместных  учений ВС двух стран на регулярной основе.  Невозможно переоценить важность учений, проводящихся на территории   Израиля, для американских солдат: у них появляется возможность перенять у своих израильских коллег опыт ведения боя в пустынной местности и проводить учения в условиях, приближенных к реальным. Известно, что израильская пустыня Негев похожа на территории стран Ближнего Востока (например, на  территорию Кувейта, Ирака). Кроме этого, Израиль обладает большим опытом проведения операций на застроенной местности. Учения по отработке ведения боевых действий в густозаселенных мусульманских кварталах, проводятся на специально построенных для этих целей военных базах, воспроизводящих типичную застройку мусульманских городов: узкие улочки, мечети, рынки. Для проведения таких учений Израиль строит целые деревни и города из настоящих материалов или металлических каркасов, на которые натягиваются плакаты с фотографиями фасадов домов, в целях экономии.

Самые масштабные американо-израильские учения проводятся один раз в два года и носят кодовое название «Можжевеловая кобра». Последний раз эти учения были проведены в октябре 2009 года, когда они приняли беспрецедентный характер по количеству задействованных военнослужащих и техники. По данным научно-исследовательской службы конгресса США из доклада «Помощь США Израилю»[xxxii], в  маневрах принимали участие более тысячи солдат и офицеров с каждой стороны. Основная цель учений — отработать взаимодействие израильских и американских систем противоракетной обороны. В докладе также говорилось о том, что американская армия разместила на территории Израиля противоракетный комплекс  наземного базирования THAAD, батареи ЗРК Patriot новой модификации и противоракетные комплексы морского базирования — AEGIS. Со стороны Израиля были проведены испытания новой модификации противоракеты «Хец»  — «Хец-2». В ходе учений отрабатывались сценарии отражения массированной ракетной атаки по Израилю со стороны Ирана, а также Сирии, Ливана и сектора Газа, ибо предполагается, что в случае нападения на иранские ядерные объекты Тегеран подключит к войне с Израилем всех, кого сможет, в том числе террористические организации — «Хизбаллу» и ХАМАС[xxxiii].  Кроме того, учения включали в себя штабные и полевые тренировки, предусматривалась ликвидация последствий техногенных аварий, стихийных бедствий, имитация применения средств массового поражения[xxxiv].

По сообщению газеты «The Jerusalem Post», следующие учения «Можжевеловая кобра» пройдут в начале 2012 года[xxxv]. Планируется, что новый вариант учений превзойдет по сложности и масштабам ранее проводившиеся совместные маневры. Целью данных учений является создание инфраструктуры, позволяющей американской и израильской противоракетным системам эффективно взаимодействовать друг с другом в случае возникновения военной конфронтации с Ираном, когда США решат установить свои системы ПРО на территории Израиля (подобно тому, как были установлены американские системы ПРО в 1991 году  во время войны в Персидском заливе). Заместитель помощника госсекретаря США по контролю над вооружениями, проверке и соблюдению соглашений Фрэнк Роуз заявил, что США планируют разместить в Средиземном море вторую систему ПРО морского базирования Aegis, помимо уже установленной системы USS Monterey, а также США планируют разместить на территории Израиля более совершенную радиолокационную станцию (РЛС) передового базирования AN/TPY 2, работающей по технологии X-Band. В то время как действующие израильские радары способны обнаруживать приближающиеся ракеты за 160 км, новая система обнаруживает ракеты за 800-950 км. Кроме того, система будет подключена к глобальной сети американских спутников в программе обеспечения ПРО для фиксирования запусков[xxxvi].

Большим преимуществом проведения военных учений именно на территории Израиля, кроме названных выше, является то, что большинство вооружения, техники и снаряжения (танки, самолеты, электронное оборудование, стрелковое и артиллерийское вооружение, а до недавнего времени даже посуда и одежда), используемого в израильской армии , было доставлено из США, так что американским солдатам не приходится тратить время на обучение его использованию.

Специфика американо-израильских отношений и вопрос об эффективности американской помощи

При ближайшем рассмотрении направлений американской помощи становится очевидно,ее что эффективность  является спорной, так как зависимость Израиля от США в сфере обороны ведет к целому ряду серьезных негативных последствий.

В последнее время были изменены условия, на которых может использоваться военная помощь, что ослабило положение Израиля. Значительным изменением является то, что теперь военную помощь можно использовать только на оборонные проекты, хотя раньше ее можно было использовать на любые цели, связанные с армией, вплоть до одежды и питания военнослужащих. Такой шаг позволяет США лучше контролировать целевое расходование средств и управлять им по своему усмотрению, что не соответствует объективным интересам правительства Израиля.

Более того, США оказывают давление на Израиль при выборе партнеров в сфере военно-технического сотрудничества, что нередко приводит к расторжению сделок. Из-за американского давления также отвергаются совместные международные проекты в области вооружения с иностранными государствами. Например, Израилю пришлось отказаться от выгодного предложения Франции по разработке беспилотных летательных аппаратов, от сотрудничества с Россией, Индией, Китаем. Избавившись от американского контроля над своими международными контрактами, Израиль смог бы с большой выгодой для себя развивать партнерские отношения с другими странами и, в частности, приобретать у них технику по более низким ценам.

Как сообщает Ирина Петрова в своей статье «Новый взгляд на старую дружбу»[xxxvii], «недавно военные эксперты подсчитали, что ущерб государственному бюджету от несостоявшихся военных сделок, главным образом, с Индией и Китаем, по объему превосходит военную помощь США».

По данным израильского Института экспорта, Китай занимает четвертое место в списке главных импортеров израильских вооружений в мире. Экономика Китая растет быстрыми темпами и Израилю нужен надежный партнер, который снабжал бы свою армию современными технологиями. Для Израиля Китай также является емким рынком сбыта оружия, и сотрудничество с КНР в сфере ВТС представляется чрезвычайно выгодным. Однако из-за давления США отношения между странами не могут развиваться. В 2000 году была отменена сделка по поставке Китаю самолетов ДРЛО и управлеения на сумму 1 млрд долл., а затем и многомиллионная сделка по поставке противоракетных беспилотников (БПЛА) «Harpy»[xxxviii]. Известны также случаи отмены сделок с Китаем по продаже несложной техники — автотранспортных средств (произведенных в одном израильском кибуце), которые передвигают боевые самолеты (the wagons), — под предлогом того, что эти автомобили могут значительно улучшить боеспособность китайских ВВС[xxxix]. В том же 2000 году сделка по поставке Индии противоракеты «Хец» была отменена также под давлением США[xl]. В таких ситуациях, безусловно, ставится под угрозу репутация Израиля как надежного поставщика. Имея подобных опыт несостоявшихся сделок, партнерам Израиля каждый раз приходится учитывать риск отмены сделки даже на поздних стадиях.

Кроме отмененных сделок по поставкам вооружений, из-за которых Израиль несет колоссальные финансовые потери, ВТС  с США зачастую используется как инструмент оказания политического давления на Израиль. Существует несколько способов оказания политического давления. Прежде всего, США угрожают урезанием военной помощи, которая, как уже было сказано выше, составляет примерно 3 млрд долл. в год. И хотя попытка урезать пакет помощи может быть довольно действенной, она может привести к открытой конфронтации в Конгрессе (произраильское лобби оказывает свое давление на Конгресс)[xli].

Помимо сокращения военной помощи, США также могут активно использовать уменьшение экономической помощи, например, сокращать размер экономической помощи на сумму, которую Израиль тратит на строительство поселений на Западном берегу реки Иордан. В январе 1992 года первая администрация президента США Дж. Буша-старшего заявила о том, что задерживает выдачу Израилю гарантий на мобилизацию коммерческих займов в размере 10 млрд долл. до тех пор, пока Израиль не заморозит строительство поселений и не согласится присутствовать на Мадридской конференции по проблемам мира. В ходе нескольких раундов переговоров было предложено несколько вариантов: уменьшить размер коммерческих займов США Израилю на сумму равную затратам Израиля на строительство поселений , уменьшить годовую сумму займов или позволить Израилю все-таки закончить строительство уже начатых домов, при этом официально запретив строительство новых. Надо отметить, что тогда ни один из предложенных вариантов не удовлетворял требованиям обеих сторон и ситуация зашла в тупик, ее разрешение было отложено до рассмотрения нового законодательства об иностранной помощи в 1993 году. Однако в июне 1992 года в результате прошедших выборов в Израиле неуступчивое правительство партии Ликуд было расформировано и новое правительство возглавил Ицхак Рабин, благодаря которому отношения между странами улучшились и стало возможным подписание соглашений в Осло.  Безусловно, финансовое давление США сыграло в этом не последнюю роль.

Следуя подобной практике, 30 сентября 1993 года президент США уведомил Конгресс о том, что размер займа Израилю будет уменьшен на сумму равную затраченной сумме на строительство поселений на оккупированных территориях (согласно разделу 226(d) Закона об оказании помощи иностранным государствам). В 1994 году займ был уменьшен на 437 млн долл., в 1995 году на 216,8 млн долл., в 1996 на 60 млн долл., в 1997 году сумма займа была урезана также на 60 млн дл. Итого, заем в 10 млрд долл. (2 млрд долл. в год),  на период с 1993 по 1996 годы, был урезан на 774 млрд долл. из-за строительства поселений[xlii].

Другим «политическим рычагом» может быть аннулирование договоров о стратегическом сотрудничестве. Между Пентагоном и Армией Обороны Израиля, а также между разведывательными службами двух стран существует ряд договоренностей, официально зафиксированных в договорах. Для того чтобы оказать влияние на Израиль, США могут откладывать подписание таких договоров или аннулировать уже подписанные соглашения. Таким образом, например, в 1982 году администрация президента США Рейгана заморозила действие вступивших тогда в силу соглашений о стратегическом сотрудничестве.

Кроме того, что Израиль получает помощь от США, на которую он закупает американские вооружения, США также приобретают в Израиле оборудование и услуги стоимостью в миллионы долларов[xliii]. США могут замедлить или сократить объемы закупок продуктов израильской оборонной промышленности, а поскольку израильская экономика сильно милитаризована и во многом зависит от экспорта военной техники и оказания услуг за рубеж, США могут таким образом оказывать влияние на принятие решений израильским руководством.

Очевидно, что у США есть много различных инструментов оказания давления на Израиль, при этом, скорее всего даже намека на выше перечисленные меры будет достаточно для того, чтобы израильское правительство пересмотрело свою позицию по тому или иному вопросу, например, о решении арабо-израильского конфликта и создании двух государств для двух народов.

Суммируя все вышесказанное, можно сказать, роль американской военной и финансовой помощи является неоднозначной и сделка по покупке Израилем новейших американских многфункциональных истребителей F-35 является этому ярким подтверждением. С одной стороны, Израиль получает от США масштабную военную помощь и гарантированно получает в числе первых новейшие американские технологии, с другой стороны на военную помощь накладываются серьезные ограничения и, по сути, она является инструментом субсидирования американского ВПК. Кроме того, сотрудничество с США значительно ограничивает географию экспорта израильский вооружений, при создании которых были задействованы американские технологии или капитал, а также, если это может изменить баланс сил в мире и поставить под угрозу национальную безопасность США. Как было сказано выше, США могут оказывать политическое давление на Израиль и влиять на принятие решений. Тем не менее, не смотря на все эти негативные стороны, Израиль не может отказаться от сотрудничества со своим главным союзником и должен приложить все усилия, чтобы поддерживать отношения с США на высоком уровне.

 

 

 

Нарушение Израилем закона о реэкспорте американских вооружений

Хотя большое количество сделок по продаже израильских вооружений отменяется под давлением США, все-таки не все израильские сделки соответствуют американскому законодательству. Оказывается, что Израиль систематично нарушает условия различных соглашений, контролирующих передачу американского оружия и технологий третьим странам (включая Китай, ЮАР, Эфиопию и Чили[xliv]). И хотя Израиль не является единственным нарушителем американского закона о реэкспорте оружия и технологий, именно он вызывает наибольшую озабоченность Пентагона, потому что, по заявлениям американских чиновников, израильтяне нарушают закон на много чаще других и при этом передает гораздо более стратегически важные технологии. Кроме того, Израиль передает американские товары военного назначения «странам-изгоям», с которыми США отказываются сотрудничать, или жестким нарушителям прав человека, а это значит, что Израиль ставит под угрозу национальную безопасность США. Также следует отметить, что израильская военная промышленность настолько сложна, что отследить нарушения закона практически невозможно. А главное, что в отличие от других стран, где реэкспорт совершают неконтролируемые компании, в Израиле реэкспорт американского оружия и технологий санкционируется государством[xlv].

В журнале «Foreign Policy» в статье Дункана Кларка «Несанкционированная передача оружия Израилем»[xlvi] поясняется, что по Закону о контроле над экспортом вооружений (Arms Export Control Act (AECA)), военная техника и услуги военного назначения могут быть предоставлены зарубежному государству только в том случае, если это государство согласится не передавать их третьим странам и не использовать это оборудование в целях, отличных от оговоренных, без предварительного согласования с правительством США. Кроме того, передача американских товаров двойного назначения, которая, как считается, наносит ущерб интересам американской безопасности, регулируется Законом о контроле над экспортом (Export Administration Act (EAA)). Два этих закона контролируют государственные поставки, в то время как коммерческие сделки контролируются Государственным департаментом США по контролю оборонной торговли (the StateDepartment’s Office of Defense Trade Controls (DTC)), отвечающим за регулирование и лицензирование экспорта технологий, услуг и товаров, имеющих оборонное значение. Фактически примерно 25% всех сделок контролируется различными ведомствами Госдепартамента США по контролю оборонной торговли, например, Агентством по контролю над вооружениями и разоружению (United States Arms Control and Disarmament Agency (ACDA)). Остальные 75%  сделок контролируются несколькими другими агентствами, занимающимися контролем военного экспорта/реэкспорта.

Однако, несмотря на работу этих структур, Израилю все-таки удается обойти закон. Впервые случаи реэкспорта американских вооружений были зафиксированы в 70-е годы, когда в больших масштабах стала поступать американская военная помощь. Поскольку израильские инженеры имеют высокую квалификацию, то передача оружия может быть приравнена к передаче технологий. Израиль последние четыре десятилетия успешно копирует американское оборудование, адаптируя его к местным климатическим и георафическим условиям, затем продает его как собственную разработку. И самая большая проблема состоит в том, что, продавая усовершенствованное американское вооружение под видом собственного, оно не попадает под контроль США.

Главными получателями израильского реэкспорта американских технологий являются ЮАР и Китай. Особо тесные отношения между Израилем и Южной Африкой были во время режима апартеида, когда две страны сотрудничали в сфере ядерных НИОКР, Израиль поставлял ЮАР баллистические ракеты, самолетные двигатели, противотанковые ракеты и многое другое[xlvii]. Китаю Израиль поставлял в основном технологии и делился своим опытов в создании истребителей нового поколения, танков, а также ракет класса «воздух-воздух». В 1992 году между Израилем и Китаем были установлены дипломатические отношения, а в 1993 году было подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве.

Нарушая американский закон о реэкспорте вооружений, Израиль ставит под угрозу коммерческие интересы США, компрометирует разведывательные службы, нарушает региональную расстановку сил, деформирует дипломатические отношения между двумя странами и укрепляет недоверие США к экспорту Израилем вооружений и военной техники. И, несмотря на все это, оказывается, что США относятся к реэкспорту своих технологий относительно спокойно, судя по тому, что до 2006 года США ни разу не проводили полный аудит расходования средств, поступивших через программу оказания финансовой военной помощи зарубежным государствам (FMF), и ни одно агентство не занималось проверкой того, как Израиль выполняет свои обязательства не передавать другим странам американские технологии.

Тот факт, что США не предпринимают жестких мер по пресечению таких нарушений, еще раз подтверждает утверждение о том, что американская помощь Израилю, прежде всего, имеет ряд масштабных преимуществ для самих США, поскольку деньги, получаемые США в результате ВТС с Израилем, расходуются преимущественно на территории США. Кроме того, сегодня американские спецслужбы, пережившие тяжелые времена, более чем когда-либо нуждаются в сотрудничестве с иностранными разведками, в том числе и с израильской. Иными словами, сохранение стратегического и оборонного союза между Израилем и США полностью удовлетворяет интересам обоих государств.

 

 



[i]           Military Assistance: Information on U.S. Weapons Deliveries to the Middle East. [Electronic resource] // The U.S. Government Accountability Office (GAO). US Government Printing Office. — September 21, 2001. – Mode of access: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/GAOREPORTS-GAO-01-1078/html/GAOREPORTS-GAO-01-1078.htm

[ii]           Carol Migdalovitz. Israel: Background and Relations with the United States. //CRS Report for Congress. – July 26, 2006.

[iii]          Lester H.Brune. Chronological History of U.S. Foreign Relations: 1932-1988. // Routhledge. – London, Great Britan. — 2003. – P.986.

[iv]          Clyde R.Mark. Israeli-United States Relationship. // Nova Scince Publishers, Inc. – New York. – 2006. – P.1.

[v]           Clyde R.Mark. Israeli-United States Relationship. // Nova Scince Publishers, Inc. – New York. – 2006. – P.2.

[vi]          Jeremy M.Sharp. U.S. Foreign Aid to Israel. // Congressional Research Service. – September 15, 2010. – P.4.

[vii]         Josh Ruebner. US Weapons Sales to Israel: Disincentives to Peace. [Electronic resource] // The Global Realm. – April 24, 2011. — Mode of access: http://theglobalrealm.com/2011/04/24/us-weapons-sales-to-israel-disincentives-to-peace/

[viii]         Пресc-релизы уведомлений доступны для просмотра на сайте Управления военного сотрудничества министерства обороны США (Defense Security Cooperation Agency) по адресу: http://www.dsca.osd.mil/PressReleases/36-b/36b_index.htm

[ix]          История разработки военного самолета пятого поколения начинается с создания моделей более простых конструкций. Идея заключалась в том, чтобы выпустить небольшое количество огромных, дорогих истребителей, начиненных по последнему слову техники, и большое количество маленьких многофункциональных самолетов, возможности которых будут ограничены, но и цена на них будет гораздо меньше. В 70-е годы, следуя этой концепции, Израиль начал разработку больших самолетов F-15 и маленьких F-16. В конце 1980-х — начале 1990-х годов было запущено два других проекта по созданию многоцелевого истребителя пятого поколения F-22А как более доступного, и единого ударного истребителя (JSF-Joint Strike Fighter, в будущем получившего название F-35). Он рассматривался в качестве более дешевой модификации, рассчитанной на продажу большими партиями. Хотя в итоге стоимость F-35 приблизилась к стоимости F-22.

[x]           Final Agreement Signed for the Purchase of F-35 Fighters. [Electronic resource] // — Israel Defense Forces. – October 8, 2010. – Mode of access: http://dover.idf.il/IDF/English/News/today/10/10/0803.htm

[xi]          Israeli Plans to Buy F-35s Moving Forward. [Electronic resource] // Defense Industry Daily. – July 14, 2011. – Mode of access: http://www.defenseindustrydaily.com/israel-plans-to-buy-over-100-f35s-02381/

[xii]         Всего в проекте приняло участие 8 стран: Великобритания, Канада, Дания, Нидерланды, Норвегия, Италия и Турция. Участие Израиля не предполагалось, хотя, в целом, было понятно, что Израиль в числе первых получит данные истребители, так как США приняли на себя обязательства поддерживать качественное военное превосходство Израиля, снабжая Армию Обороны Израиля новейшим оборудованием и передовыми технологиями. Как подчеркнул заместитель секретаря по военно-политическим делам Эндрю Шапиро в своей речи на конференции в Центре по ближневосточной политике Брукингского института, «за прошедшие несколько лет мы уведомили Конгресс о нескольких важных сделках, направленных на сохранение качественного военного превосходства Израиля, главным образом, о приобретении истребителя F-35.  Усовершенствованные характеристики истребителя F-35 будут доказательством особого вклада в поддержание качественного военного превосходства Израиля на многие годы вперед»

[xiii]         Dror Marom. Joining JSF Project will cost Israel only $50m. // Globes Israel’s Business Arena. – February 16, 2003.

[xiv]         Yaakov Katz. Reported 3-year delay in F-35 program may impact delivery. // The Jerusalem Post. – March 11, 2010. – Mode of access: http://www.jpost.com/Israel/Article.aspx?id=193801&R=R2

[xv]          Проект является крупнейшим в истории США и предполагалось, что его стоимость будет 238,6 млрд долл. В период между 2000 и 2009 годами запланированный бюджет был превышен на 100 млрд долл. и разработка систем была отложена на один год.

Yiftah S.Shapir. The F-35 Deal: An Enlightened Purchase? // Strategic Assessment. – Volume 13, No.4. – January, 2011.

[xvi]         Израиль купил 20 американских истребителей F-35. [Electronic resourse] // Lenta.ru – October 8, 2010. – Mode of access: http://lenta.ru/news/2010/10/08/f35/

[xvii]        Barbara Opall-Rome. U.S. To Boost War Stocks In Israel To Record Levels. System  [Electronic resource] // Defense News. – November 8, 2010. – Mode of access: http://www.defensenews.com/story.php?i=4999620

[xviii]       Для более подробной информации см. рекламный буклет компании Rafael Advanced Defence Systems «Iron Dome». Режим доступа: http://www.rafael.co.il/marketing/SIP_STORAGE/FILES/6/946.pdf

[xix]         По сообщению журнала «Defense News», стоимость одной системы достигает 215 млн долл. и стоимость каждой ракеты-перехватчика колеблется между 50 и 100 тыс. долл. Barbara Opall-Rome. Israel Speeds Iron Dome Short-Range Defense System  [Electronic resource] // Defense News. – January 28, 2011. – Mode of access: http://www.defensenews.com/story.php?i=3327047

[xx]          Скотт Джонс. Трансферты избыточных вооружений США. [Электронный ресурс] // Журнал «Экспорт вооружений». — №1 (январь-февраль). Режим доступа: http://www.cast.ru/journal/1999/1_1999transfer/

[xxi]         Clyde R.Mark. Israel: U.S. Foreign Assistance. // Congressional Research Service. CRS  Issue Brief for Congress. – August 28, 2003. – P.7.

[xxii]        Грановский О. Помощь США Израилю. [Электронный ресурс] // Портал War Online. – 3 марта, 2002 года. – Режим доступа: http://www.waronline.org/IDF/Articles/USAid.htm

[xxiii]       Azad A. The Israeli Connection. // The Middle East, Vol. 47, P.46-47. – January, 1987.

[xxiv]        Абсорбция – оказание помощи новым мигрантам в интеграции в израильское общество, в том числе предоставление жилья, обучение языку, трудоустройство, помощь при поступлении в ВУЗы.

[xxv]        Clyde R.Mark. Israeli-United States Relationship. // Nova Scince Publishers, Inc. – New York. – 2006. – P.12-14.

[xxvi]        Jeremy M.Sharp. U.S. Foreign Aid to Israel. // Congressional Research Service. – September 15, 2010. – P.5.

[xxvii]       Clyde R.Mark. Israel: U.S. Foreign Assistance. // Congressional Research Service. CRS  Issue Brief for Congress. – August 28, 2003. – P.5.

[xxviii]      Jeremy M.Sharp. U.S. Foreign Aid to Israel. // Congressional Research Service. – September 15, 2010. – P.29.

[xxix]        Clyde R.Mark. Israeli-United States Relationship. // Nova Scince Publishers, Inc. – New York. – 2006. – P.46.

[xxx]        Anshel Pfeffer. U.S. to store another $400m worth of emergency military equipment in Israel. [Electronic resource] // Ha’aretz. – November 11, 2010. – Mode of access: http://www.haaretz.com/print-edition/news/u-s-to-store-another-400m-worth-of-emergency-military-equipment-in-israel-1.324046

[xxxi]        Там же.

[xxxii]       Jeremy M.Sharp. U.S. Foreign Aid to Israel. [Electronic resource] // Congressional Research Service. – September 16, 2010. – 33 p. — – Mode of access: http://www.fas.org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf

[xxxiii]      Владимир Бейдер. Под покровом мощи [Электронный ресурс] // Коммерсант. – 2009. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1256908/print

[xxxiv]      Захар Гельман. Израиль к атаке готов [Электронный ресурс] //Национальная оборона. – 2010. — №12. – Режим доступа: http://www.oborona.ru/284/112/index.shtml?id=6824

[xxxv]       Yakov Katz. Israel, US to hold massive missile defense drill next year. // The Jerusalem Post. – July 27, 2011.

[xxxvi]      Jeremy M.Sharp. U.S. Foreign Aid to Israel. [Electronic resource] // Congressional Research Service. – September 16, 2010. – 33 p. – Mode of access: http://www.fas.org/sgp/crs/mideast/RL33222.pdf

[xxxvii]      Ирина Петрова. Новый взгляд на старую дружбу. [Электронный ресурс] // MIGnews. — Режим доступа: http://www.mignews.com/news/analitic/world/260709_130408_77271.html

[xxxviii]     Nadav Shemer. Exports to China up 33%, but potential for more. [Electronic resource] // The Jerusalem Post. – July 7, 2011. – Mode of access: http://www.jpost.com/Business/BusinessNews/Article.aspx?id=231501&R=R9

[xxxix]      Ze’ev Schiff. Stay off the U.S.-China elephant path. [Electronic resource] // Ha’aretz. – April 13, 2005. – Mode of access:

[xl]          Yiftah S.Shapir. Israel’s Arms Sales to India. // The Institute for National Security Studies. – Vol.12, No.3. – November, 2009. – P. 34.

[xli]         Stephen M.Walt. Can the United States put pressure on Israel?: A user’s guide. [Electronic resource] // Foreign Policy. – April 10, 2009. – Mode of access: http://walt.foreignpolicy.com/posts/2009/04/10/can_the_united_states_put_pressure_on_israel_a_users_guide

[xlii]         Clyde R.Mark. Israel: U.S. Foreign Assistance. // Congressional Research Service. CRS  Issue Brief for Congress. – August 28, 2003. – P.4.

[xliii]        Yitzhak Benhorin. US to purchase $700m worth of arms from Israel. [Electronic resourse] // Y-net news. — September 11, 2007. – Mode of access: http://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-3469677,00.html

[xliv]        Clyde R.Mark. Israel: U.S. Foreign Assistance. // Congressional Research Service. CRS  Issue Brief for Congress. – April 26, 2005. – P.1.

[xlv]         Duncan Clarke. Israel’s Unauthorized Arms Tranfers. // Foreign Policy, 1995.

[xlvi]        Там же.

[xlvii]       Там же.

42.37MB | MySQL:92 | 1,007sec