О перспективах иностранных инвестиций в Сомали

Вопрос о каких-либо инвестициях в экономику Сомали на первый взгляд может показаться странным или, по меньшей мере, несвоевременным: ведь это та самая восточноафриканская страна, где уже более 20 лет не стихает гражданская война и фактически отсутствует центральное правительство; страна, население которой вымирает из-за засухи, голода, разрухи и произвола исламских экстремистов; страна, обретшая дурную славу в связи с невиданными прежде масштабами пиратского промысла в водах Индийского океана. И тем не менее уже сейчас, когда до завершения сомалийского кризиса еще далеко, некоторые североамериканские, западноевропейские и китайские компании несмотря на существенные экономические риски разрабатывают планы и приступают к реализации крупных проектов по освоению минеральных ресурсов и развитию инфраструктуры Сомали, рассчитывая в будущем занять ключевые позиции не только в экономике этой страны, но и на рынках всего восточноафриканского региона.

В первую очередь внимание иностранного капитала, конечно, привлекают потенциальные запасы углеводородного сырья в северных провинциях Сомали – на территориях автономии Пунтленд и самопровозглашенной Республики Сомалиленд. По результатам предварительных геофизических исследований, в провинциях Нугал, Сол и Санаг (в долинах Нугал и Дарор) могут находиться нефтяные месторождения, аналогичные месторождениям в Южном Йемене. Запасы нефти там, по различным оценкам, могут составить от 675 до 900 млн баррелей. В интересах разведки и разработки этих месторождений канадская корпорация Africa Oil в партнерстве с компаниями Range Resources (Австралия), Red Emperor Resources (Нидерланды) и Lion Energy (Канада) заключила соглашение с правительством Пунтленда о проведении геологоразведочных работ на территории автономии, для чего создан транснациональный консорциум Horn Petroleum с начальным капиталом 41 млн долларов США. Первую поисковую скважину (Шабел-1) планируется пробурить в четвертом квартале 2011 года с привлечением оборудования и специалистов компании Sakson Drilling and Oil Services.

В настоящее время в районе предстоящих работ (в восточной части провинции Санаг) ведутся подготовительные мероприятия. Правительство Пунтленда обязалось обеспечить общественную безопасность в районе проведения геологоразведочных работ. С этой целью в июле с.г. оно пошло на заключение перемирия с действующей в данном районе сепаратистской группировкой во главе с шейхом Махамедом Саидом «Атомом» и активизировало переговорный процесс с вождями местных племен варсангели для скорейшего урегулирования конфликта. В частности сообщается, что шейху «Атому» и некоторым вождям варсангели в обмен на лояльность предложены высокие посты в правительстве Пунтленда. Часть ранее арестованных сепаратистов отпущена на свободу. Вожди племен в свою очередь обязались не допускать появления в Восточном Санаге «посторонних» вооруженных формирований.

Дело в том, что восточные районы провинций Санаг и Сол, где планируется проведение геологоразведочных работ, относятся к спорным территориям, на владение которыми также претендуют правительство Сомалиленда и так называемый Фронт освобождения Сол, Санаг и Айн. В последние годы там не раз вспыхивали межплеменные вооруженные конфликты, в разжигании которых правительства Пунтленда и Сомалиленда обвиняют друг друга. В настоящее время Восточный Санаг фактически контролируется властями Пунтленда, тогда как большая часть провинции Сол остается под контролем Сомалиленда.

Интерес к разведке минеральных ресурсов на территории Сомалиленда уже давно проявляют американские и китайские компании (в частности, CONOCO и CNOOC — China National Offshore Oil Corp.). Однако заключению соответствующих концессий с правительством Сомалиленда препятствует нерешенный вопрос о статусе этого непризнанного государства. Вместе с тем, некоторые западноевро-пейские и китайские компании во взаимодействии с местными бизнесменами организуют предприятия по добыче и экспорту драгоценных и полудрагоценных камней и других минералов, которыми богаты недра северных районов Сомали. Так, в июне с.г. итальянской компанией Athena srl из порта Бербера в Италию была отправлена первая партия легально добытого в Сомалиленде колумбита-танталита, являющегося сырьём для получения редкого металла тантала, применяемого в электронной промышленности. По утверждению властей Сомалиленда, на его территории имеются рудные залежи, содержащие железо, титан, вольфрам, олово, свинец и редкоземельные металлы.

Другим важным направлением иностранных инвестиций в Сомали является восстановление и развитие экономической инфраструктуры, финансируемое пока в основном из фондов программ развития ООН (UNDP), США (USAID) и Евросоюза. В Могадишо с начала этого года уже действует американская компания SKA Air & Logistics, заключившая с Временным федеральным правительством (ВФП) Сомали контракт на модернизацию и обслуживание столичного аэропорта и морского порта в течение 10 лет. С уходом из Могадишо вооруженных формирований экстремистской исламской организации «Аш-Шабаб», по мере стабилизации обстановки в столице ожидается активизация деятельности там иностранных компаний, занимающихся сооружением объектов городской инфраструктуры. Переговоры по этому вопросу ведутся с Турцией, Ираном и странами Персидского залива.

Однако наиболее масштабные и перспективные проекты намечаются в Сомалиленде, где обстановка отличается относительной безопасностью и стабильностью по сравнению с остальной территорией Сомали. Прежде всего, речь идет о так называемом проекте «Берберский коридор», заключающемся в строительстве стратегически важных коммуникаций, связывающих Эфиопию с морским портом Бербера. В августе с.г. в ходе поездки президента Сомалиленда Ахмеда Махамеда Махмуда (Силаньё) в Эфиопию и Китай им были заключены предварительные соглашения с правительством Эфиопии и китайской компанией PetroTrans Company Ltd (Гонконг) о строительстве в течение трёх лет газопровода, соединяющего газовые месторождения в Огадене с портом Бербера, и сопутствующей инфраструктуры, в том числе нефтеперерабатывающего завода и перевалочного газового терминала в порту. Также достигнуты предварительные договоренности и с другими китайскими компаниями (упоминаются Hutchison Port Holdings, China Railway Group Ltd) о расширении и модернизации порта Бербера, строительстве железной дороги Бербера – Дыре-Дауа и нового шоссе от Берберы до н.п. Уаджале на границе с Эфиопией (строительство участка шоссе Уаджале – Джиджига завершено в апреле с.г.). В подготовленных к подписанию контрактах контрагентом со стороны Сомалиленда выступает местная компания Dahabshiil General Trading. Ранее модернизацией порта Бербера занималась французская компания Bollore Africa Logistics. В будущем к проекту «Берберский коридор» может подключиться и Южный Судан, правительство которого заинтересовано в создании альтернативного пути экспорта своей нефти – в обход территории Судана.

В различных проектах по развитию социально-экономической инфраструктуры Сомалиленда (строительству и ремонту дорог, аэродромов, школ, больниц, гидротехнических объектов) участвуют также частные компании из Кувейта и ОАЭ. Проект по созданию на севере Сомали сети оптико-волоконной связи (с подключением к подводному морскому кабелю в районе Берберы) осуществляет зарегистрированная в Сомалиленде компания SOMCABLE.

Следует отметить, что власти Сомалиленда и Пунтленда всячески поощряют привлечение иностранных инвестиций в экономику своих территорий напрямую, минуя финансовые институты ВФП Сомали. С этой целью в Сомалиленде и Пунтленде уже приняты и продолжают разрабатываться соответствующие международным правовым нормам законы и регламенты, регулирующие отношения местных властей и предпринимателей с иностранными инвесторами (см. сайт Somalilandlaw.com). В публичных выступлениях лидеры Сомалиленда и Пунтленда выражают свою готовность содействовать реализации экономических проектов с привлечением иностранного капитала, особенно в сферах сельского хозяйства, рыболовства, разведки и разработки природных ресурсов, в том числе подземных запасов пресной воды.

Таким образом, несмотря на сохраняющиеся в Сомали высокие экономические риски, североамериканские, западноевропейские и китайские компании разрабатывают и приступают к реализации там локальных и региональных долгосрочных проектов, которые не только могут принести им существенную финансовую прибыль, но и позволят в перспективе занять доминирующее положение на рынках Восточной Африки. В этой связи в ближайшем будущем вероятно обострение борьбы между США, ЕС и Китаем за перспективные источники стратегического минерального сырья и рынки сбыта в данном регионе. На нынешнем этапе российским компаниям, работающим в сфере добычи природных ресурсов, энергетики, транспорта, пищевой промышленности еще не поздно вернуться на рынки Восточной Африки, разработать и предложить сомалийским властям конкурентоспособные проекты взаимовыгодного экономического сотрудничества.

52.29MB | MySQL:103 | 0,513sec