Урегулирование сомалийского кризиса: иллюзия успеха и суровая реальность

В течение последнего месяца в Сомали произошло несколько значительных политических событий, которые получили далеко неоднозначную оценку со стороны внутриполитических сил и внешних участников процесса урегулирования сомалийского кризиса, прежде всего представителей ООН, Африканского союза и других региональных международных организаций. В числе наиболее заметных событий сомалийскими и иностранными СМИ выделяются:

— уход в начале августа из Могадишо большей части вооруженных формирований экстремистской организации «Аш-Шабаб» и переход оставленных ими районов города под контроль Временного федерального правительства (ВФП) Сомали;

— посещение сомалийской столицы иностранными правительственными делегациями и начало массовой доставки туда продовольствия и других грузов международной гуманитарной помощи, предназначенной для пострадавшего от засухи населения;

— проведение в течение августа в г. Абудуак (пров. Гальгудуд) съезда влиятельной в Сомали суфийской организации «Ахлу-Сунна-Уальджамаа» (АСУ) для преодоления имеющихся разногласий и избрания ее нового общепризнанного руководства;

— первые рабочие поездки президента и премьер-министра ВФП Сомали на северо-восток страны и подписание 29 августа в г. Гароуэ соглашения с президентом сомалийской автономии Пунтленд о возобновлении двустороннего политического и военного сотрудничества;

— и, наконец, проведение 4-6 сентября в Могадишо под эгидой ООН совещания сомалийских политических лидеров по проблемам завершения переходного периода в Сомали и подписание ими «дорожной карты» — основного рабочего плана по решению этих проблем.

На первый взгляд, вышеперечисленные события в своей совокупности можно было бы расценивать как заметный прогресс в деле урегулирования сомалийского кризиса, продолжающегося уже более 20 лет. Именно такую публичную оценку дают им руководители временных федеральных органов власти Сомали, официальные представители ООН, Африканского союза и миротворческого контингента АМИСОМ. Особо важным они считают проведение в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями совещания сомалийских лидеров и официальное принятие ими «дорожной карты», разработанной политическим представительством ООН в Сомали (UNPOS) совместно с дипломатами США и стран ЕС, являющимися главными финансовыми донорами в процессе сомалийского урегулирования. Данный документ предусматривает выполнение сомалийскими властями в определенные сроки конкретных мероприятий для решения основных задач завершающего этапа переходного периода по следующим направлениям:

— обеспечение безопасности на всей территории Сомали (как на суше, так и в прибрежных морских водах, включая борьбу с пиратством);

— завершение разработки и принятие общенациональной конституции Сомали, реформирование (сокращение) федерального парламента и проведение всеобщих выборов;

— национальное примирение;

— восстановление эффективного государственного управления на принципах прозрачности и отчетности в деятельности властей.

Контроль за выполнением «дорожной карты» возлагается на UNPOS, Африканский союз и руководителей восточноафриканских государств.

Намеченные мероприятия по завершению переходного периода в Сомали сами по себе, возможно, являются верными, однако их практическая реализация в нынешних условиях представляется весьма проблематичной.

Во-первых, в вышеупомянутом совещании, несмотря на его длительную подготовку, участвовали далеко не все сомалийские политические лидеры. По различным причинам на совещании отсутствовали полномочные представители самопровозглашенной республики Сомалиленд, автономии Химан и Хеб, АСУ, южно-сомалийских военно-политических группировок и основных сомалийских племен. Их лидеры заявили, что не признают достигнутых на совещании договоренностей, а новое руководство АСУ объявило о прекращении каких-либо отношений с UNPOS и призвало Генерального секретаря ООН сменить своего представителя в Сомали. Примечательно также, что ни президент Пунтленда, ни президент другой сомалийской автономии Гальмудуг, участвовавшие в совещании, не поставили свои подписи под его заключительной декларацией, поручив это министру образования и министру международного сотрудничества, соответственно, что вызывает сомнение в искреннем желании лидеров этих автономий руководствоваться «дорожной картой».

Во-вторых, нынешнее ВФП без внешней помощи вряд ли способно в сжатые сроки выполнить намеченные мероприятия, особенно в сфере обеспечения безопасности. Ведь спустя месяц после вывода из Могадишо основных сил «Аш-Шабаб» временному правительству Сомали так и не удалось установить в полной мере контроль над всеми городскими районами. Северные и западные районы и пригороды столицы по-прежнему остаются в руках боевиков «Аш-Шабаб», которые почти каждую ночь подвергают обстрелам из стрелкового оружия, гранатометов и минометов позиции АМИСОМ и правительственных войск. Несмотря на введение президентом Сомали с 13 августа чрезвычайного положения в ряде районов Могадишо, объявление правительством запрета на ношение и продажу оружия, создание специальных сил по обеспечению правопорядка и усиление патрулирования улиц, в различных районах города, особенно в лагерях беженцев, не прекращаются грабежи и случаи расхищения продовольствия, в которых нередко участвуют сами военнослужащие правительственных войск. До сих пор остается невыполненным и распоряжение правительства о ликвидации на улицах города блок-постов, где военнослужащие и местные ополченцы незаконно взимают плату за проезд (в сумме от 5 до 20 млн сомалийских шиллингов в день на каждом блок-посту).

Немногим лучше обстоят дела и у потенциальных союзников ВФП – администраций автономий Пунтленд и Гальмудуг, у которых хватает собственных проблем в обеспечении общественной безопасности. Кроме того, отношения между этими автономиями обострились после того, как 1 сентября силы безопасности Пунтленда при проведении контртеррористической операции в одном из северных районов г. Галькайо натолкнулись на яростное сопротивление местных ополченцев из племени лелкасе (танаде/дарод). По сообщениям местных СМИ, в результате двухдневных боев погибли более 60 человек и были ранены свыше 150 человек, большей частью мирных жителей. Часть боевиков скрылись в южных районах города, в связи с чем власти Пунтленда обвинили администрацию Гальмудуг в пособничестве террористам и боевикам «Аш-Шабаб». Несмотря на достижение перемирия обстановка в Галькайо остается напряженной.

Таким образом, ВФП вряд ли может рассчитывать на существенную военную помощь этих автономий. Между тем, принятые еще в прошлом году решения СБ ООН и Африканского союза об увеличении численности миротворческого контингента в Сомали до 12 тыс. военнослужащих так и не были реализованы. Призывы же ВФП увеличить численность АМИСОМ до 20 тыс. человек не находят должного понимания стран-доноров. Поэтому пока не ясно, какими силами ВФП и его союзники намерены обеспечить восстановление безопасности на всей территории Сомали до завершения переходного периода.

В-третьих, между ВФП и автономиями (как существующими, так и вновь создаваемыми) сохраняются серьезные разногласия по вопросам реформы федерального парламента и будущего государственного устройства страны. Более того, завершение разработки новой конституции напрямую связано с проблемой урегулирования статуса Сомалиленда. Пока же федеральные органы власти не готовы обсуждать этот вопрос с правительством Сомалиленда, которое уже 20 лет добивается международного признания своей территории в качестве независимого государства.

В-четвертых, хотя в итоговой декларации совещания одним из принципов реализации «дорожной карты» провозглашается вовлечение в этот процесс широкой сомалийской общественности, на деле ВФП пока игнорирует мнения вождей и старейшин племен, видных общественных и религиозных деятелей по вопросам национального примирения. Во всяком случае, советы старейшин племен хавие и дир осудили проведение совещания по вопросам будущего Сомали в нынешнем, узком, по их мнению, формате и отрицательно высказались о его итогах. Решение же задач национального примирения без поддержки лидеров основных сомалийских племен едва ли реально.

Таким образом, заявления представителей ООН и региональных международных организаций об успешном продвижении процесса сомалийского урегулирования пока представляются чересчур оптимистичными. Принятие нового плана завершения переходного периода в Сомали ставит перед ВФП и его союзниками крайне сложные задачи, которые в нынешних условиях, без широкой народной поддержки и своевременного финансирования, вряд ли окажутся ему по силам. В результате руководимый извне процесс сомалийского урегулирования может в очередной раз зайти в тупик.

52.25MB | MySQL:103 | 0,540sec