Традиционная теория государственного долга, подразумевающая выпуск долговых обязательств с целью компенсирования дефицита бюджета, хорошо объясняет действия правительств Дубая и Рас аль-Хаймы. Привлечение заемных средств позволяло правительствам этих эмиратов стимулировать экономику (Дубай) и финансировать инфраструктурные проекты (Рас аль-Хайма). При этом фиксированный валютный курс давал возможность снизить такие неприятные последствия дефицита бюджета, как повышение процентных ставок и укрепление национальной валюты[i]. Саудовская Аравия, несмотря на значительный профицит бюджета в 2003-2008 гг. (373 млрд. долларов), на протяжении 1983-2002 гг. имела дефицит и была вынуждена финансировать его путем размещения облигаций на внутреннем рынке[ii].
Интересным примером является Абу-Даби. Совокупный профицит этого эмирата в 2005-2010 гг. составил лишь около 10 млрд долларов, в основном из-за дефицита в 2009-2010 гг. объемом 57,5 млрд долларов[iii], обусловленного одновременным снижением цен на нефть, расходами на докапитализацию и финансирование предприятий, а также поддержку Дубая после дефолта холдинга Dubai World[iv]. Отчасти именно из-за этого Абу-Даби разместил в 2009 г. пяти- и десятилетние еврооблигации совокупным объемом 3 млрд долларов. Кроме этого, в 2007 г. эмират выпустил пятилетнюю еврооблигацию объемом 1 млрд долларов, а также предоставил гарантии по долгам государственных компаний ADWEA и ADCB. В 2010 г. на рынке через SPV Waha Aerospace B.V. было привлечено 1,5 млрд долларов, которые были направлены на покупку транспортных самолетов Boeing C-17 для вооруженных сил Абу Даби.
В то же время, традиционная точка зрения малоприменима к таким эмитентам, как правительство Катара. Так, совокупный профицит бюджета Катара с 2006/07 по 2010/11 финансовые года составил 43,95 млрд долларов[v], при этом совокупный объем средств, привлеченных правительством или под прямые гарантии правительства (в частности, два выпуска облигаций в 2009 году разместила Qatari Diar) составил на середину 2011 г. 27,2 млрд долларов. Таким образом, Катар имеет соотношение долга и ВВП, сопоставимое с Дубаем, и лишь в два раза лучшее, чем у Египта.
Таблица 1. Объем публичного государственного долга ряда стран и его соотношение с ВВП[vi]
Абу Даби |
Дубай |
Египет |
Катар |
Саудовская Аравия |
||
Публичный долг, млрд долларов |
15,6 |
22,7 |
105,2 |
27,2 |
2,1 |
|
Долг/ВВП (2010), % |
9,2 |
28,3 |
48,2 |
21,0 |
0,5 |
|
Источник: Bloomberg, IMF, SCAD, DSC |
||||||
Одной из причин активной эмиссии государственных облигаций, правительства стран Залива называют стремление создать развитый рынок капитала (в первую очередь – публичного долга). Эмиссия государственных облигаций позволяет создать безрисковую кривую доходности, что упростит эмиссию облигаций частному сектору – в первую очередь на международных финансовых рынках (так, у Катара есть еврооблигации с погашением в 2040 году). Кроме этого, операции на рынке государственного долга могут также рассматриваться как инструмент управления денежной массой, что важно для стран Залива, которые в условиях фиксированного валютного курса частично лишены возможности проводить независимую кредитно-денежную политику[vii].
В наибольшей степени такой инструмент актуален для Катара, имевшего до 2010 самый высокий среднегодовой уровень инфляции в Заливе (см. таблицу 2). Инфляционное давление было настолько велико, что ЦБ Катара в 2008 г. начал проводить более жесткую кредитно-денежную политику, чем ФРС США. В 2009 г. за счет роста объемов заимствования объем государственных бумаг, находящихся на балансе коммерческих банков, резко увеличился с 5,4% до 15% денежной массы (агрегат М2)[viii], что совпало по времени с дефляцией в стране. Несмотря на то, что снижение темпов инфляции было во многом обусловлено общемировым трендом, тот факт, что Катар стал единственной страной в Заливе, столкнувшейся с дефляцией, отчасти свидетельствует об успехе проводимой политики по стерилизации денежной массы.
Таблица 2. Инфляция в арабских странах Персидского залива в 2005-2009 гг, %.
|
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Среднегодовой ИПЦ |
||
Бахрейн |
2,3 |
2,7 |
4,0 |
5,1 |
2,8 |
3,4 |
||
Катар |
8,8 |
11,8 |
13,8 |
15,0 |
-4,9 |
8,7 |
||
Кувейт |
4,5 |
3,6 |
7,5 |
9,0 |
1,2 |
5,1 |
||
ОАЭ |
7,8 |
10,2 |
11,7 |
6,6 |
1,2 |
7,5 |
||
Оман |
2,7 |
4,7 |
9,3 |
7,8 |
3,4 |
5,6 |
||
Саудовская Аравия |
1,2 |
2,9 |
6,5 |
9,0 |
4,2 |
4,7 |
||
Источник: IMF World Economic Outlook |
||||||||
Принимая во внимание рост социальных обязательств аравийских монархий, обусловленный «арабской весной» 2011 г., необходимость рефинансирования текущего долга, а также высокую вероятность сохранения сравнительно высоких темпов инфляции ввиду высоких цен на углеводороды, мы предполагаем, что в среднесрочной перспективе объем государственных заимствований в Заливе возрастет. При этом, несмотря на слабость рынка капитала, страны Залива смогут найти инвесторов не только на внутренних, но и на внешних рынках – летом 2011 года государственные бумаги аравийских монархий стали рассматриваться инвесторами как «тихая гавань», сопоставимая с казначейскими облигациями США.
[i] Подробнее о точке зрения макроэкономики на проблему государственного долга см., например, Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. Учебник. М. ИНФРА-М, 2007, стр 83-95.
[ii] Saudi Arabian Monetary Agency, Forty Sixth Annual Report, 2010, стр. 296.
[iii] Рассчитано по информации, содержащейся в проспекте эмиссии Waha Aerospace B.V., стр. 71.
[iv] Бюджет эмирата не включает в себя доходы и расходы компаний, на 100% принадлежащих правительству, как следствие, данные не отражают в полном объеме финансовое положение эмирата.
[v] Рассчитано по The Thirty Fourth Annual Report, Central bank of Qatar, August 2011, p. 59.
[vi] Рассчитано по данным Bloomberg (объем долга взят на 19 сентября 2011 г), IMF World Economic Outlook Database (April 2011 Edition), Statistical Yearbook of Abu Dhabi 2011, Dubai Statistics Centre.
[vii] Впервые идею о низкой эффективности регулирования экономики путем кредитно-денежной политики в условиях фиксированных валютных курсов и мобильности капитала в 1960-х гг выдвинул Роберт Манделл.
[viii] Рассчитано по данным Центрального банка Катара.