Новый вице-президент Судана

Суданский президент О.Аль-Башир назначил своим указом нового вице-президента Аль-Хажа Ахмеда Юсефа. Юсеф, которому исполнилось 56 лет, родом из района Ид Аль-Фирсан (Южный Дарфур). Этническое происхождение нового вице-президента является оптимальным для работы в Дарфуре. Его мать принадлежит к крупнейшему арабскому племени юга Дарфура Бени Хельба, а отец является этническим фур из Джабаль Аль-Марра. Последний район является основным оплотом непримиримых повстанцев-фур из группировки Суданское освободительное движение (СОД) А.Нура. Согласно арабской и африканской традициям А.Юсеф является «стопроцентным» фур, так как здесь родство отсчитывается по принадлежности отца. Одновременно с учетом того, что сознательная жизнь нового вице-президента прошла в тесной связи с родственниками по линии матери, его влияние на процессы, которые происходят в племени Бени Хельба, очень велики. Это обычная история для Судана, когда «примаки» официально признают свою принадлежность к тому или иному племени с целью заручиться поддержкой верхушки. В дальнейшем это позволяет им пользоваться всеми преимуществами такого положения. Тот же Юсеф отличался очень рьяным поведением по лоббированию интересов Бени Хельба в тот период времени, когда он занимал посты губернатора Северного и Южного Дарфура.

А.Юсеф в 1974 году закончил Хартумский университет, имеет специальность агронома. В тот же период времени примкнул Национальному Исламскому Фронту (НИФ), однако при этом не участвовал в какой-либо заметной деятельности и не занимал никаких постов в этой структуре. Более того, даже сознательно дистанцировался от участия в выборных органах НИФ.

Отличительной чертой А. Юсефа является его бескомпромиссность и принципиальность. После того, как он покинул правительство Судана, где он занимал последовательно посты губернаторов и федерального министра, в его собственности был лишь незастроенный участок для дома в одном из пригородов Хартума. Там одним из друзей Юсефа были выстроено в 2003 году три комнаты для двух его жен. Они были вынуждены бежать от наводнения из Дарфура в 2003 году, и остались (как и сам Юсеф) без крова.

Высокие моральные качества позволяют Юсефу свободно высказывать свои мнения без опасения быть обвиненным в «личном интересе». Он имеет репутацию знатока шариата, и явно претендует на роль «духовного отца» нации. В этой связи интересен эпизод с его высылкой из Великобритании, где он пытался получить степень магистра в одном из английских учебных заведений. Юсеф в период своего пребывания в Лондоне приобрел очень большой авторитет среди местной мусульманской общины и даже выезжал с проповедями в другие города. С учетом «жесткого радикализма» этих проповедей британские власти приняли на самом деле беспрецедентное для них решение об экстрадикции. Более того, даже в университете Хартума, где он решил завершить защиту диссертации, сочли ряд его тезисов «радикальными» и порекомендовали их изменить.

Занимая посты губернаторов Северного и Южного Дарфура, Юсеф стал открыто критиковать центральное правительство за «дифференцированный подход» к развитию этих двух штатов, и подкрепил это собранными им статистическими данными. Это вызвало скандал и выговор по партийной линии.

Но особенно ярко проявился «неуживчивый» характер Юсефа в период отстранения лидера суданских исламистов Х.ат-Тураби от власти. Юсеф без всяких колебаний покинул свой пост губернатора и примкнул к опальному политику. При этом надо понимать, что он открыто «бросил перчатку» президенту О.аль-Баширу, который отверг все его инициативы по примирению сторон.

После этого Юсеф стал принимать активное участие в оппозиционном движении Х.ат-Тураби партии Народный конгресс , но недолго. Вновь сыграл свою роль характер нынешнего вице-президента. Юсефа покоробили саркастические высказывания Х.ат-Тураби в отношении вносимых им предложений по вопросам тактики и партийного строительства. Отметим, что антипатии возникли исключительно по межличностным вопросам, и были вызваны не принципиальными расхождениями, а скорее ревностью патриарха «зеленого интернационала» к своему более молодому конкуренту. Ряд экспертов также утверждает, что окончательный разрыв между двумя этими лидерами был вызван еще и финансовыми трудностями самой оппозиционной партии, которые не позволили Юсефу возместить понесенные им финансовые издержки во время выборной кампании за пост губернатора Южного Дарфура. В итоге Юсеф покинул ряды оппозиции и был вновь принят в правящую партию. Причем на очень серьезную должность политического секретаря.

Назначение «неудобного» Юсефа на важный политический пост, несомненно, означает новый этап в процессе урегулирования кризиса в Дарфуре. Таким образом, Хартум прикрывает очень опасное южнодарфурское направление, где позиции нового вице-президента сильны. Одновременно стимулируется и расслоение СОД-Нура с учетом фурского происхождения Юсефа. Позитивен также и тот момент, что на одну из ключевых должностей назначается «бескорыстный» выходец из Дарфура, впервые за все время кризиса.

В качестве «минусов» отмечается несомненный исламистский радикализм Юсефа и его тесную связь с племенем Бени Хельба, от чего может пострадать «равноудаленность» нового вице-президента. Не стоит ожидать и серьезных «сдвигов» в экономическом развитии Дарфура, в данном случае речь идет больше о «представительских дивидендах».

52.25MB | MySQL:103 | 0,472sec