Общественные настроения в Пакистане и перспективы внутреннего политического развития страны

В ходе международной конференции «Пакистан: вызовы демократии, управлению и национальному единству», состоявшейся в конце октября с.г. в Панджабском университете, г. Лахор, участие в которой приняли и российские специалисты-сотрудники Института востоковедения РАН, пакистанскими участниками были высказаны откровенные мнения о текущей ситуации в стране и дальнейших перспективах ее политического развития, отражающие сегодняшние общественные настроения в Пакистане.

I. Что касается настроений в обществе, то их можно сгруппировать следующим образом:

— отношение к нынешнему положению в стране.

По мнению представителей пакистанских научно-преподавательских кругов, Пакистан сегодня переживает глубокий разносторонний кризис, беспрецедентное отсутствие безопасности. При этом страна, являясь примером этнического и лингвистического многообразия и господства мультифракционной религии (ислама), сталкивается с проблемой подспудной фрагментации, которая представляет потенциальную опасность для ее безопасности и целостности. Увеличивается несогласованность в действиях государственных институтов, наблюдается упадок социальной сплоченности, углубляется атомизация общества. Средний класс страны в целом разочарован и не видит какого-либо выхода из сегодняшнего тупика. Молодые представители средних слоев стремятся эмигрировать из страны в поисках заработка, свободы и безопасности.

Особое беспокойство вызывают активность воинствующих исламистских группировок, рост числа террористических актов, в том числе с участием террористов–смертников, реальная угроза «талибанизации» пакистанского общества. При этом отмечалось, что либерально настроенная часть пакистанской элиты отошла от активной борьбы за реальные изменения к лучшему, налицо очень слабый протест против негативных тенденций, господствуют апатия и неверие в способность добиться перемен.

— отношение к росту исламизма и религиозного экстремизма.

В докладах пакистанских участников на конференции и в частных беседах проявлялись весьма скептические настроения по поводу возможности того, что Пакистан сумеет справиться с захлестнувшей его волной исламистского насилия и экстремизма. Представители пакистанской научной элиты отмечали, что молодежь, попадающая в исламские учебные заведения, зачастую не видит иного для себя выхода, как пополнять ряды различных исламо-националистических боевых группировок. При этом отмечалось, что влияние прозападной, проамерикански настроенной молодежи и интеллигенции, получившей образование в странах Запада, сведено к минимуму, а процент молодых людей, у которых отсутствуют перспективы стать частью материально обеспеченного среднего класса, заметно увеличивается. Весьма скептически представители пакистанской общественности настроены в отношении способности правящих элит Пакистана решительно бороться с исламистским экстремизмом, а путь заключения «мирных сделок» с джихадистами (прежде всего, с пакистанским движением «Талибан» в приграничных с Афганистаном районах) является практически тупиковым.

В кулуарах высказывались опасения, что страна может не выжить как единое государство («свеча на ветру»), однако отмечалось, что в ближайшее время это не произойдет, так как, во-первых, Пакистану пока нет определенной альтернативы (единственная сформировавшаяся угроза – белуджский сепаратизм), а во-вторых, его распада опасаются в Индии, ввиду того, что она не способна абсорбировать ни весь Пакистан, ни даже его фрагменты, а также в США, где обеспокоены сохранностью его ядерных арсеналов.

— отношение к США и странам Запада, к России

Собеседниками отмечалось, что, несмотря на явные антиамериканские и антизападные настроения в Пакистане, которые являются следствием разнообразных причин, но в последнее время вызваны, в первую очередь, затянувшимся военным присутствием США в Афганистане, нарушением пакистанского суверенитета в результате операции американского спецназа по уничтожению У. бен Ладена, «непозволительным» поведением американского персонала, работающего в Пакистане (имеется в виду, прежде всего, убийство агентом ЦРУ Р.Дэвисом двух пакистанцев в Лахоре в январе этого года), и продолжением налетов американских беспилотных летательных аппаратов (дронов) на территорию Пакистана, среди нынешней пакистанской политической элиты сохраняется в целом довольно благожелательное отношение к США и странам Запада. Характерно, что на массовом митинге в свою поддержку один из популярных ныне политических деятелей Имран Хан, портреты которого размещены на всех видных местах на улицах Лахора, заявил лишь, что Пакистан хочет быть «другом, но не рабом США», а его попытки организовать в Исламабаде демонстрацию протеста против налетов дронов не имели успеха. Судя по всему, та часть пакистанской элиты, которая и ранее поддерживала развитие тесных связей Пакистана с США, остается у власти и ныне, стремясь смягчить противоречия и продолжить сотрудничество.

Что касается отношения пакистанской общественности к России, то здесь в целом преобладают нейтрально-благожелательные взгляды. В беседах отмечалось, что Москва могла бы больше помогать Пакистану в разрешении его проблем и активнее развивать экономические и культурные связи. Как представляется, лишь малая часть пакистанцев, в основном радикально настроенные клерикальные круги и представители малообразованной молодежи, считающие, что все белые люди одинаковы, испытывают чувства враждебности к русским. Вместе с тем у части образованных пакистанцев сохраняются опасения относительно возможности России проводить подрывные акции против Пакистана, в частности поддерживать сепаратизм в Белуджистане, действуя там заодно с Индией.

— отношение к выборам 2013 года и кандидатам от различных политических партий

В целом, общественное мнение в Пакистане, насколько о нем можно судить по впечатлениям от крупнейшей провинции Панджаб, настроено не в пользу правящей Пакистанской народной партии (ПНП) во главе с президентом А.А. Зардари. При этом среди нижней части среднего класса (мелкооптовых торговцев, владельцев небольших лавок) преобладают симпатии к Имран Хану – харизматичному лидеру, бывшей звезде крикета (национальной игры), а ныне руководителю «Движения за справедливость» — партии, еще не принимавшей участие в парламентских выборах. Относительно электоральных перспектив Имран Хана мнения расходятся, но большинство полагает, что на следующих выборах, скорее всего, победит Пакистанская мусульманская лига бывшего премьер-министра Наваз Шарифа (ПМЛ-Н). Исламистские партии, вроде старейшей «Джамиат-е ислами», а также «Джамиат-е-улама-е ислам», имеют по традиции виды на успех только на северо-западе страны. Отмечалось, что ПНП располагает существенно меньшим, чем ПМЛ-Н, числом сторонников в Панджабе, особенно в северных его областях. Шансы бывшего президента генерала Мушаррафа на возвращение к активной политической роли оцениваются как нулевые.

Нельзя полностью исключить, по мнению ряда участников конференции в Лахоре, и досрочное проведение выборов в случае отставки президента Зардари, которая может произойти по инициативе и вмешательстве военных. Собеседники отмечали, что такие проблемы, как стагнация экономики, усугубление коррупции и угроза исламистского экстремизма, вряд ли будут решены с помощью очередных выборов, — более того не исключено обострение ситуации в связи с ними, как — то уже было в Пакистане в 1970 и 1977 годах.

II. Исходя из приведенных мнений и восприятия тревожной общественно-политической атмосферы в Пакистане, представляется необходимым обратить внимание на некоторые вероятные угрозы и риски, связанные с перспективами развития страны.

Не исключен, как представляется, приход к власти прооисламски настроенных военных в союзе с исламистами в период до выборов 2013 года или вскоре после них. Это кардинальным образом изменит внутреннюю обстановку. Пакистан возвратится к политике исламизации образца 1980-х годов (проводившейся военными во главе с Зия-уль-Хаком). Неизбежен в этом случае отход от норм парламентской демократии и включение в состав руководства страной представителей исламских радикальных партий и движений. Последует дальнейшая эскалация активности исламистских группировок, рост активности боевиков и радикальных пропагандистов не только внутри страны, но и за ее пределами — в Афганистане, в китайском Синьцзяне, в республиках Центральной Азии, прежде всего в Таджикистане, Узбекистане, на юге Казахстана.

Во внешнеполитической области такое развитие событий означало бы четкую ориентацию на страны с консервативными исламскими режимами, прежде всего на Саудовскую Аравию. Возможны укрепление связей с Ираном, имееюшее, впрочем, пределы, связанные с ирано-саудовской конкуренцией, и активизация связей с Китаем на фоне новой волны антиамериканских и антииндийских настроений.

Неким провозвестием этих перемен прозвучало выступление на конференции одного из ведущих геополитиков Пакистана, который заявил, что в связи с уходом США из Афганистана он видит наступление новой эры в международных делах в регионе. США собираются решать региональные проблемы с опорой на Индию. В ответ на стратегическое партнерство между США и Индией Пакистану следует, по его мнению, создать «ось Исламабад – Пекин – Тегеран», с возможным подключением к ней Эр-Рияда. Он не скрывал, что такая ось имела бы явно антиамериканскую и антизападную направленность. Заметим, что для России не нашлось места в его построениях.

Таким образом, нельзя исключить в перспективе установление военно-исламского режима в Пакистане. Об этой угрозе с тревогой и в то же время чувством своего бессилия говорили либерально настроенные представители пакистанской общественности. Они отмечали отсутствие политической воли у пакистанской элиты необходимой для борьбы с этой угрозой и утверждали, что она станет особенно реальной после ухода основной части сил США и НАТО из Афганистана. Реализация таких опасений означала бы превращение Пакистана в государство не менее опасное, чем Афганистан, с точки зрения деятельности международного терроризма и различных деструктивных сил. Понятно, что такой вариант никак не устраивает главных мировых игроков, США, Европу, Индию, Китай, Россию, и требует от них принятия упреждающих мер.

В этих условиях, на наш взгляд, для России, прежде всего представляется целесообразным поддержать Пакистан, для начала в рамках инициативы президента Д. Медведева по созданию коридора «Памир – Аравийское море» с участием Таджикистана, Туркмении, Афганистана и РФ. Эта идея не новая, но важно продолжать активное сотрудничество с Пакистаном в рамках другого проекта – «четверки государств» (те же государства, что и в первом случае), а также всемерно способствовать скорейшему принятию Пакистана в полноправные члены ШОС. Кроме того, представляется необходимым оказать политическую поддержку Исламабаду – нынешнему режиму президента Зардари, — в его усилиях по развитию демократических процессов в Пакистане, а также существенную финансово-экономическую и гуманитарную, а также возможно и военную помощь на двусторонней основе и в рамках неформальной организации «Друзья Пакистана».

Как показывает дальнейшее развитие обстановки в Пакистане в самое последнее время, Исламабад идет на существенное примирение со своим главным региональным антагонистом – Индией, чтобы обеспечить себе благоприятные внешние условия для стабилизации внутриполитического развития Пакистана. При этом очевиден тот факт, что правительство А.А. Зардари и Ю.Гилани не могут в силу объективных причин идти на дальнейшее ухудшение отношений Исламабада с Вашингтоном. Пакистан продолжает во многом зависеть от США, оставаясь «государством –клиентом государства –патрона», и не в его интересах обострять пакистано-американские двусторонние отношения, находящиеся на беспрецедентно низком уровне. Скорее всего, продолжая процесс налаживания отношений с Дели ( в отсутствие провоцирующих моментов в пакистано – индийский отношений, имеющих отношение к террористической деятельности на индийской территории базирующихся в Пакистане радикал — исламистских группировок наподобие «Лашкар — е – Тайба» и других) Исламабад в тех же целях обеспечения благоприятных внешних условий для улучшения внутренней ситуации в стране, в кратко-срочной и средне-срочной перспективе ( но еще до выборов 2013 г. ) пойдет на значительное улучшение своих отношений с Вашингтоном.

52.41MB | MySQL:103 | 0,473sec