Судан: ликвидация лидера ДСР Ибрагима Халиля

Свершилось! Суданским силовикам удалось ликвидировать харизматичного лидера Движения за справедливость и равенство (ДСР) Ибрагима Халиля. По официальным данным он был убит в полдень 24 декабря с.г. в районе Вад Бандан в штате Северный Кордофан, в 145 км северо-восточнее н.п. Умм Кадада (Северный Дарфур) и в 285 км юго-восточнее Эль-Фашера. Указанный район находится между административными границами штата Северный Дарфур и важнейшим транспортным узлом Ан-Нухуд в Северном Кордофане.

Мы подробно остановились на этом чисто «географическом» моменте именно по той причине, чтобы подчеркнуть факт того, что Ибрагим Халиль в составе отряда из 30 человек, скорее всего, двигался из Дарфура в направлении Южного Кордофана. Если еще точнее, конечной точкой его маршрута должен был стать, по всей видимости, населенный пункт Кауда в Южном Кордофане.

Именно Кауда в настоящий момент является оплотом альянса боевиков из фактически всех известных «непримиримых» повстанческих групп Дарфура и примкнувшего к ним Суданского народно-освободительного движения — север (СНОД-север). Там этот альянс официально и был образован, хотя по другим данным, учредительное собрание повстанцев прошло в угандийской столице Кампале. Теперь Кауда стала центром сопротивления правительственным войскам не только в Южном Кордофане, но и штате Голубой Нил. По некоторым данным, там спешно проводятся под руководством инженеров из США расширение взлетно-посадочной полосы. Как представляется, это делается для организации бесперебойного воздушного моста между Каудой и Джубой. Исходя из этого, совершенно оправданно предположит, что в планах южносуданского руководства (и с большей долей США) создание перманентно действующего анклава противостояния повстанцев центральному правительству. Все это свидетельствует о том, что в Южном Кордофане и Голубом Ниле разыгрывается «южносуданский сценарий». В этой связи для Хартума жизненно важно перейти от блокирования Кауды к ее штурму. Собственно сейчас идет подготовка к этой операции, и несомненный успех в деле с Ибрагимом Халилем, как представляется, даст мощный стимул для суданской армии. Именно в Южном Кордофане, а никак не в Дарфуре сейчас будут происходит основные события.

Переходя непосредственно к акции по ликвидации лидера ДСР, отметим, что она стала результатом тщательно спланированной операции. В последней основную роль сыграли бывшие соратники Ибрагима Халиля, которые в сентябре с.г. объявили о выходе из ДСР и начале мирных переговоров с Хартумом под эгидой Катара. Это собственно 26 основных полевых командиров группировки во главе со «вторым номером» организации Бахром Мухамеддином. Они были возмущены разворовыванием партийной казны, а также физической ликвидацией ряда видных эмиссаров ДСР, которые выразили недовольство политикой своего руководителя.

И еще один важный момент. Мы уже говорили, что основой идеологии ДСР долгое время оставался жесткий федерализм с предоставлением ее представителям высоких государственных постов именно в руководстве единого Судана. Всеобъемлющее мирное соглашение (ВМС) с Джубой там считали стратегической ошибкой президента Омара аль- Башира, за что его нещадно критиковали. Ибрагим Халиль же, лишившись поддержки Чада, сделал резкий крен в сторону альянса с южносуданцами и открыто заговорил об отделении Дарфура. Это так же послужило причиной раскола.

Ну и, конечно же, позиция Нджамены. Чадскому лидеру Идрису Деби живой Ибрагим Халиль был как «кость в горле». Здесь начиналась плоскость борьбы за верховенство в племенной верхушке загава, к которому они оба принадлежат.

Падение режима Каддафи также внесло свою лепту. Ибрагим Халиль лишился мощной финансовой поддержки, без которой никакая партизанская война невозможна.

Предположим с большей долей вероятности, что маршрут передвижения Ибрагима Халиля и его сторонников «сдали» свои. А вернее разработали его таким образом, чтобы четко привести отряд «ненужного» лидера в заранее подготовленную засаду. О том, что она тщательно готовилась, говорит факт уничтожения всего отряда. Вспомним и отвлекающие маневры со стороны самого Хартума, который совсем недавно публично заявлял, что «Ибрагима Халиля в Дарфуре нет». Мы говорили об обратном, и оказались правы.

Что меняет смерть лидера ДСР? Очень многое, если Хартум будет вести себя умно. В частности, с карты боевых действий Дарфура исчезает централизованная и наиболее мощная группировка повстанцев. Это не означает, что все отряды ДСР автоматически перейдут на сторону правительства, но единой силы больше не будет. Если падет Кауда, то процесс разложения альянса повстанцев пойдет более быстрыми темпами, и Хартуму в этой связи будет принципиально важно извлечь уроки из истории с еще одним бывшим и нынешним повстанцем М.Минави, который в результате обычной жадности суданских руководителей, вновь превратился из союзника во врага.

52.34MB | MySQL:106 | 0,604sec