«Аль-Каида Исламского Магриба»: бизнес и ничего личного

Недавние события на границе Мали и Ливии, связанные с возобновлением боев между малийскими военными и формированиями туарегов из Народного Фронта за освобождение Азавада (НФОА), являются прямым следствием свержения режима Каддафи и сломом системы баланса сил в регионе. Туареги, требующие широкой автономии (а если точнее – гарантированных прав на получение экономических благ), периодически восставали против центральных властей Мали, Мавритании и Нигера и раньше, здесь нет ничего необычного. Другой вопрос, что Каддафи сумел, в общем-то «успокоить» туарегских вождей не без помощи своих огромных финансовых возможностей. То есть, Каддафи выступал неким гарантом стабильности в регионе, хотя конечно мог и по настроению моментально эту стабильность нарушить. С его уходом образовался вакуум в спонсорстве, что наряду с огромным количеством оружия и спровоцировало новую вспышку сепаратизма у туарегской верхушки.

Вопрос денег здесь ключевой, а любая идеология – лишь обертка для «конфетки». Это в частности иллюстрирует ситуация, которая сейчас сложилась в «Аль-Каида Исламского Магриба» (АКИМ). Мы уже высказывали версию о том, что основным лейтмотивом этой организации является обыкновенный бизнес на торговле заложниками. Подтверждением этому является последний раскол в АКИМ, в результате которого на свет появилась новая группа «Движение за единство и джихад в Западной Африке» (ДЕДЗА) под руководством Мохаммеда Хейра. Последний является туарегом и собственно образование новой группы является кульминацией недовольства именно туарегской составляющей АКИМ. 27 декабря 2011 года восемь основных туарегских полевых командиров покинули АКИМ, которым руководит алжирец Абу Зейд Абдельхамид. Здесь очень важным моментом является раскол именно между алжирцами, мавританцами и малийцами, что вновь ставит на повестку дня вопрос об утопичности создания «наднационального» объединения джихадистов на долгосрочную перспективу.

М.Хейр (кличка «Хромой») является уроженцем Мавритании и зоной его ответственности в АКИМ являлись приграничные районы на границе Мали и Мавритании. Он, несомненно, являлся одной из ключевых фигур в организации и его уход, по идее, должен сказаться на ее боеготовности. На совести Хейра несколько громких актов против малийских и мавританских военных. О его весе в АКИМ говорит и факт того, что за его освобождение руководство организации два года назад выплатило очень приличный выкуп малийскому руководству и было вынуждено выпустить несколько европейских заложников. После этого Хейр обосновался на севере Мали, где лечился и одновременно преподавал арабский язык и «джихадистскую» идеологию в нескольких молодежных лагерях для туарегской молодежи. Он и его сторонники стоят за большинством похищений европейцев в северных районах Мали.

Разрыв Хейра и его заместителя Абу Али с алжирским руководством АКИМ (Абу Зейд, Абдель Али Яхьяуи, Мухтар Бельмухтар) произошел после того, как он похитил трех иностранцев в лагере ПОЛИСАРИО недалеко от алжирского Тиндуфа 23 октября 2011 года. Их похищение и последующая переправка в район Кидаль на севере Мали вызвало очень жесткую критику со стороны алжирского крыла АКИМ, которое потребовали немедленно освободить иностранцев и прекратить любую активность на территории Алжира.

Момент очень интересный, на него надо обратить особое внимание. Алжирские руководители АКИМ всячески противятся проведению терактов на территории Алжира, включая похищение иностранцев. Это со всей очевидностью говорит об их компромиссе с алжирскими военными, которые не желают подвергать рискам иностранные инвестиции. Другими словами, АКИМ дан «карт-бланш» на свои коммерческие операции с заложниками, как говорили в одном известном фильме «не у нас, в другом районе». Хейр со своей активностью эту договоренность нарушил. Тем более, на территории лагеря ПОЛИСАРИО, руководители которого пользуются покровительством алжирских властей.

В результате последующих выяснений отношений Хейр откровенно заявил о том, что «бизнес с заложниками» фактически монополизирован алжирским руководством АКИМ, которое полностью забирает всю «прибыль», «инвестируя» ее целиком в Алжир. Другим участникам «проекта» не достается «ни цента». Спокойно можно представить, что мы стали свидетелями «разборок» на совете директоров какой-либо гражданской корпорации. Где идеология, где «всемирный халифат»? В конце концов, где резонансные теракты в самом Алжире? Их нет, поскольку мы имеем дело просто с бизнесом, причем, судя по всему, совместным с алжирскими силовиками.

В настоящее время последние со своими малийскими коллегами планируют в феврале с.г. широкомасштабную совместную операцию против «отступников». В составе ДЕДЗА сейчас около 12 джипов с пулеметами. Представляется, что Хейр неспроста переместился в район Гао, поскольку там возможен приток сторонников, недаром же он преподавал в молодежных лагерях. Плюс он уже ведет переговоры о выкупе захваченных им трех европейцев с властями Мали, что должно дать ему необходимую сумму для вербовки новых рекрутов. Но эти «прямые переговоры» могут быть только маневрами властей, поскольку в Бамако и Алжире видимо предпочитают решить вопрос с ДЕДЗА более кардинально. Тем более что алжирские руководители АКИМ уже нашли новых партнеров по бизнесу среди туарегской верхушки, которые и осуществили в конце прошлого года ряд похищений иностранцев в районе Тимбукту и Хомбори.

52.22MB | MySQL:103 | 0,481sec