Антиизраильская политика в контексте неоосманских амбиций: мнения немецких и турецких экспертов

Чем дальше продвигается «арабская весна», формируя новый политический облик Северной Африки, тем больше амбиций проявляют лидеры ряда государств региона, желающих видеть себя в качестве моделей для стран, освободившихся от авторитарных режимов. Речь идет как о финансовых тяжеловесах (Саудовская Аравия) и чемпионах по населению (Египет), так и о странах, которые в прошлом считались ядром ближневосточных империй (Иран и Турция). Подвижки в мусульманском мире вдохновляют Реджепа Тайипа Эрдогана на воспоминания о турецкой славе вековой давности и вести откровенно неоосманскую внешнюю политику, отмечает немецкий политический обозреватель Клеменс Вергин. Чувствуется, что для турецкого лидера все средства хороши и он пытается сыграть наверняка — испытанными картами, в числе которых ненависть к Израилю. То, что это игра с огнем, он, похоже, не совсем понимает, подчеркивает К. Вергин.

Первые антиизраильские залпы прогремели со стороны премьер-министра Турции Эрдогана в ходе войны в Газе в 2008 г. В то время это выглядело как личное разочарование союзником (Израиль), который предал близкого партнера (Турцию). Анкара, отслеживающая в то время закулисные переговоры между Израилем и Сирией, почувствовала себя обманутой в лучших ожиданиях.

В антиизраильском активе Анкары целая серия акций. Так, в сентябре 2011 г. Турция объявила о высылке израильского посла и приостановлении всех военных соглашений, требуя извинений за штурм 31 мая 2010 г. «Флотилии мира», шедшей в сектор Газа. Решение Турция вынесла после публикации доклада ООН по итогам расследования, проводившегося под председательством бывшего премьер-министра Новой Зеландии Джеффри Палмера. В докладе утверждалось, что израильские военные использовали чрезмерную силу, пытаясь помешать турецким судам с гуманитарным грузом около 10 тыс. тонн прорвать блокаду Газы. Немецкие эксперты и наблюдатели указали в этой связи, что доклад подтверждает: морская блокада Газы Израилем является законной, а также «оправданной мерой безопасности», направленной на предотвращение поставок оружия боевикам по морю. Примечательно, что израильское расследование пришло к такому же заключению, в то время как в Турции посчитали блокаду незаконной, называя ее коллективным наказанием жителей Газы.

Mavi Marmara — кульминация ухудшавшихся в течение многих лет отношений между Израилем и Турцией. При этом обе стороны, несомненно, ощущают собственную правоту, отмечает политолог Вольфганг Гюнтер Лерх. А ведь были времена, когда отношения между этими странами были не только нормальными, но и дружескими. Печально, что приходится говорить о замораживании связей, в том числе и «традиционного военного сотрудничества». Вооруженному противостоянию на палубе Mavi Marmara предшествовали два события, напоминают немецкие наблюдатели. В январе 2009 г. в Давосе встретились в рамках дискуссии президент Израиля Шимон Перес и премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Их мнения по поводу атаки Израиля на сектор Газа оказались противоположны. Турецкий лидер посчитал ее своего рода местью за годы ракетных обстрелов Израиля. Президент Перес, известный своим миролюбием, защитил позицию своей страны. Он посоветовал Турции поставить себя на место Израиля: как бы реагировала власть, если бы Стамбул подвергся ракетным нападениям. Однако Эрдоган ответил Пересу: «Вы убиваете людей». Некоторое время спустя посол Турции в Израиле, приглашенный в Министерство иностранных дел, оказался в кресле, расположенном ниже, чем уровень кресла собеседников, и это отразили многочисленные телекамеры. Факт был воспринят турецкой стороной как намеренное унижение высокопоставленного дипломата. Отдаление завершилось, в конце концов, сведением дипломатических отношений до уровня второго секретаря.

Эти и другие факты свидетельствуют: к настоящему моменту Турция стала одной из самых сильных антиизраильских сил в регионе. Это говорит не о тактических уловках Анкары, а о полной переориентации внешней политики Турции. Она происходила усилиями Эрдогана и министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу на фоне стремительного сближения с Тегераном и Дамаском, первыми врагами Израиля в регионе. Анкара взяла на себя неблаговидную роль провокатора конфликта, которая была реализована в виде отправки «Флотилии мира» в восточную часть Средиземного моря с угрозой прорвать израильскую блокаду.

Часть неоосманской политики — вернуть себе былую славу хозяина Средиземного моря, а заодно и региона и судеб народов, населяющих его, отмечают немецкие эксперты. С этой точки зрения следует рассматривать турецкую военную угрозу Республике Кипр, члену ЕС (куда еще совсем недавно так стремилась Турция), по причине поиска и разработки полезных ископаемых; политику «булавочных уколов» в отношении и без того экономически ослабленной и комплексующей Греции; усиленный обстрел позиций курдов в соседнем Ираке; постоянные одергивания и обидные характеристики в адрес Израиля, еще недавно «друга на все времена».

Эрдоган показывает, что никакой, даже старый и испытанный друг, не застрахован от его гнева. Европа начинает осознавать, что Турция, надежный союзник времен «холодной войны», перестает быть надежным. Этому способствовал произошедший за последние 20 лет «почти сейсмический сдвиг в сознании турецкого населения», определяющего себя в качестве не светского, а исламского. На данной основе и строятся имперские претензии, «турецкие фантазии если не о мировом, то о региональном господстве».

Когда знакомишься с результатами опросов общественного мнения, то приходишь к однозначному выводу: население Турции теряет свои связи с Западом и дрейфует в сторону Востока. Оно чувствует себя по отношению к арабам и персам более доброжелательно, хотя язык, культура и исторические корни у них неодинаковы. Европа и США, которые как раз и помогли туркам в последние десятилетия стать довольно успешной в экономическом и военно-техническом отношении страной, отныне воспринимаются отчасти со страхом, отчасти с недоверием. Важную роль в данной переориентации, стартовавшей в начале восьмидесятых, развивающейся в девяностых и достигшей своего апогея в последние годы, стала активизация исламистских лидеров, призывающих «вернуться к истокам» и поднять зеленое знамя консервативных ценностей.

Поясняя особенности явления, турецкий политолог Эрзин Калайчиоглу отмечает, что Турция совершила достойный подражания пример «культурного поворота», о чем в свое время пророчествовал известный американский социолог и политолог Самуэль Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций». Сейчас «значительная часть турецкого народа обладает почти средневековым мировоззрением», отмечает Эрзин Калайчиоглу, а по представлениям того времени мусульмане, христиане и иудеи находятся в состоянии войны друг с другом. Они считают, что им нужно защитить ислам от атак христианских миссионеров и их еврейских союзников на Ближнем Востоке, чтобы сберечь «чистоту мусульманского дома», на которую посягают иноверцы.

Рассуждая с этой точки зрения и широко пропагандируя ее, довольно легко добиться негативного отношения к членству Турции в Евросоюзе, что и было сделано в последнее время. Турция, не желающая выполнять требования Брюсселя, единые для всех кандидатов в ЕС, может подобным образом выйти из ситуации, сохранив лицо: дескать, не принимаете нас — ваше дело, а мы, в общем, не очень-то и хотели… Отметим, что исламистские тенденции сформировали широкий европейский фронт с негативным отношением к идее членства Турции в ЕС. Подобные настроения фиксировались и ранее, особенно благодаря лидерам ФРГ и Франции, однако действия Турции в последние год-два создали широкую оппозицию в Старом Свете. Средневековому мировоззрению с идеей разжигания межрелигиозной розни, насаждаемому Эрдоганом, противостоит современное мировоззрение с идеей укрепления мира и добрососедства представителей различных конфессий.

Стратегия, избранная Эрдоганом, подпитывается значительными геополитическими амбициями по созданию «классического национального государства», которое на поверку будет выглядеть как Неоосманская империя. Эрдоган знает, что турок не все любят в Аравии, потому что жива память об оккупации в годы Высокой порты. Несколько веков властвования над регионом Ближнего Востока оставили свой памятный след. Однако уже первое столкновение с Израилем в 2008 г. обозначило неоосманизм, ибо «для того чтобы быть популярным на улицах арабских городов, не существует лучшего инструмента, чем конфликт с Израилем», отмечают немецкие эксперты.

Последние месяцы добавили еще два веских элемента: арабские революции и снижение американской военной мощи. Старые властные династии уходят в прошлое и растворяют прежние ближневосточные альянсы. Сейчас, когда страны «арабской весны» находятся в переходном состоянии и для активных воздействий даже податливей, чем когда-либо после Второй мировой войны, а Европа занята своими финансово-экономическими проблемами, для Анкары самое время действовать, привлекая новых союзников. По иронии судьбы, это те самые страны «арабской весны», которые Турция во времена Османской империи жесточайшим образом подавляла веками. Сегодня Анкара, как миротворец и воплотитель мусульманских интересов, приходит в города Севера Африки и Ближнего Востока, земля которых усеяна останками борцов за освобождение от османского ига.

Чтобы убедить собратьев по вере в том, что на этот раз Турция явилась как большой брат (или сестра), надо показать себя главным антиизраильским игроком в регионе. Здесь большинство арабских стран, главным образом благополучных, уже давно пришли к выводу, что далеко не любимый ими Израиль — наименьшее зло на Ближнем Востоке, и его действия, в отличие от действий ретивых соседей, в любом случае более предсказуемы. Эрдоган фактически вовлекает страну в авантюру. Он предлагает переиграть ситуацию, для чего, по его мнению, надо «освежить ближневосточные политические просторы», обозначая антиизраильское движение как источник молодости и стремления региона к новым достижениям. Эта модель поведения привлекательна для арабской молодежи, которая хочет, но пока не может преодолеть диктатуры и их наследие, готово обратиться к европейским демократическим ценностям, но ввиду усиления исламистских партий будет принимать установленные ими правила, в основе которых лозунг «Коран – вот наша Конституция».

Задачу, как поступать с евреями, Турция своеобразно отрабатывает в собственных реалиях. Об одном показательном факте на днях сообщила печать ФРГ. Речь идет о 24-летнем музыканте Кэне Бономо из Измира. Пять веков назад его предки-сефарды прибыли из Испании в Анатолию, где обосновались и благополучно дожили до наших дней. Бономо победил в отборочных конкурсах и теперь может отправиться в Баку на финал «Евровидения». Однако представители мусульманского духовенства разгневались: они считают, что еврей, даже очень талантливый и вызывающий исключительно симпатию сограждан, а также поддержку телеканала TRT, недостоин представлять исламскую страну. В телевизионном интервью после скандальных заявлений мулл еврейский певец заявил, что его религиозная принадлежность — его личное дело и не имеет ничего общего с исполняемой им музыкой. Однако объяснение вызвало новую волну жалоб от исламских авторитетов на устроителей конкурса. Немецкие эксперты в связи с этим указывают: турецкое общественное мнение обрело новую ментальность, в которой подчеркивается религиозная идентичность и по ней определяется, кто является гражданином Турции. Также она содействует мировоззрению, которое рассматривается исключительно через призму религиозного конфликта.

Видя, сколь стремительно радикализируется ближневосточное окружение, Израиль испытывает понятное беспокойство за свою безопасность. Оборонный бюджет Израиля увеличился на 600 млн евро, сообщает политический обозреватель Сюзанна Кнауль, уточняя причины, в числе которых приход к власти исламистских партий на Севере Африки и все более провокационное поведение Турции. Несмотря на растущие социальные протесты в Израиле, направленные против увеличения расходов на вооружение, правительство Израиля дало распоряжение не о сокращении расходов на безопасность, как планировалось ранее, а на 6-процентное их увеличение. Лидеры Израиля считают, что подобное изменение — следствие нарастания угроз в регионе, поэтому сокращение военного бюджета было бы «большой ошибкой». Безусловно, главное беспокойство вызывают изменения в Египте: в сектор Газа прибывают партии зенитных ракет из арсеналов Триполи. Однако и активизация турецкого флота в последнее время весьма тревожит израильтян. Анкара явно подбрасывает свежие дровишки в очаг конфликта, указывают германские эксперты.

Насколько вообще возможны добрососедские отношения между Турцией и Израилем, следует рассматривать, исходя из практики отношений между всеми странами на Ближнем Востоке, подчеркивает Фолькер Пертес, директор берлинского исследовательского центра Stiftung Wissenschaft und Politik. Десятилетиями здесь складывалась атмосфера недоверия. Это относится и к межарабским отношениям, и к отношениям между арабскими странами и Ираном, и, конечно, между Израилем и арабским миром, между Израилем и Турцией. Никто не ожидал, что арабские бунты и перевороты принесут большую уверенность в региональной политике. Уже отмечено глубокое недоверие между большинством арабских стран и Ираном, увеличивающийся раскол между Израилем и Турцией: есть подозрение, что факт мятежей и восстаний используется режимом мулл и турецким руководством, чтобы улучшить свое геополитическое положение, усилить влияние и даже манипулировать популярными идеями. Израиль имеет основания опасаться, что выборы в соседних странах приведут к власти исламистских лидеров, которые, солидаризируясь с Анкарой, усилят антиизраильские настроения.

Эрдоган считает, что Турция в 2023 г., т.е. через 100 лет после основания государства Ататюрком, станет страной, которую можно будет назвать новой Османской империей. Продвижение к идее начинается уже сегодня. Один из инструментов — антиизраильская политика Анкары.

Выводы

Первый. Грандиозный успех Эрдогана на выборах в Турции — это несчастье для ее демократии. Власти усилят давление на инакомыслящих, появятся новые ограничения свободы прессы, а исламская религия станет приоритетной в государстве, провозгласившем светский характер своего устройства, констатировал в июне 2011 г. обозреватель Deutsche Welle Бах Гюнгер. Прошедшие полгода показали верность данного прогноза, в том числе во внешнеполитической составляющей, касающейся антиизраильской направленности.

Второй. Хайнц-Юрген Акст, профессор Университета Дуйсбург-Эссен, один из ведущих в ФРГ экспертов по вопросам европейской интеграции и европейской политики, считает: пока Турция не справится с домашним заданием и не реформирует политическую жизнь соответствующим образом, о приеме ее в ЕС не может быть речи. Он отметил, что на старте «арабской весны» в ФРГ проходили дискуссии на тему «Может ли Турция стать моделью для стран арабского мира». «Я не знаю, готовы ли арабские государства принять Турцию в качестве модели. Турецкая Республика с момента своего основания взяла сильный западный старт. Поэтому вопрос не в том, что Турция сама по себе модель, а в том, видят ли ее таковой арабские страны». Для того чтобы они увидели ее в таком обличье, Анкара прилагает все усилия, включая антиизраильский вектор, подчеркивает Хайнц-Юрген Акст.

Третий. Борис Кальноки, ближневосточный обозреватель, подчеркивает: Турция стремится к конфронтации с Израилем. Риторика турецких руководителей по отношению к Израилю становится с годами все более воинственной. Сейчас она просто непримирима: Анкара всякий раз выносит фактически ультиматум Израилю, подтверждая верность избранному курсу на конфронтацию.

Четвертый. Турция предприняла ряд решительных антиизраильских шагов. Первый: объявила дипломатическую войну, сведя отношения до уровня «второго секретаря посольства». Второй: приостановила военные соглашения, что означает приостановку модернизации турецкой армии, в том числе поставки беспилотников и других образцов высоких технологий. Третий сформулирован весьма загадочно: отныне Турция будет «принимать меры для обеспечения безопасности морского судоходства в восточной части Средиземного моря», что говорит о далеко идущих планах по задействованию ВМС Турции, связанных с блокадой Газы. Налицо желание Турции поучаствовать в новой антиизраильской эскалации в восточной части Средиземного моря, констатирует Удо Вольтер.

Пятый. Пока Европа еще сохраняет мечты о том, что Турция могла бы служить мостом на Восток, Анкара думает, как одолеть стратегического конкурента. Сыграть и нашим и вашим можно таким образом: подавать Западу гибрид ислама и элементов западной демократии, указывая тем самым: «Мы — современная страна», а настроенной на преобразования арабской молодежи — идею: «Покончив с Израилем в регионе, мы разделаемся с нашими главными иноверцами, которых поддерживает Запад». Таким образом, Эрдоган будет зарабатывать политические очки у мусульман, сдерживая влияние Запада в исламском мире, у монархов Ближнего Востока, поскольку антиизраильскими акциями выключит молодежь из активного протестного движения, и у Европы, от которой получает инвестиции на продолжение экономических реформ, спекулируя на идее «Без Турции к мусульманскому сердцу не подступиться». Расклад беспроигрышный. Анкара становится главным выразителем интересов исламского мира и решает амбициозную задачу неоосманизма. Поистине, если бы не было Израиля, его следовало бы придумать.

Использованы данные сайтов WELT ONLINE, Cicero, taz.

52.2MB | MySQL:103 | 0,452sec