Ливия: до мира еще далеко

Последние события в Бени Валиде, который без особого сопротивления перешел под контроль сторонников Каддафи (по версии командиров штурмующих его отрядов Переходного национального совета (ПНС), со всей очевидностью подтверждает лишь факт того, что до полного умиротворения в Ливии еще очень далеко.

Бени Валид, который «утюжила» авиация и артиллерия НАТО в течение месяца, и который по внешнему виду теперь больше напоминает Сталинград времен Великой Отечественной войны, остался непокоренным. Вдруг, как из-под земли, там появились «сторонники Каддафи» с тяжелым вооружением. Тезис о кознях «бывших сторонников убитого полковника», который активно сейчас использует ряд полевые командиров и руководителей ПНС, верен лишь отчасти. Естественно, что в числе мятежников имеется большое количество функционеров бывшего режима или лиц, лояльных покойному Каддафи. Но списывать это исключительно на «рецидив» и «попытку взять реванш» каддафистами было бы неправильно. Речь идет о недовольстве представителей племени варфалла попыткой руководителей ПНС оставить их «за бортом» новой системы распределения социальных благ и нежеланием инкорпорировать племенную верхушку во власть.

В этой связи интересным представляется промелькнувшие в СМИ сообщения о якобы имевшем месте женитьбе сына Каддафи Сейф аль-Ислама на представительнице племени варфалла, а также категорическом нежелании новых властей выдавать его в Гаагу для предания расследованию Международного уголовного суда. Если первое может оказаться просто слухами, то второй момент говорит о том, что в ПНС серьезно опасаются очень негативных последствий для стабильности в стране в случае принятия решения об экстрадикции.

При этом отметим, что штурм Бени Валида и его освобождение от «мятежников» ситуацию кардинальным образом не изменит. Племенная основа страны означает только то, что победить то или иное племя в регионе его традиционного проживания чисто военными методами невозможно в принципе. С племенной верхушкой придется рано или поздно договариваться. В ПНС сейчас царит раздрай и хаос, там обострилась борьба за власть. В этих условиях автоматически обостряются и центробежные тенденции. Совсем недавно проли протесты в Бенгази, а теперь новые власти не нашли ничего более умного, как отправить отряды бенгазийцев усмирять мятеж в Бени Валиде. Мало того, что без поддержки авиации НАТО, у отрядов ПНС очень мало шансов установить надежный контроль над регионом, но и сама стратегия «стравливания» различных племенных групп чревата последствиями. Кстати, именно о такой тактике ПНС еще три месяца назад предупреждали аналитики американского разведсообщества.

Возвращаясь к теме влияния каддафистов на существующие в Ливии межплеменные трения, заметим, что, без сомнения, оно будет играть одну из важных ролей. И дело здесь не только в очень значительных финансовых ресурсах, которые члены семьи бывшего ливийского лидера сумели вывезти из страны, но и в том, что руководство Алжира и Марокко продолжает рассматривать представителей бывшей ливийскй элиты в качестве очень мощного орудия воздействия на процессы в Ливии. Эта тема безусловно тревожит ПНС, чем и был обусловлен визит его эмиссара, полковника А.Бани в Марокко. В королевстве нашло убежище довольно значительное число высокопоставленных каддафистов. Отметим прежде всего сына майора Хуилди Хамида Халеда (считается одним из казначеев Каддафи). Также в Агадире проживает генерал Тухами Халед и члены семьи высокопоставленного сотрудника ливийских спецслужб Е.аль-Хансири, который погиб при штурме Сирта. В Марокко до сих пор находятся бывший министр туризма А.ат-Таеф, бывший министр по делам Северной Африки О.Букраа, бывший руководитель национального телевидения А.Масоуд, бывший командующий силами северного сектора А.Саех. Все они находятся в зоне очень пристального внимания со стороны руководителей марокканских спецслужб. В частности, отмечены контакты того же Саеха с руководителем внешней безопасности Марокко Я.Мансури. Он в настоящее время назначен основным куратором по внешней безопасности королевства, и совершенно оправданно, что ливийское направление является для него одним из приоритетных. И лишним подтверждением этих «неформальных отношений» является тот факт, что миссия А.Бани оказалась безуспешной. Примерно такой же позиции придерживаются и в Алжире, Мали и Нигере. Этот момент является одним из самых тревожных для новых ливийских властей, и совершенно очевидно, что ликвидировать эту угрозу путем исключительно военно-силовых мер будет невозможно.

52.31MB | MySQL:103 | 0,538sec