К вопросу о расстановке политических сил в Сомали

Основными политическими силами в Сомали (без учета Сомалиленда) являются:

— президент и временное федеральное правительство (ВФП) Сомали;

— оппозиционная группа депутатов федерального парламента Сомали (до 300 депутатов);

— правительство сомалийской автономии Пунтленд;

— суфийская военно-политическая организация «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» и

— салафитская военно-политическая организация «Аш-Шабаб».

Как известно, первые четыре из перечисленных группировок формально являются союзниками в борьбе против радикальных исламистов и выступают за построение в Сомали федеративного государства на принципах демократии и традиционного ислама, тогда как «Аш-Шабаб» ведет против них вооруженную борьбу с целью создания на территории Сомали, а затем и всего Африканского Рога, нового государства, основанного на принципах исламского фундаментализма (точнее, неосалафизма), со строгим соблюдением норм шариата.

Ниже вкратце приводятся позиции лидеров этих группировок по наиболее актуальным политическим проблемам и суть разногласий между ними.

Временный президент Сомали шейх Шариф Шейх Ахмед, избранный на этот пост 31 января 2009 г., формально является главой Республики Сомали. Его полномочия официально признаны международным сообществом. Под контролем президента реально находятся достаточно многочисленные силовые структуры – Сомалийская национальная армия (СНА), полиция, служба национальной безопасности, общая численность которых составляет около 18 тыс. человек.

После подписания в июне 2011 года в Кампале соглашения с председателем парламента Шарифом Хасаном о преодолении разногласий и продлении переходного периода в Сомали до августа 2012 г. президент избегает открытой конфронтации в борьбе за власть. Он внешне придерживается положений Кампальского соглашения и рекомендаций Политического представительства ООН в Сомали (UNPOS), что в общем вредит его авторитету в сомалийском обществе и ведет к снижению популярности среди депутатов федерального парламента, старейшин племен хавие и ряда религиозных деятелей, ранее поддерживавших президента. Шейх Шариф, очевидно, понимает, что пока без финансовой помощи Запада и военной поддержки африканских миротворческих сил (АМИСОМ) его правительству не удержаться у власти. Однако, учитывая ваххабитские взгляды и политическое прошлое шейха Шарифа, нельзя исключать возможности его переориентации в дальнейшем на помощь лидеров исламского мира (Турции, стран Персидского залива) и сближения со своими бывшими соратниками по Союзу исламских судов и Альянсу за новое освобождение Сомали.

Принятие в сентябре 2011 г. президентом и ВФП «дорожной карты», разработанной UNPOS и западными дипломатами, было негативно встречено значительной частью сторонников шейха Шарифа, которые восприняли этот шаг как уступку требованиям Запада в ущерб национальным интересам.

Фактический отказ президента, премьер-министра ВФП и вступившего с ними в сговор Шарифа Хасана взаимодействовать с парламентом в решении ключевых проблем переходного периода (по вопросам национальной безопасности, разработки и принятия конституции страны, реформирования парламента и избирательной системы) привело к усилению оппозиционной фракции в парламенте. 13 декабря 2011 г. большинство депутатов (280 человек) проголосовали за смещение Шарифа Хасана с поста председателя парламента, обвинив его в неисполнении своих обязанностей и нарушении Хартии переходного периода. Однако Шариф Хасан отказался покинуть свой пост, объявив решение парламента незаконным. Шарифа Хасана поддержали несколько десятков депутатов, неоднократно пытавшихся сорвать последующие заседания парламента и выборы его нового руководства. В этой ситуации президент шейх Шариф, как ни странно, не воспользовался представившейся ему возможностью убрать своего основного соперника с арены политической борьбы и занял в парламентском конфликте сторону Шарифа Хасана, вероятно, опасаясь обвинений UNPOS и стран-доноров в нарушении Кампальского соглашения и прекращения международной финансовой поддержки своего правительства.

Дальнейшее обострение политического кризиса в федеральных органах власти Сомали последовало в конце декабря, в период проведения 2-ой конференции сомалийских политических лидеров в Гароуэ, где парламентскую делегацию по-прежнему возглавлял Шариф Хасан. В это же время министром внутренних дел и безопасности Сомали, с ведома премьер-министра и президента, была отдана незаконная директива о запрете проведения заседаний парламента в течение месяца якобы в целях «обеспечения личной безопасности» депутатов. Шариф Хасан и вовсе призвал парламент к самороспуску до проведения выборов в новый парламент, намеченных на май 2012 года. По мнению лидеров парламентской оппозиции, на конференции в Гароуэ президент Сомали шейх Шариф, президент Пунтленда Абдирахман «Фароле» и бывший председатель парламента Шариф Хасан вступили в сговор о разделении власти между собой после августа 2012 года и поэтому не намерены впредь сотрудничать с парламентом.

Аналогичную позицию в отношениях с парламентом занимает и премьер-министр ВФП Сомали Абдивели «Гас», который воспринимает депутатов лишь как помеху в реализации «дорожной карты», главной задачи своего правительства. ВФП Сомали, стремясь уложиться в жесткий график «дорожной карты», предпочитает решать важные общенациональные задачи в узком кругу, на уровне Совета министров (иногда с привлечением отдельных глав региональных администраций), руководствуясь рекомендациями UNPOS и западных дипломатов, но игнорируя при этом мнение значительной части сомалийского общества. Напомним, что ключевые посты в ВФП Сомали занимают лица, имеющие гражданство США, а «дорожная карта» как программа действий правительства так и не была внесена в парламент на рассмотрение и утверждение, что стало одной из причин снятия Шарифа Хасана с должности председателя. Кроме того, ВФП до сих пор не представило в парламент ни государственный бюджет на 2012 год, ни соглашения о военном сотрудничестве, заключенные с правительствами Кении и Эфиопии, что ставит под вопрос их легитимность.

Парламентскую оппозицию, составляющую большинство депутатов нынешнего федерального парламента, возглавляют Мадобэ Нуноу Махамед, избранный 4 января с.г. его новым председателем, и Махамед Хусейн «Илкадахаб», лидер депутатской группы «Комитет национального спасения». Они считают, что ведущую роль в решении сомалийских политических проблем должны играть сами сомалийцы, а не иностранные державы и соседние государства, вмешательство которых в сомалийский конфликт несет больше вреда, чем пользы. В этом их поддерживают многие общественно-политические организации Сомали, в том числе Совет старейшин племен хавие. В качестве альтернативы нынешнему курсу ВФП парламентской оппозицией предлагается своя рабочая программа — «Народная дорожная карта», целью которой провозглашается «построение нового сомалийского государства, свободного от пороков неоколониализма, исламского фундаментализма и трайбализма». Основные положения «Народной дорожной карты» включают:

— восстановление взаимодействия между ВФП и парламентом на основе Хартии переходного периода, конституции Сомали 1960 года и других национальных законов;

— совместное формирование Исполнительного комитета переходного периода (в составе 11 членов) с задачей утверждения до 30 мая с.г. нового состава федерального парламента из 225 депутатов в соответствии с предложениями вождей и старейшин сомалийских племен;

— пересмотр и доработку принятой ВФП «дорожной карты» и итогов конференции в Гароуэ, поскольку они противоречат принципам демократии и территориальной целостности Сомали;

— объединение усилий СНА, других сомалийских вооруженных группировок и АМИСОМ по разгрому «Аш-Шабаб» и восстановлению правопорядка в центральных и южных провинциях страны в течение ближайших 6 месяцев; только после этого можно переходить к этапу формирования нового Национального собрания (парламента), в котором будут представлены граждане всех 18 провинций страны (включая Сомалиленд), пропорционально численности населения;

— реформу избирательной системы (в перспективе): замену существующего порядка делегирования депутатов от сомалийских племен и родов проведением всеобщих выборов на многопартийной основе, где каждый избиратель будет обладать правом голоса; для этого потребуется принятие необходимых законов, проведение переписи населения, выдача удостоверений личности и, соответственно, продление переходного периода еще на один год;

— сохранение действия конституции Сомали 1960 года, возможно с поправками, внесенными с учетом федеративного устройства нового государства; обновленная конституция должна быть утверждена новым парламентом и принята путем всенародного референдума.

Парламентская оппозиция призывает Генерального секретаря ООН заменить своего представителя в Сомали А. Магигу в связи с его предвзятостью в вопросах урегулирования сомалийского кризиса и обращается к международному сообществу, и в первую очередь к Турции, Китаю и Малайзии, с призывом оказать помощь в восстановлении законности и правопорядка в Сомали.

Правительство Пунтленда, наиболее крупной автономии в составе Республики Сомали, после смены ВФП в июле 2011 г. возобновило политическое и военное сотрудничество с федеральными властями. В нынешнем политическом кризисе правительство Пунтленда сразу же заняло сторону премьер-министра ВФП Абдивели «Гаса» и Шарифа Хасана, с которыми ранее были подписаны соглашение о сотрудничестве и «дорожная карта». Президент Пунтленда Абдирахман «Фароле» рассчитывает в итоге реализации «дорожной карты» и достигнутых в Гароуэ договоренностей стать в августе 2012 г. новым президентом Сомали. По сведениям сомалийской оппозиции, в этом вопросе он заручился поддержкой США, Великобритании и соседних африканских государств.

Суфийская военно-политическая организация «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» (АСУ) является наиболее влиятельной и значимой по своему военному потенциалу группировкой в центральных провинциях Сомали. Однако серьезной проблемой для АСУ остается сохранение в ее рядах межклановых противоречий и борьба за лидерство между различными фракциями, опирающимися на поддержку определенных племен и родов. Ее председателем (духовным лидером) является шейх Хирси Махамед Хилоуле «Лабагаррэ». Наиболее влиятельные фракции возглавляют Шейх Махамед Юсуф Хефоу (хабар-гидир) и шейх Ибрагим Шейх Хасан «Гурейе» (марехан).

В связи с сохраняющимися разногласиями в руководстве АСУ нет единого подхода к решению основных национальных проблем и процессу завершения переходного периода в стране. Официальное руководство АСУ выступает за урегулирование сомалийского кризиса путем проведения общенациональной конференции с широким участием представителей всех слоев сомалийского общества, без иностранного вмешательства в ее работу. Конференции, проводившиеся в прошлом году под эгидой ООН в Могадишо и Гароуэ, по мнению официального руководства АСУ, не соответствовали этим требованиям; их решения не отвечают общенациональным интересам и не могут быть признаны законными. Деятельность UNPOS во главе с А. Магигой лидеры АСУ считают вредоносной, поскольку она направлена на раскол АСУ и всего сомалийского общества.

Иную позицию в вопросах урегулирования сомалийского кризиса занимают бенадирская и южносомалийская фракции АСУ, которые в целом поддерживают деятельность ВФП и проявляют готовность к дальнейшему политическому и военному сотрудничеству с федеральными и региональными властями Сомали. Представители этих фракций АСУ – Халиф Абдулькадир Маалин Нур и шейх Махамед Махмуд Юсуф «Ау-Либах» — принимали участие в вышеупомянутых конференциях и поставили свои подписи от имени организации под итоговыми документами.

В своей борьбе с «Аш-Шабаб» все фракции АСУ опираются на военную помощь Эфиопии, которая заинтересована в создании вдоль своей границы с Сомали некой буферной зоны для защиты от проникновения на свою территорию радикальных исламистов.

Радикальная исламистская организация «Аш-Шабаб», под контролем которой пока остается значительная часть южных и центральных провинций Сомали, в течение последних трех месяцев испытывает все возрастающее давление со стороны СНА, сомалийских проправительственных вооруженных группировок (южной фракции АСУ, «Рас-Камбони», «Администрации долины Шабелле»), сил АМИСОМ и особенно кенийских и эфиопских войск. Вступление соседних стран в сомалийский вооруженный конфликт резко изменило соотношение сил в пользу антиисламистской коалиции и вынудило «Аш-Шабаб» вести военные действия одновременно на трех фронтах – в районе Могадишо, на западе (в провинциях Гедо, Средняя и Нижняя Джуба) и на севере (в провинциях Гальгудуд, Хиран, Бакол). Для отражения наступления коалиционных войск руководство «Аш-Шабаб» развернуло широкую мобилизационную кампанию в южных провинциях Сомали по всеобщему участию населения в «джихаде», провело перегруппировку своих сил, организовало оборону на подступах к стратегически важным городам Афмадоу, Кисмайо и Бардере, активизировало партизанскую деятельность в приграничных районах, в том числе и на территории Кении. Эти меры позволили исламистам сохранить свой контроль над главным портом южного побережья Сомали – Кисмайо – и другими экономически важными территориями. За 100 дней проведения операции «Линда Нчи» кенийским войскам не удалось занять ни одного крупного населенного пункта на юге Сомали. Однако вооруженные формирования «Аш-Шабаб» вряд ли смогут открыто противостоять военной мощи Эфиопии. Вслед за потерей г. Беледуэйнэ 31 декабря исламисты, вероятно, вскоре будут вынуждены оставить и другие центральные и юго-западные приграничные районы и окончательно перейти к партизанским методам вооруженной борьбы. Вместе с тем, часть сил «Аш-Шабаб», по-видимому, будет переброшена в северо-восточные провинции страны, где для этого уже создается необходимая база. При этом вполне вероятно усиление взаимодействия «Аш-Шабаб» с бандами сомалийских пиратов, которое пока носит скрытый характер. Однако и лидеры «Аш-Шабаб», и главари пиратов заинтересованы в дестабилизации обстановки в Пунтленде и Гальмудуге, и именно они, по утверждению руководителей этих автономий, стоят за ростом напряженности в Босасо и Галькайо.

С другой стороны, способность ВФП взять под свой контроль освобожденные от исламистов территории остается под вопросом в силу сохраняющихся политических и этнических противоречий внутри федеральных органов власти и между основными сомалийскими группировками, что в свою очередь вызывает сомнения международного сообщества (прежде всего, США, Великобритании и ЕС) относительно своевременного завершения переходного периода в Сомали. В этой связи западными дипломатами уже разрабатываются «запасные варианты» урегулирования сомалийского кризиса. В частности, в случае срыва или неполного выполнения сомалийскими властями основных мероприятий «дорожной карты», экспертами ЕС предлагается с 21 августа 2012 года заменить ВФП Сомали временной международной администрацией ООН и Африканского союза, которая возьмет под свое управление территории, ныне контролируемые ВФП, на период до конца 2013 года. Основными задачами этой администрации станут стабилизация обстановки на контролируемой территории (главным образом, в Могадишо) и организация процесса передачи власти новому руководству Сомали на основе национальной конституции, которая должна быть принята Конституционным собранием до конца 2012 года.

Вполне вероятно, что такого рода предложения будут вынесены на обсуждение на Лондонской международной конференции по проблемам Сомали, проведение которой намечено на конец февраля с.г. Из числа сомалийских группировок помимо президента и премьер-министра Сомали на конференцию приглашены лидеры Сомалиленда, Пунтленда, Гальмудуга и «Ахлу Сунна уаль-Джамаа».

Таким образом, в западных дипломатических кругах вынашиваются планы юридически узаконить международную опеку над Сомали, которая в определенной степени уже фактически существует. В случае реализации этих планов в международной практике будет создан опасный на наш взгляд прецедент лишения суверенитета государства под благовидным предлогом, что в будущем может быть использовано мировыми державами как один из приемов завуалированной неоколонизации отдельных слабых государств.

62.88MB | MySQL:102 | 0,494sec