Катар теряет терпение

Действия сирийских властей по подавлению очагов вооруженных экстремистов и террористических группировок типа Сирийской свободной армии, финансируемой Катаром и Саудовской Аравией, действующей с «тыловых» баз в Турции и получающей оружие из сопредельных стран, твердая линия Китая и России на недопущение иностранного военного вмешательства во внутренний конфликт в САР, рост проблем в самих странах ССАГПЗ – все это нервирует Катар сильнее и сильнее. Гнев Дохи уже начинает напоминать реакцию гиганта мирового масштаба. Причем выплескивается он не только на Сирию. Катар стал позволять себе откровенно угрожать России и совершать открытые антироссийские акции.

Сначала премьер-министр и министр иностранных дел эмирата Х.Бен Джассем позволил себе пригрозить постпреду РФ при ООН В.Чуркину на заседании Совета Безопасности ООН 4 февраля, что Россия «потеряет» все арабские страны, если наложит вето на проект резолюции в отношении Сирии. В ответ российский дипломат напомнил Х.Бен Джассему о месте Катара на карте мира и в международных отношениях, а также о том, что не надо плевать в колодец, из которого еще придется пить воду. Но Доха в свойственной ей манере, используя катарский телеканал «Аль-Джазира», решила извратить ситуацию, изобразив дело так, будто В.Чуркин нагрубил премьер – министру, пригрозив «исчезновением» Катара на следующий день, если тот не перестанет «тявкать». Характерно, что эту версию ответа постпреда РФ распространил малоизвестный веб-сайт в Алжире, сообщение которого было растиражировано сначала египетской газетой, а затем и арабскими и мировыми СМИ. При этом, когда МИД России и сам В.Чуркин выступили с опровержением, сам Х.Бен Джассем промолчал, причем до сих пор хранит молчание и не опровергает эту «информацию». Причиной молчания такого рода может быть только его личное участие в фабрикации, как и в случае нападения катарских полицейских на посла РФ В.Титоренко в аэропорту Дохи. Тогда премьер-министр распространил версию о том, что российский посол «перешел некие границы», а попросту говоря – якобы сказал что-то грубое таможенникам в ответ на их попытку досмотреть диппочту. Отметим, что даже если бы и сказал – это не повод избивать посла иностранной державы так, что у него была разорвана сетчатка глаза. Вопрос в другом – с чего вдруг два профессиональных высокопоставленных российских дипломата с большим опытом работы, вдруг не с того ни с сего начинают грубить катарцам? Катаря для России не является страной, требующей особого внимания. У них слишком разный калибр в мировых делах и слишком различные подходы к проблемам современного мира.

Достаточно вспомнить, что еще в 1992 году Москва решила закрыть посольство в Дохе из-за отсутствия в нем необходимости, но тогдашний эмир упросил российские власти этого не делать, чтобы не подрывать авторитет эмирата среди других монархий Персидского залива. С торговым оборотом в 14 млн. доллара в год целесообразность наличия полноценного диппредставительства РФ в этой стране действительно сомнительна. Тем более, что в начале 2000-х через Катар шла значительная часть финансирования терроризма на Северном Кавказе чем занимался ликвидированный в этой стране «президент Ичкерии» З.Яндарбиев. Но, видимо, уж очень болезненным для Дохи стало то, что сирийские экстремисты и боевики террористического подполья пока не могут одолеть режим Б.Асада, несмотря на многомиллиардные катарские и саудовские вливания в сирийскую вооруженную оппозицию. Это вполне объясняет неадекватную реакцию в отношении Москвы, которая «вдруг» решила пойти наперекор Катару, поскольку означает, что эмирату придется еще не раз изымать деньги из своего суверенного фонда, чтобы обеспечить дополнительное финансирование сирийского оппозиции. То, что в Сирии фактически идет гражданская война – видно невооруженным глазом. Без внешней финансовой и военной помощи противники Асада могут выдохнуться и потерпеть поражение. Ввиду возможности такого провала катарской внешней политики и изобретаются ее творцами притчи об антикатарском заговоре российских дипломатов, в которые даже сами катарцы, кроме самого Х. Бен Джассема, скорее всего не верят.

Обратим внимание на событие, которое демонстративно игнорируется «Аль-Джазирой» и союзниками Дохи – появление 7 февраля с.г. информации о том, что посол Катара в России А.аль-Мидади, который покинул РФ из-за снижения уровня дипотношений между странами после избиения посла РФ в эмирате, занимался в Москве деятельностью несовместимой с его дипломатическим статусом. Речь о денежной оплате российским веб-сайтам публикаций антисирийских материалов. Приводится фотография «ведомости» выдачи денег, в том числе российским гражданам, на деятельность такого рода, которая полностью противоречит статусу посла и Венской конвенции о дипломатических сношениях. Значит ли это, что если сегодня посольство Катара в Москве раздает деньги на антисирийские цели, то завтра наладит финансирование российской оппозиции, а послезавтра – возобновит субсидирование террористических организаций на Северном Кавказе, как это было в недавнем прошлом? Именно об этом предупреждал автор в статье «Катар – карлик с амбициями гиганта или мираж в Аравийской пустыне».

7 февраля Катар перешел от слов к делу, и в Дохе прошла полуторочасовая демонстрация перед зданием посольства России, в ходе которой были развернуты откровенно антироссийские и антипутинские лозунги. При этом демонстранты не скрывали, что они катарцы, а вовсе не сирийцы. Участники акции приехали на дорогих автомобилях, пользовались защитой полиции и даже автобуса со спецназом (видимо, боясь, что российские дипломаты в количестве 5 человек могут дать им отпор), развернули плакаты, а затем аккуратно свернули их для последующего использования. Через день те же люди выставили антироссийские пикеты в районе самого большого торгового центра Дохи «Вилладжио», играя на публику, посещающую этот район. Интересно, промолчала бы «Аль-Джазира», если бы граждане России провели демонстрацию под лозунгами «Долой вмешательство Катара во внутренние дела Сирии» перед посольством Катара в Москве, или подала это как враждебную акцию против эмирата? Пока что демонстрация в Дохе остается на совести катарских властей, которые полностью контролируют страну и ее столицу, проведение в которой несанкционированных демонстраций полностью исключено.

Остается вопрос – зачем все это нужно Катару? Зачем ему ссориться с Россией, являющейся одним из ключевых игроков в регионе, и к тому же – конкурентом эмирата в сфере поставок газа. Действия Дохи нелогичны. Ответ прост. Катар зарвался, заработав десятки миллиардов долларов за счет экспорта газа и начав рискованную внешнеполитическую игру. Его средств может не хватить на «революции» в арабских странах, а главное – на поддержание исламистских режимов, которые приходят к власти в результате «арабской весны». Одно дело свергнуть режим, другое – его прокормить. Тут не хватит не только катарских, но и саудовских денег. Еще одно объяснение – недальновидность некоторых катарских деятелей. Катару как стране всего 40 лет. Доха не любит вспоминать об этом, как и том, что «зонтик» американской базы ВВС в Аль-Удейде сил и авторитета самому Катару не придает. Что это за государство, безопасность и выживаемость которого полностью обеспечивают американские войска? Нельзя забывать и то, что консервативные монархии Аравии, где далеко до демократии и соблюдения прав человека, сами не гарантированы от волны протестных движений. Достаточно вспомнить события на Бахрейне и Восточной провинции Саудовской Аравии.

62.83MB | MySQL:102 | 0,637sec