Перспективы договоренности между Суданом и Южным Суданом

11 февраля с.г. заместитель министра обороны Южного Судана Маджак Дагут заявил о том, что «Джуба полностью убеждена в том, что правительство соседнего Судана продолжает оказывать логистическую поддержку отрядам вооруженной милиции, которые борются с оружием в руках с южносуданским правительством». На подобного рода заявления можно было бы не обращать внимания и считать их «как само собой разумеющиеся», если бы не один момент.

Оно было сделано спустя два дня после подписания Договора о взаимопонимании между Хартумом и Джубой. Подписание документа состоялось в Аддис-Абебе при посредничестве лидера «африканских мудрецов» Т.Мбеки. Этот договор, который скрепили своими подписями руководители спецслужб М.Атта и Томас Гует, предусматривает уважение суверенитета и территориальной целостности друг друга; отказ от поддержки сепаратистских и повстанческих движений на территориях сопредельных государств в ущерб безопасности подписантов; отказ от вооруженных атак друг на друга; отказ от аннексии территорий; использования воздушного пространства друг друга только при условии согласия двух сторон. Договор в принципе в случае его выполнения должен оказать очень серьезное влияние на ситуацию в Южном Кордофане. Напомним, что при поддержке Джубы там существует целый повстанческий альянс, который использует частные самолеты для материально-технического снабжения с территории Южного Судана.

Заявление заместителя министра обороны южан прозвучало в аэропорту Джубы после прилета из Аддис-Абебы, где он присутствовал на церемонии подписания договора. Оно свидетельствуют о том, что в руководстве Суданского народно-освободительного движения (СНОД) не верят в искренность своих суданских партнеров. Представляется, что и Хартум тоже пока не особенно доверяет Джубе.

Суть вопроса, конечно, не в намерениях сторон, и даже не в высказываниях их представителей любого ранга. Вообще надо учитывать, что и в Судане, и в Южном Судане можно сегодня сказать одно, а завтра сделать абсолютно противоположное, и все будут довольны. Это обычная практика. Достаточно вспомнить историю отношений Судана с Чадом, где буквально за месяц до резкого «потепления отношений» стороны обменивались очень резкими публичными обвинениями. Подписание документа «о добрых намерениях» важно с иной точки зрения. Это первый осязаемый шаг к примирению сторон после продолжительного периода фактически настоящей войны.

Данный документ имеет все основания воплотиться в реальность только в случае прогресса на переговорах по нефтяному транзиту, из-за которого, по большому счету, и начались вооруженные столкновения (а вернее попытка мятежа со стороны местных функционеров СНОД) в Южном Кордофане и Голубом Ниле. Суть разногласий в том, что Хартум требует оплату в 33 доллара США за баррель, что Джуба считает «грабежом». В этом есть своя логика, поскольку обычная оплата за такого рода услуги составляет где-то 15-20 долларов за баррель. «Борьба нервов» достигла своего апогея, когда Джуба две недели назад приняла решение приостановить добычу нефти и ее транспортировку в Порт-Судан.

Мы уже тогда предсказывали, что это является скорее «жестом отчаяния», поскольку для Южного Судана не существует иных способов пополнения бюджета, кроме как от добычи нефти (500 тыс. баррелей в день). Здесь можно согласиться с президентом Судана Омаром аль-Баширом, который охарактеризовал это решение южносуданцев «самоубийством». Он же отметил, что такое решение было продиктовано Джубе «из вне» для того, чтобы стимулировать правительственный коллапс в Судане и спровоцировать «восстание для его смещения». Суданский президент также заметил, что Судан намерен развивать и другие отрасли экспорта, которые должны, по его замыслу, серьезно сократить дефицит наличности, который образовался после отделения Южного Судана. Речь идет о добыче золота, которая сейчас в основном осуществляется небольшими артелями старателей. Но это все в будущем, а финансы нужны сейчас.

Не лучше обстоят и дела в Южном Судане. Нынешний дефицит бюджета к сегодняшнему дню составляет 23 млн долларов США. Ровно столько составляют долги по зарплате, обслуживанию социальной инфраструктуры и силовых структур. Годовая инфляция при этом составляет 47,8%. Цены на продукты питания и безалкогольные напитки за прошедший год выросли на 40.6%; на услуги здравоохранения – на 22.8%, на мебель и предметы домоустройства – на 206%. Все это объясняется тем, что практически все снабжение Южного Судана (90%) осуществляется по единственной транспортной дороге Джуба-Нуэла, что создает естественную монополию.

В субботу стартует новый раунд переговоров между сторонами в эфиопской столице. Отметим, что до этого все аналогичные попытки успехом не увенчались, несмотря на все усилия и посредничество Афросоюза. По нашим данным, на этот раз возможен прорыв. Дело и в финансовом кризисе в Судане и Южном Судане, и в отказе ЕС и США срочно выделять финансовую помощь южанам, и в очень жестком прессинге европейских и китайских компаний на Джубу в вопросе возобновления добычи и экспорта углеводородов.

52.32MB | MySQL:103 | 0,556sec