Об итогах очередной конференции сомалийских политических лидеров

В рамках реализации «дорожной карты» по завершению переходного периода в Сомали 15-17 февраля с.г. в Гароуэ (Пунтленд) состоялась очередная конференция сомалийских политических лидеров, посвященная вопросам будущего государственного устройства страны. В работе конференции, проводившейся Временным федеральным правительством (ВФП) Сомали при содействии Политического представительства ООН (UNPOS), участвовали те же сомалийские политические лидеры, которые в сентябре прошлого года приняли в Могадишо «дорожную карту», а в декабре заключили в Гароуэ соглашение по принципиальным вопросам принятия конституции и формирования новых органов государственной власти (“The Garowe-I Principles”). В отличие от прошлых конференций на сей раз организация «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» (АСУ) была представлена руководителями всех фракций, однако из-за возникших принципиальных разногласий с ВФП в ходе конференции большинство делегатов АСУ покинули ее. Заметим, что ни Сомалиленд, ни другие центральные и южные регионы Сомали на конференции по-прежнему представлены не были. Более того, еще накануне ее открытия федеральный парламент Сомали большинством голосов признал ее проведение, а также результаты предшествовавших конференций незаконными, поскольку они противоречат ряду положений Хартии переходного периода.

Тем не менее, ВФП и UNPOS в очередной раз проигнорировали решение федерального парламента и провели конференцию в узком кругу, очевидно, стремясь выработать конкретные политические решения до открытия в Лондоне более представительной международной конференции по проблемам Сомали, намеченной на 23 февраля. После продолжительных и острых дискуссий между представителями Гальмудуга и АСУ с одной стороны и делегатами ВФП и Пунтленда с другой на конференции в Гароуэ все же было подписано очередное соглашение по вопросам будущего государственного устройства и завершения переходного периода в Сомали (“The Garowe II Priciples”). Основные положения данного соглашения включают:

1. По вопросам федерализма:

— признается статус Пунтленда и Гальмудуга как полноправных субъектов будущей федерации, однако власти Гальмудуга должны обеспечить его полное соответствие основным критериям, предъявляемым к субъекту федерации (прежде всего, подразумевается распространение контроля региональной администрации, как минимум, на две провинции);

— все субъекты федерации будут обеспечивать равные права и возможности для всех сомалийцев, включая их участие в политических процессах;

— образование новых субъектов федерации в какой-либо части страны должно сопровождаться устойчивым процессом урегулирования там всех конфликтов, который будет оцениваться независимой комиссией; окончательное решение о признании новых субъектов федерации будет принимать новый парламент;

— федеральная финансовая система должна основываться на принципах равенства и справедливости; она также должна включать финансовые поступления и помощь из-за рубежа;

— федеративное устройство предполагает невмешательство центра в осуществление субъектами федерации своих полномочий при сохранении за федеральными властями таких функций как проведение внешней и финансовой политики, обеспечение национальной безопасности, распоряжение национальными природными ресурсами, распределение общих материальных благ, решение вопросов гражданства и миграции населения и т.п.;

— столицей страны остается Могадишо; ее статус будет уточнен новым федеральным парламентом.

2. По вопросам государственного управления и избирательной системы:

— предпочтительной для Сомали является парламентская форма правления, поскольку она предполагает бoльшую степень подотчетности исполнительных органов власти перед парламентом и реализацию принципа взаимоограничения властей;

— система выборов в нижнюю палату парламента будет основана на соблюдении принципа пропорционального представительства; она должна быть определена и утверждена новым парламентом в течение первых трех месяцев после его формирования.

3. По реализации решений предыдущей конференции:

— проверкой соответствия кандидатов в Конституционное собрание (КС) и парламент установленным критериям будет заниматься временная независимая избирательная комиссия (ВНИК), которая должна обеспечить публичность и прозрачность процесса выдвижения кандидатов; комиссия будет состоять из 15 членов, включая не менее 5 женщин, и нескольких международных наблюдателей;

— в состав Конституционного собрания войдут 1000 человек, отбираемых из различных социальных слоев с учетом пропорционального представительства основных сомалийских этнических групп и племен (по системе 4.5), причем не менее 30% мест в КС выделяется женщинам;

— члены ВНИК и КС назначаются политическими лидерами, подписавшими «дорожную карту», из числа достойных сомалийских граждан при содействии общественности и с соблюдением принципа гласности;

— новый федеральный парламент будет включать две палаты: нижнюю (палату представителей) и верхнюю (палату старейшин); нижняя палата формируется из 225 депутатов, отбираемых по системе 4.5, тогда как верхняя палата будет состоять, ориентировочно, из 54 депутатов (пока по три депутата от каждой провинции), однако ее окончательный состав и порядок формирования будет определен в новой конституции; кандидатуры членов парламента определяются признанными старейшинами племен при содействии представителей общественности;

— кандидаты в депутаты парламента отбираются из числа сомалийских граждан в возрасте от 25 до 75 лет, имеющих как минимум среднее образование, не имеющих судимости, психически здоровых, уважающих исламские ценности, имеющих соответствующий опыт; 30% мест в парламенте выделяется женщинам.

Соглашением также предусматривается активизировать деятельность экспертного совета по завершению разработки проекта новой конституции к 20 апреля 2012 г. и немедленно приступить к формированию ВНИК и КС.

Итоги проведенной в Гароуэ конференции вызвали противоречивые оценки со стороны сомалийской общественности и международного сообщества. Если UNPOS, а вслед за ним и сам Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун весьма положительно отозвались о достигнутых в Гароуэ договоренностях, расценив их как «важный шаг по завершению переходного периода и установлению конституционного порядка в Сомали», то большинство сомалийских политических и общественных организаций крайне негативно отнеслись как к проведению конференции, так и к принятому на ней соглашению. Ряд депутатов федерального парламента обвинили президентов Сомали, Пунтленда, Гальмудуга и премьер-министра ВФП в антинародном сговоре, который может привести к новым межклановым столкновениям и неоколонизации страны. Во главе этого процесса, по их мнению, стоит специальный представитель Генсека ООН А. Магига. С похожими заявлениями также выступили лидеры АСУ и Совета старейшин племен хавие, наиболее многочисленной этнической группы, доминирующей в Могадишо и центральных провинциях Сомали.

Вечером 20 февраля после обсуждения положения в стране и хода реализации «дорожной карты» парламент Сомали принял решение о проведении досрочных выборов президента страны в связи с нарушениями нынешним президентом шейхом Шарифом Шейхом Ахмедом Хартии переходного периода. Выборы назначены на 30 апреля 2012 г.

Таким образом, политический кризис внутри федеральных органов власти Сомали, начавшийся еще год тому назад, продолжает усиливаться. Нынешнее ВФП Сомали, вопреки действующему законодательству и ранее достигнутым соглашениям, по-прежнему отказывается взаимодействовать с федеральным парламентом, другими политическими силами страны и делает ставку исключительно на иностранную политическую, военную и экономическую помощь в решении ключевых национальных проблем. Тем не менее, успехи ВФП в реализации «дорожной карты» по завершению переходного периода в Сомали, на наш взгляд, довольно таки иллюзорны. Сохраняющееся противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти Сомали может привести к окончательной утрате президентом и правительством общественной поддержки и срыву процесса национального примирения в этой стране. В этой связи вызывает сожаление необъективность оценки происходящих в Сомали политических процессов руководством UNPOS, которое фактически поддерживает одну из противоборствующих сторон (а именно президента и ВФП) и закрывает глаза на нарушение ими законов и прежних соглашений ради своевременного осуществления «дорожной карты».

43.83MB | MySQL:87 | 0,698sec