Пакистано-американские отношения: по пути дальнейшего улучшения?

За последние недели (и даже дни) наблюдатели и аналитики, занимающиеся Пакистаном, отмечают продолжающееся улучшение пакистано-американских отношений. Как мы и прогнозировали ранее, обе страны постепенно движутся к восстановлению двусторонних отношений в полном объеме. Это диктуется как внешними, так и внутренними факторами: Вашингтону нужна стабильная и постоянная поддержка Исламабада в деле «мирных переговоров» с афганским Талибаном, которые продолжаются в Катаре и Саудовской Аравии, причем США больше рассчитывают на влияние Пакистана на талибов, чем на участие афганского президента Хамида Карзая; Пакистан же стремится улучшить свое пошатнувшееся экономическое положение за счет возобновления экономической помощи со стороны США, а также ему нужна поддержка в борьбе с исламистскими группировками внутри страны, которые продолжают акты террора и насилия. При этом правительство президента А.А. Зардари и премьера Ю.Р. Гилани надеется укрепить свои позиции внутри страны.

В этой связи любопытно проанализировать заявления пакистанских и американских официальных лиц и позиции пакистанских военных, которые еще пару месяцев назад высказывались о США исключительно в раздраженном и негативном плане (после инцидента на пакистанской погранзаставе 26 ноября прошлого года, когда в результате «ошибочного» налета авиации НАТО погибли 24 пакистанских военнослужащих). Так, подчеркивая важность американо-пакистанских отношений, США и Пакистан отвергли «отчуждение» в своих двусторонних связях, по мере того как они предпринимают шаги с целью «устранения напряженности» и «построения связей [друг с другом] на основе стабильности».

Об этом, в частности, говорила в субботу на прошлой неделе официальный представитель Госдепа США Виктория Нуланд. Она заявила, что «с нашей [США] точки зрения, развод [sic!] не является вариантом [в отношениях] с Пакистаном. У нас имеются общие стратегические интересы, и нам предстоит много работы, которую нужно делать совместно…» Когда ее попросили прокомментировать первую речь нового посла Пакистана в Вашингтоне Шерри Рехман, с которой она в среду на прошлой неделе обратилась к американской аудитории в Институте мира в Вашингтоне, представленной экспертами в области международных отношений и аналитиками по региону Южная Азия, призывая к “более последовательному, стабильному и транспарентному балансу [отношений между США и Пакистаном], избегая в то же время «развода», В. Нуланд добавила: «У нас имеется национальный интерес в том, чтобы Пакистан становился все более стабильным, мирным, свободным от терроризма и демократическим государством…»

Если оставить в стороне особенности риторики американских официальных лиц в администрации президента Б. Обамы, то можно сделать вывод, что Вашингтон всячески старается «ублажить» Исламабад, подчеркивая важность Пакистана для США. Это не случайно: как мы отмечали выше, США очень нуждаются в поддержке Исламабада в деле «мирного урегулирования афганского кризиса», и, кроме того, официальный Вашингтон прекрасно осознает важность Пакистана для регионов Среднего Востока и Южной Азии. Со своей стороны, посол Ш. Рехман подчеркнула в вышеупомянутом выступлении в Институте мира, что Исламабад функционирует «как демократическая страна» и не может больше «принимать ответственные стратегические решения по одному лишь телефонному звонку». Очевидно, г-жа посол Пакистана в США имела в виду сложившуюся в недавнем прошлом практику в американо-пакистанских отношениях, когда из Вашингтона раздавался телефонный звонок высшим руководителям Пакистана, и возникшие проблемы в двусторонних отношениях между США и Пакистаном решались в ходе этого телефонного разговора.

Это высказывание пакистанского посла, на наш взгляд, любопытно, поскольку подчеркивает настрой Исламабада на то, чтобы его «старший стратегический партнер» уважал его мнение и интересы и считался с ним. А Вашингтон вынужден в данном случае (после того как его отношения с Исламабадом достигли критической «нулевой» отметки) действительно считаться с мнением своего «младшего партнера» по борьбе с международным терроризмом. Что ж, видимо, времена, когда один телефонный звонок из Вашингтона решал судьбы пакистано-американских отношений, уходят в прошлое. Кстати, та же В. Нуланд затронула на пресс-конференции в прошлую субботу вопрос о том, что Пакистан хочет получить «предпочтительный доступ» произведенных товаров на рынки США (как это произошло с европейскими рынками, на которые пакистанская продукция получила такой доступ. – В.С.). Это в особенности касается пакистанских продуктов из текстиля, относительно которых Исламабад уже в течение некоторого времени оказывает давление на Вашингтон, желая, чтобы эта продукция получила свободный доступ на рынки США. В данном случае В. Нуланд заявила, что она «не будет комментировать вопросы доступа текстильных товаров из Пакистана на американский рынок», но «вернется к этому вопросу позже, когда получит разъяснения из Госдепа США». Для Пакистана вопрос о его текстильных товарах очень важен, поскольку в случае получения «предпочтительного доступа» (а это очень важная статья пакистанского экспорта за рубеж. – В.С.) этих товаров на американский рынок, в целом оживится торговля между двумя странами. А это, по мнению пакистанской стороны, приведет к общему улучшению связей Пакистана с США.

Кстати, пакистанская пресса обильно цитирует высказывания посла США в Пакистане Камерона Мюнтера о «важности воздушного и наземного пространства Пакистана» для продолжения поставок войскам НАТО/США, находящимся в Афганистане. Она отмечает, что это свидетельствует об «исключительной важности Пакистана для США». Заявления посла США в Пакистане, как отмечают пакистанские англоязычные СМИ, практически совпали по времени с усилиями «посредников» из Великобритании и некоторых других европейских стран по налаживанию расширенных контактов между Вашингтоном и Исламабадом. Как отмечается в этих печатных СМИ, Вашингтону удалось добиться «согласия Исламабада» на полеты и активность американских БПЛА в FATA, а также в других районах пакистано-афганского приграничья. И даже самый крупный за последние несколько недель (с начала этого года. – В.С.) налет американских БПЛА на объекты на пакистанской территории, в четверг на прошлой неделе, в результате которого погиб 21 человек (при этом не сообщается, сколько боевиков из их числа были убиты. – В.С.), не вызвал, как отмечают наблюдатели, какой-либо гневной реакции пакистанских официальных лиц или военных и даже представителя оппозиции харизматичного Имран Хана, который строит свою предвыборную кампанию на резкой критике (в том числе. – В.С.) налетов американских БПЛА на объекты и людей на пакистанской территории.

Это, на наш взгляд, весьма симптоматично: возникает стойкое ощущение того, что официальный Исламабад, военные в Равалпинди (напомним, там находится Генштаб пакистанской армии) и даже пакистанская оппозиция дружно замалчивают новые американские акции, надеясь на возобновление в ближайшее время военно-экономической помощи США и «восстановление» нарушенных отношений с Вашингтоном. Собственно, такая реакция всех заинтересованных лиц в Пакистане нами уже неоднократно прогнозировалась в публикациях на тему отношений Пакистана с США. То есть это предсказуемые и естественные события, которые свидетельствуют о том, что пакистано-американские отношения довольно быстро улучшаются. Причины нам понятны и известны: Афганистан, роль США в восстановлении нарушенной экономики Пакистана, а также их роль в процессе улучшения отношений Исламабада с Нью-Дели. В этой связи интересно порассуждать о том, что пакистанские военные дружно (даже сам начальник Генштаба армии Пакистана генерал Ашфак Павез Каяни) прекратили резкие выпады в адрес Вашингтона, несмотря на то что некоторые члены американского конгресса поддержали идею «независимости Белуджистана» и высказались в антипакистанском духе, что «Исламабад должен уважать право народа Белуджистана на самоопределение». Это вызвало соответствующую отрицательную реакцию МИДа Пакистана и лично министра иностранных дел этой страны г-жи Кхар. Мы видим, что это и события, происшедшие в конце прошлой недели, не повлияли на динамику восстановления пакистано-американских связей. Добавим, «пока не повлияли». На наш взгляд, пакистанские военные внимательно следят за развитием внутренней ситуации в стране (судьбы президента Асифа Али Зардари и премьера Юсуфа Резы Гилани, которым реально грозит судебное преследование), не вмешиваясь в нее, но в то же время стараясь не выпускать всю ситуацию из-под своего контроля, а также они ждут, что последует дальше в смысле восстановления связей между военными США и Пакистана.

А вот если Вашингтон опять, говоря простым языком, «влипнет в какую-нибудь нехорошую историю в Пакистане, наподобие вышеупомянутого «ошибочного» налета на погранзаставу пакистанской армии в районе границы с Пакистаном, как это было 26 ноября прошлого года, или «перестарается» с налетами своих БПЛА в пакистанском воздушном пространстве, тогда может последовать новая резкая критика действий США в Пакистане и даже определенные санкции со стороны пакистанских властей. Военные в этих случаях тоже не будут молчать. Но, как нам представляется, США сделали выводы из своих ошибок в Пакистане (правда, это не означает, что эти ошибки пошли им впрок), а пакистанская сторона, видимо, решила, что можно оставить пиковый «самый низкий уровень» отношений с США в прошлом — ведь предстоят переговоры США с афганскими талибами, в которых, по всей вероятности, надеется (и не без оснований) участвовать и Пакистан. Внутренняя ситуация в стране требует (особенно по мере того, как до новых всеобщих выборов в Пакистане в феврале 2013 г. будет оставаться год, потом меньше года) улучшения пакистано-американских связей. На наш взгляд, военные в Пакистане это прекрасно понимают, и складывается впечатление, что они не заинтересованы пока что в смещении гражданского правительства президента Зардари – премьера Гилани, предпочитая действовать, «оставаясь в тени». Да и начальнику Генштаба пакистанской армии генералу А.П. Каяни предстоит в этом году отставка в связи с истечением предельного срока его нахождения в этой должности, и ему надо серьезно подумать о своем политическом будущем. Ситуация, которая сегодня складывается в американо-пакистанских отношениях, напоминает «разведку боем» — обе стороны не хотят дальнейших ссор и стараются предпринимать конкретные шаги к улучшению этих самых отношений. Поэтому молчат пакистанские военные, поэтому снизилась острота критики действий США со стороны представителей гражданских властей Пакистана (в выступлениях президента, премьера и министра иностранных дел страны), поэтому пакистанские англоязычные СМИ вовсю рассуждают о будущем отношений Исламабада с Вашингтоном, и в целом их статьи выдержаны в «положительной тональности» по отношению к США. Что ж, как мы уже неоднократно предсказывали, пакистано-американские отношения продолжат улучшаться, причем быстрее, чем это можно предполагать (в отсутствие провоцирующих их ухудшение уже отмеченных нами выше моментов), и будет очень интересно наблюдать за их дальнейшим развитием. Потому что они не только важны сами по себе, но и оказывают значительное влияние на общую ситуацию в регионе АфПак.

52.13MB | MySQL:103 | 0,457sec