Пакистан: политическая судьба президента А.А. Зардари

В первые два месяца 2012 г. в зарубежных (пакистанских и западных) СМИ, а также в комментариях аналитиков по Пакистану оживленно обсуждается сложная внутриполитическая обстановка в Пакистане и, в связи с этим обстоятельством, дальнейшая политическая судьба президента этой страны Асифа Али Зардари. Высказываются разные, порой противоположные точки зрения на его будущее как политического деятеля – от прогнозов его ухода с поста президента и даже эмиграции до утверждений о том, что А.А. Зардари сумеет удержаться на своем посту до выборов в феврале 2013 года. Это связано, прежде всего, с тем, что еще в прошлом году Верховный суд Пакистана выдвинул против президента Зардари обвинения в коррупции, а премьера Юсуфа Резу Гилани обвинил в потворстве этому. Коррупционный скандал наряду с т.н. «мемогейтом» ( делом о предполагаемой передаче бывшим послом Пакистана в Вашингтоне Хаккани памятной записки о готовящемся военном перевороте в Пакистане американским официальным лицам в прошлом году) продолжают сотрясать Пакистан, так же, как и устойчивые слухи о готовящемся смещении гражданского правительства президента Зардари – премьера Гиллани военными и их приходом к власти в этой стране. Этому обстоятельству посвящены многие аналитические статьи в урду- и англоязычных печатных СМИ и их Интернет-версиях в Пакистане. Интересно отметить, на наш взгляд, тот факт, что пакистанские аналитики не согласны с утверждением, что президент Зардари как политик скоро сойдет со сцены, скорее они склонны считать, что он, напротив, успешно борется с выдвинутыми против него обвинениями и умело противостоит военным. С другой стороны, эти же аналитики отмечают, что пакистанские военные, ведомые начальником штаба пакистанской армии генералом Ашфаком Парвезом Кияни скорее «спасают» правительство премьера Гилани, чем готовы взять власть в стране в свои руки. Но для нашего анализа интересно проследить последние события во внутриполитической жизни Пакистана.

По сообщениям пакистанской прессы, Верховный суд страны во главе с харизматичным Верховным Судьей Чоудхри на прошлой неделе вынес обвинение премьеру Юсуфу Резе Гилани в «сокрытии» коррупции со стороны президента Зардари. В то же время усилились слухи о том, что конфронтация гражданских и военных властей страны приведет к смене власти в стране. Премьер Гилани ранее выступил на специальной сессии парламента Пакистана, где заявил, что «Сегодня мы должны решить, следует ли нам иметь демократию или диктатуру в этой стране. Если мы совершили какие-либо ошибки, то это не означает, что демократия или парламент должны понести наказание…». Как отмечает далее пакистанская печать, дуэт Зардари – Гилани « довольно умело разыграл свои карты против военного истеблишмента, и сделал более трудным, если даже не невозможным, захват власти [в Пакистане] могущественным главнокомандующим армии генералом Кияни». СМИ страны, таким образом, выступают против утверждений о потенциальном перевороте, в то время, как Верховный Суд Пакистана уже предупредил военных против любых подобных авантюр. В любом случае, отмечают пакистанские СМИ, не возникает ощущения того, что генерал Кияни выносит планы переворота, как это следует из публичных замечаний «человека военных» — Имрана Хана, харизматичного политика — бывшей «звезды» крикета — ставшего одним из лидеров оппозиции.

Также сообщалось о том, что генерал Кияни вызывал старших офицеров Генштаба пакистанской армии на срочное совещание в штабе сухопутных войск в Равалпинди, что, по мнению пакистанских СМИ, демонстрирует, что военные готовы «силой воздействовать на [пакистанское] правительство». Но при этом отмечалось, что три бригады сухопутных войск армии Пакистана в Уэстридже, Равалпинди, а также командиры корпусов, возглавляющие свои соответствующие силы в различных частях страны, очевидно, получили приказ оставаться в казармах, обстоятельство, которое «показывает нечто». Это «нечто», по мнению пакистанских СМИ, является свидетельством того, что внутриполитическая ситуация в стране, и ее международное положение таковы, что «не созрело время для какого-либо переворота», и единственное «логическое объяснение состоит в том, что армия может выстроиться за Верховным Судом, позиция которого в нынешней ситуации стала решающей [для внутренней ситуации в Пакистане]».

В конце концов, отмечают далее пакистанские СМИ, «именно генерал Кияни уже спасал ситуацию, созданную долгим маршем Наваза Шарифа по вопросу о снятии ограничений на Верховного Судью Пакистана, находившегося под домашним арестом по распоряжению тогдашнего президента генерала Первеза Мушаррафа». Добавим к этому мнение пакистанских аналитиков о том, что генерал Кияни « все время демонстрирует огромную прозорливость и часто спасает правительство от безнадежных ситуаций». В целом, как считают пакистанские СМИ, «от него не ожидают того, что он сделает что-то ненормальное». При этом они винят премьера Гилани за обострение ситуации в стране.

Таким образом, проанализировав мнение пакистанских СМИ и аналитиков о нынешнем положении в стране, можно перейти к анализу собственно политической судьбы президента А.А. Зардари. На наш взгляд, несмотря на то, что еще в конце прошлого года многим казалось (и до сих пор кажется из-за скандала «мемогейт»), что он – политик, не имеющий будущего ( автор данной статьи также поддерживал эту точку зрения), на деле он преуспел в искусстве политического маневрирования между военными и гражданскими властями в Пакистане, часто перенося ответственность за те или иные решения на премьера Гилани. Однако мы по-прежнему считаем, что президент Асиф Али Зардари – политик слабый, и что его выживаемость в сложной ситуации в стране объясняется тем, что пакистанские военные просто не хотят брать на себя всю ответственность за ситуацию в стране, включая продолжение террора и насилия в Пакистане, состояние пакистано – американских отношений, афганский узел и переговоры с т.н. «умеренными» талибами (хотя в это активно вовлечена всемогущая межведомственная разведка Пакистана – ISI) и «хромающую» экономику. Складывается такое впечатление, что военные в Пакистане, «спасая от безнадежных ситуаций» гражданское правительство страны, на самом деле «спасают» себя от полной ответственности за судьбу Пакистана, и, на самом деле, внимательно следят за дальнейшими событиями, не вмешиваясь напрямую в них, но и не отпуская их на произвол судьбы. Мы по-прежнему считаем, что пакистанские военные могут, когда сложатся соответствующие обстоятельства, вмешаться в управление страной и даже отстранить гражданских руководителей от власти, причем не дожидаясь выборов 2013 года. Просто им выгодно поддерживать, скажем, решения Верховного Суда страны ( в частности, по премьеру Гилани), оказывать влияние на президента Зардари по вопросу дальнейшего развития пакистано-американских отношений, и т.д., не беря на себя весь груз ответственности. В этих условиях, политическая судьба президента Зардари выглядит если не предопределенной, то неясной, все будет зависеть от его ошибок в принятии решений, и его способности к маневрированию, а также от того, какие оппозиционные силы смогут содействовать его уходу с политической арены Пакистана. Он, на наш взгляд, в такой ситуации демонстрирует обострившееся политическое чутье, и активно ищет новых союзников и сторонников. Но при этом продолжающиеся скандалы, связанные с его именем, способствуют все меньшей его популярности среди пакистанских элит и общественности. А это, в свою очередь, значительно уменьшает его шансы на политическое долголетие, что понимают и военные, и его противники из числа оппозиции, а также внешние партнеры Пакистана (например, США и Китай) и антагонисты (Индия).

В целом, на наш взгляд, политическая судьба президента Зардари по-прежнему под большим вопросом, и при дальнейшем ухудшении., в кратко- и среднесрочной перспективе внутреннего и внешнего положения страны, его уход с политической сцены может оказаться неизбежным, несмотря на все его приобретенное с 2008 г. (с момента его избрания президентом Пакистана ) искусство политического выживания. Время покажет, насколько могут быть точны наши прогнозы.

52.2MB | MySQL:103 | 0,456sec