Судан: конец эпохи О.аль-Башира?

Суданский президент О.аль-Башир подтвердил свое намерение не выдвигать свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах. «Я не планирую этого делать на конференции партии Национального Конгресса, которая состоится в следующем году. Эта конференция собирается каждые четыре года, и выбирает лидера партии, который автоматически становится кандидатом в президенты», — заявил нынешний суданский лидер. Напомним, что О.аль-Башир, который пришел к власти в 1989 году в результате военного переворота, в последнее время подвергается сильному прессингу со стороны своих однопартийцев. Они требовали глубоких реформ и в партии, и в государстве, в связи с чем регулярно выпускались соответствующие заявления и манифесты, которые были по большей части анонимные, хотя ряд экспертов указывает на то, что их авторами были представители «исламистского крыла». «Молодые кадры» тоже несколько раз выступали с требованиями «пустить свежую кровь в руководство партии» и «провести партийные реформы». За этим стоят требования «кардинальной смены политического курса и смещения слоя старой партийной элиты». На встрече с молодежным крылом партии в прошлом году О. аль-Башир подвергся очень резкой критике за коррупцию и неспособность провести необходимые экономические реформы. В этой связи он пообещал, что будет принят закон, согласно которому возраст президента страны не должен превышать 60 лет, а правительство будет серьезно обновлено.

Но обещания остались обещаниями. После выборов 2010 года новое правительство осталось фактически прежним, в нем преобладают фигуры, которые пришли к власти вместе с О.аль-Баширом в 1989 году. Представляется, что на этот раз О.аль-Башир не блефует, хотя это не исключено. Необходимо учитывать, что его статус обвиняемого Международным уголовным судом (МУС) очень серьезно беспокоит суданскую партийную элиту. Напомним, что сразу же после вынесения обвинительного вердикта ближайшее окружение О.аль-Башира (руководитель разведки С.Гош, первый вице-президент О.Таха, советник Нафи, и др.) всерьез раздумывало о его смене, дабы сохранить режим и избежать угрозы возможного военного вторжения со стороны коалиции сил НАТО. Эта угроза никуда не ушла.

Прошедшие в 2010 году выборы бойкотировались оппозицией, что очень принципиально с точки зрения достижения национального консенсуса. Об этом сейчас серьезно размышляют в правящей ПНК. Связано это, прежде всего, с эрой «арабской весны» и печальным примером египетского президента Хосни Мубарака. Суданская верхушка хочет сыграть в данном случае «на опережение». В этой связи не удивимся, если на предстоящих президентских выборах за пост президента будет бороться новый кандидат от ПНК, который а) будет свободен от обвинений МУС, что даст Западу возможность спокойно с ним контактировать и б) будет способен объединить вокруг себя молодежное крыло партийцев. Наиболее вероятным кандидатом на этот пост, по нашим оценкам, является нынешний министр иностранных дел Али Карти. Он сам выходец из «исламского комсомола», долгое время возглавлял отряды народного исламского ополчения. То есть устраивает и молодежь, и старую элиту, и набирающих влияние исламистов. Карьера А.Карти в последнее время развивалась резко по восходящей, он вхож в «ближний круг» президента, который обязательно берет его на наиболее важные встречи. То есть О.аль-Башир готовил себе замену, исходя, в том числе и из вопроса своей личной неприкосновенности после ухода из власти. Хотя несомненно, что даже в этом качестве он все равно будет оказывать значительное влияние на внутриполитические процессы в стране. Заметим при этом, что не всех в партии «радует» такая перспектива. В частности, реакция на заявление О.аль-Башира о своем нежелании «переизбираться» была несколько «нервной», поскольку часть старой элиты отдает себе отчет в том, что его уход будет означать и их отставку в очень скором времени.

Тенденция к союзу с исламистами в регионе проявилась и во время визита нового советника О.аль-Башира Миргани (представитель оппозиционной ЮДП) в Каир. Тогда он «пробрасывал» идею создания конфедерации между Египтом и Суданом. Это пока в теории, но сам посыл очень понятен. Альянс с «исламистским Египтом», что во времена Мубарака было невозможно по определению, открывает режиму в Хартуме новые возможности не только в регионе (особенно по вопросам использования вод Нила и единой позиции с Каиром по этому вопросу), но и в мире. Игнорировать такой союз не смогут даже американцы, которые, безусловно, при таком сценарии будут вынуждены пойти на смягчение санкций, и уже тем более отложить в «долгий ящик» вопрос о возможной военной интервенции. При этом Хартум сохраняет верность своим идеологическим догмам. Каир в свою очередь получает новый рынок, выход к Центральной Африке и Порт-Судану, который географически расположен более выгодно, нежели египетские порты.

52.21MB | MySQL:103 | 0,598sec