Участие капитала и технологий Запада в развитии железнодорожного транспорта в странах Персидского залива

Эксперты Арабо-германской торгово-промышленной палаты Ghorfa считают, что в последние месяцы наблюдается активизация западных предпринимателей, связанных с железнодорожным транспортом, в отношении Катара, Саудовской Аравии и других стран региона. Актуально она уже проявлена в середине января с.г. со стороны менеджеров саудо-испанского консорциума Al Shoula Co. Компания была официально зарегистрирована как победитель в тендере по второму этапу запланированной высокоскоростной железной дороги между Меккой и Мединой.

Один из шефов испанского транспортного оператора Renfe Operadora Хосе Луис Маррокуин констатирует: «Стоимость контракта эквивалентна 8,22 млрд долларов. Соответствующий договор был в Эр-Рияде подписан, в частности, министром финансов Ибрагимом аль-Ассафом и министром транспорта Джабаром аль-Сераисри. Маршрут, который соединяет два города, проходит через Джеддах и Рабих и обладает протяженностью 444 км. Поезда будут достигать верхнего предела скорости в 320 километров исключительно в час пик сезона массового паломничества, перевозя по 150 тыс. пассажиров в день». Газета Arab News уточняет, что все расходы по сооружению и эксплуатации, которые в определенных долях несут западный и ближневосточный партнеры, окупятся в течение 12 лет.

Концерн Deutsche Bahn (DB) – крупнейший в Европе перевозчик (277 тыс. сотрудников, торговый оборот 34,41 млрд евро (2010), прибыль 1,06 млрд евро (2010) – занят в другом крупном контракте на Арабском Востоке. «Немецкие специалисты помогут создать надежную железнодорожную сеть в Объединенных Арабских Эмиратах, — говорит Петер Рамзауэр, министр транспорта ФРГ. – Создание подобных транспортных магистралей поможет процессам преобразования экономики в странах Арабского Востока». Он участвовал в марте 2010 г. процедуре подписания контракта между DB и Al Masaood-Gruppe (Абу-Даби) и считает, что данным документом положена «основа для доверительных отношений». Сумма контракта была не оглашена. «Из бесед с представителями правительства ОАЭ я знаю, что в регионе опыт и знания Deutsche Bahn приняты с благодарностью, — отмечает П.Рамзауэр, который указывает на другие крупные ближневосточные сделки, в том числе многомиллиардный контракт в Катаре. Как сообщает Germany Trade & Invest, Катар планирует создать «превосходную транспортную инфраструктуру», включающую в себя сеть железных дорог по новейшим техническим образцам. Весь пакет Qatar Integrated Rail Project обойдется, по оценкам немецких экспертов, в 35 млрд долларов. Железнодорожный комплекс включает в себя метрополитен в Дохе, а также 650 км путей и 100 станций, предназначенных для транспортировки пассажиров и грузов. К грандиозному проекту привлечена фирма Qatar Railways Company (QRail).

Особое значение рельсовый транспорт имеет для Катара в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2022 году. Доставка спортивных делегаций и огромной армии болельщиков требует четкой и слаженной работы железных дорог. Столица эмирата Доха станет обладателем метрополитена, состоящего из четырех маршрутов, помеченных разными цветами — красным, золотым, зеленым и голубым. Общая протяженность сети метро из 80 станций — 300 километров. В связи с высоким спортивным статусом красная линия длиной в 52 км. будет иметь приоритетное значение. Она связывает новый международный аэропорт со спортивными объектами. По плану, который обсужден и согласован с ведущими конструкторами, инженерами и спортивными экспертами ЕС, первый этап метрополитена должен быть завершен в 2019 году, другие маршруты будут готовы в 2020 году. К этому моменту компания QRail, работающая в тесном контакте с западными фирмами, планирует завершить сооружение 340-километрового отрезка от порта Рас-Лаффан на севере через Доху и новый порт к Месайеду на юге и далее к саудовской границе, как части запланированной в государствах Залива сети.

В общей сложности инвестиции в реализацию плана по созданию комплексного железнодорожного транспорта в Катаре составят 35 млрд долларов, уточняют специалисты Ghorfa. В реализации этих планов главным консультантом Qrail является DB International, дочерняя компания Deutsche Bahn. Ее пресс-центр объявил в начале декабря 2011 года о том, что DB International берет на себя дополнительные «инженерные услуги и технические консультации, обучение и повышение квалификации перспективного катарского персонала». Соответствующий контракт на предоставление услуг был подписан в Дохе.

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), которые и ранее являлись для Германии одним из наиболее важных экономических партнеров на Ближнем и Среднем Востоке, в связи с железнодорожным проектом становятся стратегическим и приоритетным. После того, как DB полностью завершит свои обязательства в ОАЭ, в регионе будет понятно, что такое немецкое качество проектирования и производства, включая эксплуатацию и дизайн, подчеркивает Федеральный министр транспорта. В Объединенных Арабских Эмиратах основным проектом является Etihad Rail – железнодорожная сеть, которая свяжет все эмираты и обойдется в 11 млрд долларов. Первая ветка сети начнется от порта Рувайс к газовым месторождениям Шах и Хабшан. Контракт на сооружение будет подписан с Union Railway – компанией по строительству железных дорог в ОАЭ – в ближайшее время.

Партнерство немцев с Al Masaood-Gruppe, одной из ведущих промышленных групп в ОАЭ, давнее. Его плодами воспользовались десятки крупных и средних компаний ФРГ в области логистики и транспортных систем. Контракт DB продолжает традицию и охватывает рельсовый бизнес в широком понимании: это и обычная сеть железных дорог, и метро, и трамвай. Управляющий директор DB International Мартин Бай уточняет: его компания должна работать в ОАЭ до 2015 года включительно и охватывает всю концепцию рельсового транспорта. «Таким образом, мы имеем большие возможности в будущем на этом развивающемся рынке». По данным Tagesspiegel am Sonntag, объем работ в Абу-Даби не сравним с 17 млрд евро, во что оценен контракт в эмирате Катар, где строительство первой очереди железной дороги Залива была закончена в ноябре 2009 года.

Арабские государства намерены инвестировать до 250 млрд долларов на расширение железнодорожных сетей, которые в настоящее время играют в национальных транспортных системах второстепенную роль. Реальная потребность оценивается экспертами в 34 тыс. км, что вполне сопоставимо с протяженностью железных дорог в Германии, где практически каждый населенный пункт с числом жителей в пределах 20-30 тыс. имеет собственную станцию, включающую платформу и, как минимум, две колеи. Что, в принципе, является не просто альтернативой автодорогам, а приоритетным способом передвижения. При наличии широкой сети первоклассных автодорог ФРГ считается лидером Евросоюза в сфере транспортной логистики.

Государства Залива воспринимают себя тем же ЕС, но вписанным в арабские реалии. По данной причине опыт Германии взят там в качестве образца. Сеть железных дорог в регионе, которую планируется удвоить, удачно дополнит уже существующую транспортную систему, включающую в себя автодороги, воздушное и морское сообщение. Ведущие государства Залива в ближайшие десять лет потратят 110 млрд долларов на реализацию железнодорожных проектов.

Генеральная идея амбициозного плана – к 2017 году, то есть уже через пять лет, соединить все государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. 2,2 тыс. км железнодорожных путей, которые пройдут по линии побережья от Кувейта через Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты до столицы султаната Оман Маската, а также ветка, соединяющая Катар и Бахрейн, обойдутся в 30 млрд долларов.

Кроме того, ряд государств Персидского залива планируют реализацию собственных проектов, в ряде случаев частично реализованных, что определенным образом настраивает на продолжение истории железнодорожного успеха. Особенно показателен в этом отношении опыт Саудовской Аравии. Королевство распорядилось о сооружении пока единственной в странах Залива железной дороги, связывающей Эр-Рияд и Даммам. К этому добавлены 1400 км. так называмой Mineral Line — линии, которая соединяет месторождения фосфатов у Хазм Аль-Джаламид на севере с Аль-Зуром и к настоящему моменту находится в стадии опытной эксплуатации, занимаясь перевозкой сырья. Данный участок в последующем будет продолжен до границы с Иорданией, по нему до Эр-Рияда будут курсировать пассажирские поезда. Таким образом, перспективно Mineral Line будет иметь протяженность 2400 км. и перевозить и грузы, и пассажиров. Для того, чтобы это произошло, Саудовская Аравия готова потратить в общей сложности 14 млрд долларов.

Другие государства Залива стремятся не отставать от лидера. Они, используя опыт ФРГ, Испании, Франции и Италии, планируют собственные железнодорожные проекты, исходя из собственных возможностей и понимания перспектив. К примеру, Кувейт хочет осуществить транспортное преобразование на основе государственно-частного партнерства, что обеспечит дополнительные гарантии и поддержку при достаточно высокой стоимости трансформации в 10 млрд. долларов и большой протяженности – от границы с Ираком до Саудовской Аравии. Кроме того, Кувейт предусматривает сооружение метрополитена протяженностью 171 км. Султанат Оман также планирует крупный проект железной дороги длиной 1000 километров, который будет реализован четырьмя этапами. В 2011 году между Иорданией и Ираком было достигнуто соглашение о строительстве 1150-километрового пути, соединяющего Акабу и Багдад и обеспечивающего интенсивный пассажиро- и грузопоток. Планы железнодорожного строительства рассматриваются в транспортном ведомстве Марокко Office National des Chemins de Fer (ONCF). В СМИ Арабского Востока развернута рекламная компания по поддержке проекта высокоскоростного железнодорожного сообщения между Танжером и Касабланкой, оцененного в 2,5 млрд. долларов.

Все эти проекты в той или иной степени имеют западноевропейскую составляющую. Реалии железнодорожного транспорта стран Евросоюза убеждают правителей Арабского Востока в том, что на всех стадиях проектов опыт и технологии Старого Света способны значительно и оперативно трансформировать экономику Ближнего Востока и повысить качество жизни в странах Арабского Востока.

Использованы данные сайтов Ghorfa, ftd, Handelsblatt.

62.84MB | MySQL:102 | 0,493sec