Сирия: почему план К.Аннана не имеет шансов на реализацию

Основной темой обсуждения на сирийском направлении сейчас является план специального представителя ООН и ЛАГ Кофи Аннана. Основным моментом его инициативы, которую, кстати, поддержали США и Россия, является «безусловный отказ от насилия; вывод основных сил армии из городов; начало национального диалога». Сирийский президент Башар Асад. который вначале принял план Аннана, затем заявил, что «армия будет продолжать присутствовать в городах из-за вопросов безопасности и просьб населения». Это тут же было растолковано «западниками» и «заливниками» в том ключе, что сирийское руководство план не выполняет, и даже более – отвергает его.

То, что предполагает план Аннана по выводу войск из городов на сегодняшнем этапе входит в противоречие с логикой войны, и естественно не может быть принято Дамаском в такой редакции. Если проще, то мы имеем дело с повторением «чеченской ситуации» времен 1994-96 гг, когда армия с большой кровью брала города и уничтожала опорные пункты боевиков, а затем наступало очередное перемирие, армия уходила из городов и в них входили сепаратисты. Плюс «бестолковые» мирные переговоры позволяли им перегруппировать свои силы и восстановить боеготовность. Б.Асад естественно такого сценария не желает, поскольку ему приходиться выбирать между обструкцией со стороны «друзей сирийского народа» и недовольством собственного генералитета. Последнее для сирийского президента, безусловно, приоритетно.

Руководители Сирийской свободной армии (ССА) устами своего руководства заявили, «что если войска уйдут из городов, то с их стороны не прозвучит ни один выстрел». Это замечательно, но есть нюансы. Первое – это временный дефицит боеприпасов и рассеивание отрядов. И второе, более важное – ССА не определяет тактику и стратегию всех вооруженных отрядов оппозиции. По некоторым данным, ее отряды контролировали до разгрома (будем называть вещи своими именами) Хомс, Идлиб, ряд пригородов Дамаска. Сейчас отряды (или вернее, то, что от них осталось) передислоцированы в горные районы, а в большинстве – разошлось по домам в ожидании новой вспышки вооруженной борьбы. Последние сводки убедительно свидетельствуют именно о спаде организованной вооруженной борьбы, сирийские силовики в основном работают по выявлению и нейтрализации укрывающихся в жилых кварталах или сельской местности мелких групп боевиков. Но помимо ССА существуют еще отряды исламистов, недовольных или просто бандитов, которые действуют на свой страх и риск преимущественно в районах своего традиционного проживания. Это, прежде всего бедуины в той же Дераа. Вряд ли последние с радостью воспримут предложение о своем полном подчинении некому «военному бюро» в Сирийском Национальном совете (СНС). Эти рассуждения позволяют сделать вывод о том, что достигнуть полного перемирия при таком положении дел не удасться в принципе, как не удасться никаким наблюдателям из ООН идентифицировать стрелявших или нападавших на силовиков.

В этой связи план К.Анана нуждается в явной доработке: необходимо начинать диалог без предварительных условий, но с направлением в страну миссии наблюдателей ООН, которая должна быть составлена из представителей государств, входящих в Совет Безопасности. Только в этом случае можно рассчитывать на некое движение в рамках национального диалога.

Но самое главное и непреодолимое в настоящий момент времени препятствие на пути инициативы К.Аннана – это общая неготовность и нежелание СНС к каким-либо формам диалога с Асадом. Особенно после последней конференции «Группы друзей Сирии» в Стамбуле, которая открыла «зеленый свет» денежным потокам в адрес оппозиции. В ближайшее время монархии Персидского залива начинает передачу повстанцам порядка 500 млн долларов США через систему благотворительных фондов и специальные счета в турецких банках. Еще 100 млн долларов исключительно на нужды ССА перечисляет Триполи (это помимо ливийским добровольцев). 150 млн долларов «на гуманитарные цели» выделяет ЕС. Никто в здравом уме и трезвой памяти при таких финансовых вливаниях от «продолжения борьбы с кровавым режимом» не отказывается, поскольку необходимо вначале «освоить бюджет». Начинается вечная история всех локальных внутренних конфликтов, в которых первоначальные «благородные цели» неизбежно сменяются вопросами бизнеса «на крови» со всеми его атрибутами: воровством, приписками, контрабандой оружия и т.п.

Таким образом, план Аннана вступает в противоречие с решениями конференции «Группы друзей Сирии» и переходом «сирийской революции» из «романтичного» этапа в стадию «бизнес-проекта». А это означает, что мирный диалог сейчас невозможен, поскольку мало кому из оппозиции и их спонсоров он сейчас нужен. Из всего сказанного следует только одно – продолжение и активизация партизанской и террористической войны в Сирии, как минимум, на среднесрочную перспективу.

52.25MB | MySQL:103 | 0,453sec