К вопросу о возможном саудовско-бахрейнском единстве

Наиболее резонансным событием последнего саммита глав государств Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который состоялся в Эр-Рияде в конце декабря 2011 года, стал призыв саудовского монарха Абдаллы Аль-Сауда к лидерам «аравийской шестерки» перейти от этапа интеграции к полноценному союзу. Анализ арабоязычной прессы, а также западных печатных СМИ доказывает тот факт, что мало кто из обозревателей до конца понял сути озвученного саудовским королем предложения, или, по крайней мере, поверил в его «серьезность». И дело здесь не только в том, что король Абдалла не предоставил никакой конкретики относительно механизма создания этого союза или его формата, но и в том, что идея объединения богатых нефтяных монархий Персидского залива в единую союзную конфедерацию прозвучало на фоне ряда неурегулированных споров, как политического, так и экономического характера.

Бахрейн, который за последний год регулярно сталкивается с отголосками «арабской весны», стал единственным из т.н. «малых» государств Совета, с энтузиазмом воспринявших идею Хранителя двух Святынь о создании полноценного союза арабских государств Персидского залива, считая этот шаг надежным способом минимизации иранского влияния в регионе. Однако, оптимизм официальной Манамы по созданию союзного государства не разделяют соседние с Саудовской Аравией страны, понимая, что массовые беспорядки, подобные бахрейнским, могут впоследствии повториться, скажем, в Омане, Кувейте, ОАЭ или Катаре, что с большой вероятностью приведет к потери ими своего суверенитета с постепенным превращением их в сателлиты Эр-Рияда.

Не следует забывать и о том, что, по данным международных организаций по изучению вопросов мировой энергетической безопасности, запасы нефти и природного газа в Бахрейне сейчас практически исчерпаны, что во многом объясняет стремление этой страны к более плотной интеграции с мощными нефтяными центрами Залива, тогда как достаточные запасы углеводородов в Кувейте, ОАЭ и Катаре, а также высокий уровень доходов местного населения полностью нивелируют актуальность их полномасштабной интеграции с Саудовской Аравией, по крайней мере, в ближайшей перспективе.

Не менее резонансной можно считать информацию, появившуюся в конце апреля с.г. в ряде арабских интернет-изданий о намерениях высшего руководства Бахрейна и Саудовской Аравии в ближайшее время анонсировать план о создании единого союзного государства под названием «Халиджитский Союз» (пер. Союз Залива). В контексте практической реализации данной идеи аналитиками в качестве примера приводится модель союзного российско-белорусского государства, в рамках которого обе страны, не теряя своего суверенитета, получили необходимые инструменты для централизованной и системной координации внутриполитических шагов, направленных на противостояние внешним вызовам и угрозам безопасности этих государств, а также преодолению внутренних финансово-экономических трудностей.

Было бы лукавством говорить о том, что подобный план, в случае его официального оглашения, станет сюрпризом для тех, кто следит за происходящими на территории ССАГПЗ событиями, начиная с первых месяцев 2011г.

Очевидным является также и то, что создание Сообщества Саудовской Аравии и Бахрейна призвано, в первую очередь, положить конец нарастающему внутриполитическому противостоянию, которое набрало новые обороты в марте-апреле с.г. в связи с непрекращающимися демонстрациями шиитского большинства с требованиями о незамедлительном проведении реформ в Бахрейне, вплоть до отречения от престола самого монарха.

Вместе с тем, подобный шаг вызывает к себе больше вопросов, нежели ответов. Прежде всего, речь идет о том, что данный план, в случае его претворения в жизнь, должен быть как минимум вынесен на всенародный референдум, который, учитывая нынешние бахрейнские реалии, обречен на провал. Во-вторых, трудно представить себе ситуацию, при которой шиитское, весьма либеральное по аравийским меркам население Бахрейна даст согласие на вступление государства в сомнительное объединение, не имеющее политической перспективы в силу ряда причин. Среди основных выделим следующие:

— Конфессиональный фактор. Создание союзного бахрейнско-саудовского государства как раз в тот момент, когда взоры всего мира устремлены в сторону Манамы, ожидая от нее мирного разрешения противостояния между шиитскими оппозиционерами с одной стороны и верными суннитскому режиму Аль-Халифы силами правопорядка и органами безопасности – с другой, будет воспринят как шаг отчаяния, свидетельствующий о беспомощности бахрейнского режима в преодолении внутреннего кризиса собственными силами. К тому же, саудовскому руководству следует учитывать опасность распространения революционной искры на собственную территорию, в частности, в восточных провинциях королевства, где проживает шиитское саудовское меньшинство. В этом контексте не стоит забывать и прошлогодние беспорядки в провинции Катыф на востоке Саудовской Аравии, которые были расценены многими тогда в качестве предвестников «арабской весны».

— Энергетический фактор. Известно, что на основании имеющихся между Саудовской Аравией и Бахрейном соглашений, последний ежегодно получал от Эр-Рияда долю добытой нефти из совместного месторождения Абу Саафа. Собственные же резервы Бахрейна, как отмечалось выше, крайне скудны и не способны гарантировать королевству динамическое развитие национальной экономики даже в краткосрочной перспективе. Вступление Бахрейна в единое, пусть и формальное, государство даст саудовскому руководству «карт-бланш» на получение полного контроля над разработкой бахрейнских месторождений нефти и газа.

— Торгово-экономический фактор. Бахрейн, как известно, в свое время заключил соглашение о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) с США, против чего решительно выступала Саудовская Аравия, которая заявляла и продолжает заявлять о недопустимости подписания членами «аравийской шестерки» сепаратных соглашений с США, поскольку такие действия, по ее мнению, не служат интересам ССАГПЗ как регионального объединения. Во-вторых, масштабная либерализация торгово-экономических отношений с Бахрейном в рамках единого государства приведет к наводнению саудовского рынка американским импортом, который, по демпинговым ценам будет поступать на местный рынок, прикрываясь положениями соглашения о ЗСТ между Вашингтоном и Манамой. Кроме того, по последним данным, доля американской продукции в общей структуре импорта стран ССАГПЗ не превышает 10%, в то время как на долю ЕС и Китая приходится около 70% импортируемых товаров.

Здесь хотелось бы также отметить, что Саудовская Аравия, которая всячески препятствует успешной реализации проекта по строительству моста между Бахрейном и Катаром, в случае объединения, приложит максимум усилий для того, чтобы окончательно похоронить данный проект. Причиной этому является нежелание Саудовской Аравии терять значительные поступления в бюджет, получаемые от транзита автомобильного транспорта, направляющегося из Бахрейна в Катар и наоборот через ее территорию.

— Валютно-финансовый фактор. В отличии от Саудовской Аравии, десятилетиями исповедующей политику привязки национальной валюты к доллару США, Бахрейн, желая, видимо, последовать примеру Кувейта, все чаще заявляет о намерении привязать динар к международной корзине валют с целью уменьшения уровня инфляции на фоне стремительного подорожания цен на потребительскую продукцию и услуги. Более того, долгие годы Бахрейн бился над тем, чтобы получить статус банковского центра Персидского залива, для чего были начаты масштабные строительные проекты по созданию современных банковских учреждений, принята соответствующая законодательная база, предоставляющая иностранным банковским структурам максимальное содействие в ведении бизнеса на территории королевства и т.д. Нет сомнения в том, что и в данном направлении Саудовская Аравия будет иметь свои интересы, вплоть до возможного принуждения Бахрейна переориентировать местные банковские учреждения на ведение деятельности в рамках непопулярного на западе «исламского банкинга».

— военно-стратегический аспект. Наличие на территории Саудовской Аравии и Бахрейна американских военных баз на первый взгляд должно оказывать положительное влияние на процесс объединения данных государств ввиду того, что сближение Эр-Рияда и Манамы, скорей всего, будет поощряться США из соображений обеспечения безопасности своего контингента в Бахрейне. Большие надежды в этом плане будут возлагаться на Саудовскую Аравию, которая в силу своего авторитета в регионе должна найти подход к лидерам бахрейнских оппозиционеров, и убедить их сесть за стол переговоров с целью нормализации ситуации в этой стране. Провал Эр-Рияда на данном направлении будет означать эскалацию насилия в Бахрейне с параллельным повышением «потолка» требований оппозиции, которая уже неоднократно выдвигала лозунги о необходимости ликвидации базы 5-го флота ВМС США в этой стране. В ответ на данные требования, американские военные круги время от времени распространяли сведения о том, что высшее руководство США не исключает вариант перевода своей базы в соседние, более спокойные Катар или ОАЭ.

— Региональный аспект. Создание союзного государства между Саудовской Аравией и Бахрейном ставит под сомнение целесообразность дальнейшего существования ССАГПЗ в нынешнем его формате, поскольку прямое политическое и экономическое сближение двух из шести членов данной организации непременно приведет к еще большей поляризации Катара и ОАЭ в сторону поиска альтернативных торгово-экономических партнеров, что, в свою очередь, подорвет доверие к ССАГПЗ со стороны таких влиятельных региональных политико-экономических объединений как ЕС, МЕРКОСУР, АСЕАН и др. Неоднозначной видится также реакция Ирана на подобные планы двух упомянутых арабских монархий, учитывая, что Бахрейн уже длительное время находится под сильнейшим политическим и информационным влиянием иранских пропагандистских кругов, считающих это островное государство исторической территорией Ирана. На фоне ощутимого сближения между Тегераном и Дохой можно предположить, что Катар попробует убедить Бахрейн не идти на поводу у Саудовской Аравии и попытаться уладить «домашние проблемы» самостоятельно, не прибегая к радикальным мерам, каковыми являются намерения о создании союзного государства.

Для обеспечения жизнеспособности саудовско-бахрейнского союзного государства, на наш взгляд, руководству этих стран достаточно ограничиться межведомственной интеграцией на уровне министерств обороны, иностранных дел и торговли, предотвратив тем самым распространение различного рода спекуляций о поглощении «старшим братом» «младшего», чего так сильно боятся остальные члены ССАГПЗ.

* Предпосылкой для написания данного материала стала публикация о планах КСА и Бахрейна создать единое союзное государство. Ссылка на данную новость:

http://www.elaph.com/Web/news/2012/4/731490.html?entry=economicsmostvisitedtoday

52.21MB | MySQL:104 | 0,556sec