Ситуация в Тунисе: март 2012 г.

В марте премьер-министр Туниса сообщил о решении правящей коалиции сохранить неизменной первую статью тунисской конституции, т.е. не включать в нее положения, что шариат будет источником права. Так была поставлена точка в споре по этому поводу между сторонниками светских основ государственности и крайними исламистами. Кроме того, были достигнуты некоторые успехи в формировании оппозиционного блока, который сможет составить конкуренцию партии умеренных исламистов «Ан-Нахда» на парламентских выборах, намеченных на весну 2013 г.

Можно без преувеличения сказать, что в марте, в частности, из-за споров о необходимости включать в первую статью конституции положения о шариате как источнике права, борьба тунисских модернистов и консерваторов достигла своего апогея. Этот факт нашел подтверждение в ряде демонстраций с участием сторонников обоих направлений, хулиганских действиях салафитов и ответных дерзких попытках унижения исламских ценностей. О кризисе национального единства было впервые заявлено на общенациональном уровне. Так выглядели предпосылки того, что правящая коалиция во главе с движением «Ан-Нахда» наконец выразила четкую позицию, заключавшуюся в том, что с новыми положениями в конституции и резкой переориентацией в сторону исламских догм следует повременить.

7 марта гуманитарный факультет университета г. Мануба, где уже третий месяц не утихали стычки салафитов (крайних исламистов) и студентов светских убеждений (главным образом, связанных с профсоюзом), вновь попал в новостные хроники. После очередного отказа руководства вуза удовлетворить требования исламистов отменить запрет на ношение никаба (мусульманского платка, закрывающего лицо), а также разрешить молельный зал в здании вуза, салафиты сняли национальный стяг, висевший у входа в университет, и вместо него повесили черный исламский флаг. На следующий день министр высшего образования Монсеф Бен Салем критично высказался в отношении политики декана университета Манубы. «Во всем Тунисе в 193 отделениях вузов 96 студентов носят никаб, но проблемы лишь с университетом Манубы», — указал он, добавив, что деканат вуза «не предпринимает мер для мирного решения конфликта и имеет на это свои скрытые политические мотивы». Бен Салем подчеркнул, что вопрос о никабе и молельном зале в вузах нужно решать на уровне Национального учредительного собрания.

Тунисские исламисты представляют собой неплохо организованную силу и стремятся расширить спектр своих действий. В конце февраля официальную регистрацию получила религиозная Ассоциация бдительности и реформы, которая до этого была известна как Комиссия призыва к добродетели и пресечения греха. Ее основатель Адель аль-Альми заверил, что ассоциация ставит целью защищать общество от несоблюдения исламских норм и будет оказывать давление на правительство в случае замеченных нарушений, однако, по его мнению, «ее не следует отождествлять с полицией нравов». Между тем ранее глава религиозной радиостанции «Аз-Зейтуна» Икбаль аль-Гарби не раз подвергалась нападкам со стороны последователей И.аль-Альми, которые не одобряли европейскую форму ее одежды. [1]

Возможно, о самостоятельной цензуре скоро начнут заботиться СМИ. Разбирательство по делу о размещении в ежедневной газете «Ат-Тунисийя» откровенных фотографий завершилось тем, что 8 марта суд наложил штраф на главного редактора издания Несреддина Бен Саида, в размере 500 евро. Весь тираж газеты за 15 февраля был изъят. Бен Саид заметил, что до последнего надеялся избежать наказания, поскольку «мы защищали принцип свободы прессы». «Этот обвинительный приговор – недопустимый образец цензурирования», — подчеркнул Патрик Каменка, известный французский журналист.

С середины марта многотысячные демонстрации исламистов практически ежедневно собирались у здания правительства, которое приступило к обсуждению первых статей будущей конституции. Представители более 200 исламских организаций скандировали лозунги «Коран – вот наша конституция!», «Нет конституции без шариата!» «Тунис – исламская страна!» и «Народ требует халифата!». 25 марта митинг собрал, по сведениям полиции, 8-10 тыс. чел., перерос в демонстрацию поддержки палестинского народа и сопровождался антиизраильской риторикой.

Свои шествия устраивали также сторонники светских взглядов, чьи лозунги были противоположного содержания: «Тунис – светская страна!». 20 марта, когда Тунис отмечал 56-ю годовщину независимости, на проспект имени Хабиба Бургибы пришли сотни людей, откликнувшихся на призы светских партий. Они несли национальные флаги и плакаты «Граждане хотят светский Тунис!», «Нет возврату в прошлое!». Кто-то из участников пикета резонно заметил, что «сейчас не время думать о шариате, а время думать об экономике, возрождении туристической отрасли, решать проблему безработицы». Ярые противники исламистов этим не ограничились и перешли к демонстративному пренебрежению исламскими ценностями. В этом контексте следует упомянуть забрасывание яйцами мечетей в Бен Гердане (в одной из мечетей были найдены разорванные экземпляры Корана), а также роспись стен столичной мечети аль-Фатх символами Звезды Давида, что было однозначно воспринято как оскорбление общественной морали.

Власти обещали жестко пресекать любые бесправные действия. 29 марта ВМД Туниса заявило, что с этого дня проведение каких-либо демонстраций на центральном проспекте столицы (им. Хабиба Бургибы) запрещено без предварительного уведомления об этом за 72 часа. В министерстве пояснили, что поступило большое количество жалоб от коммерческих учреждений, расположенных в излюбленном месте демонстрантов, где также находится и здание самого МВД. [2]

В свою очередь президент Туниса Монсеф Марзуки, принимая церемонию воздвижения флага у Карфагенского дворца 20 марта по случаю национального праздника, сказал, что тунисцам следует «осмыслить взаимоотношения, жить с различиями и вопреки этим различиям», потому что «национальное единство невозможно при недопонимании». «В этом месяце мы наблюдали преступные попытки подорвать наше единство, разжечь ненависть и рознь среди граждан», — продолжил президент, осудив также антиизраильские реплики демонстрантов. Ранее 15 марта премьер-министр Хамди аль-Джебали на пресс-конференции в Берлине после переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель выразил мнение, что «тунисская революция еще на перепутье», т.к. реакционеры пытаются вернуть страну в прошлое, к порядкам прежнего режима. «Мы свергли режим Бен Али, но вся система еще не трансформировалась», — сказал Х.аль-Джебали, добавив, что большая опасность исходит от противостояния модернистов и консервативно настроенных исламистов. [3]

В итоге 26 марта пресс-центр партии «Ан-Нахда» сделал заявление о том, что новая конституция не будет содержать тезиса о шариате, а первая статья, где говорится, что «Тунис – свободное, независимое и суверенное государство, его религия – ислам, язык – арабский, строй – республика», останется в прежней форме. «Это решение нацелено на укрепление национального согласия, продвижение успешного демократического перехода путем объединения основных политических сил, избежание угроз, стоящих перед страной», — пояснил один из активистов партии.

По сведениям СМИ, такое решение нелегко далось движению умеренных исламистов, поскольку единства по этому вопросу не было. Министр юстиции Нуреддин Бхири, член «Ан-Нахды», так сформулировал свою позицию: «Тунисское законодательство не нуждается в этом (включении в конституцию статьи о том, что шариат – основа права – А.К.), т.к. оно в целом не противоречит мусульманскому праву». Его поддержали министр внутренних дел Али Ларайед, министр иностранных дел Рафик Бен Абдессалам, министр по правам человека и правосудия Самир Дилу. С противоположной позицией выступали такие партийные активисты, как Хабиб аль-Лёуз, Садок Шуру, ас-Сахби Аттик и др., которые полагали, что включение пункта о шариате в конституцию отвечает чаяниям народа, потенциального электората движения. Видимо, разрешилось дело после того, как Рашид Ганнуши, отец-основатель движения, занял строну Нуреддина Бхири, а не радикального крыла движения, обосновав это требованием двух других союзников по коалиции (Конгресса за республику и Форума за демократию, труд и свободы), которые наотрез отказались от редактирования первой статьи Основного закона.

Между тем крайние исламисты тут же выразили свое негодование. «Это обман всех, кто голосовал за партию («Ан-Нахда»-А.К.)», — заявил Хамди аль-Хашми, лидер электорального блока «Народная петиция». Он добавил, что «Ан-Нахда» «торгует религией», и призвал всех желающих выйти из движения и присоединиться к его электоральному блоку.

Между тем продолжается процесс слияния левых, центристов и профсоюзных деятелей, которые могли бы противостоять религиозным партиям на политической арене. «Мы движемся к теократическому режиму, — заметил тунисский аналитик Мунир Шарфи 23 марта. – Поэтому оппозиция стремится совершить перегруппировку, чтобы создать баланс двух основных сил: исламистов, которые хотят навязать шариат, и либералов, которые отстаивают принципы демократического, современного, светского государства».

О своем намерении объединиться ранее заявляло движение «Ат-Тадждид» (бывшая компартия), Рабочая партия и Демократический модернистский полюс. Другое объединение составят Демократическая прогрессивная партия, правоцентристская партия «Афак Тунис» (Тунисские перспективы) и Республиканская партия. В марте оформилось третье либеральное течение под руководством Беджи Каида ас-Себси, политика эпохи Хабиба Бургибы, занимавшего должность премьер-министра переходного правительства после краха режима Бен Али. Это течение, в состав которого вошли более 50 политических партий, в том числе, образовавшиеся на руинах распущенной партии Демократическое конституционное объединение, сложилось вокруг идеи светских ценностей. На своей первой конференции в г. Монастир (родине первого президента страны) 24 марта оно провозгласило себя «Национальным сообществом идейного наследия Бургибы», намекая на то, что его члены поддерживают реформаторские взгляды, а также принципы умеренности и толерантности. [4] Несмотря на то, что политический Олимп Туниса заняли умеренные исламисты, оппозиционные блоки рассчитывают на удачу на будущих парламентских выборах, которые планируется провести весной 2013 г. Как сообщил источник в тунисском правительстве 24 марта, точная дата их проведения пока не известна, но это может быть 20 марта 2013 г., т.е. национальный праздник День независимости.

В интервью тунисской ежедневной газете «Ля Пресс» 28 марта премьер-министр Хамди аль-Джебали подтвердил, что следующие выборы в Тунисе состояться до конца июня 2013 г. «Было бы оптимально провести их (выборы) 9 апреля (День памяти героев революции 14 января) или в конце июня 2013 г.», — сказал Х.аль-Джебали. Он также выразил надежду, что Национальное учредительное собрание предпримет все усилия, чтобы в срок принять новую конституцию. В сентябре 2011 г. был представлен предварительный проект документа, его окончательный вариант, как предполагается, появится до начала осени 2012 г.

По результатам общественного опроса, проведенного в марте компанией «Сигма», правительство Х.аль-Джебали пользовалось поддержкой 55,4% населения. [5] Однако на прошедших 16 марта выборах студенческих ученых советов 250 мест из 284 заняли члены Всеобщий союз студентов Туниса (левое движение), оставив позади своего конкурента Тунисский всеобщий союз студентов (студенческое крыло движения исламистов «Ан-Нахда»). [6]

Главным козырем исламистов вполне может стать успешный выход из сложившегося экономического кризиса. Так, согласно планам правительства, прогнозируемые темпы экономического роста в 2012 г. составят 3,5%. Акцент будет сделан на поддержке роста туристического сектора. Предполагается создать 25 тыс. новых рабочих мест в госсекторе и снизить уровень безработицы, который достиг 19%. Кроме инвестиций стран Персидского залива исламисты активно склоняют на свою сторону США. Так, 29 марта госсекретарь США Хиллари Клинтон сообщила в телефонном разговоре с Х.аль-Джебали, что Америка планирует дополнительно выделить порядка 100 млн долл. на облегчение фазы «демократического транзита» в Тунисе. Она пояснила, что кредит позволит Тунису погасить перед Африканским банком развития и Всемирным банком долги, оставшиеся в наследство от эпохи Бен Али, а кроме того, способствует «ускорению темпов экономического роста и созданию новых рабочих мест».

Более того, исламисты «Ан-Нахды», видимо, стремятся полностью дистанцироваться от радикальных исламистов. 31 марта глава министерства по делам религии Туниса Нуреддин аль-Хадеми (по совместительству имам столичной мечети аль-Фатх) пообещал, что мечети, где обосновались салафиты, будут взяты под контроль. «Это первостепенная миссия моего ведомства», — подчеркнул он. Н.аль-Хадеми сообщил, что радикальным настроениям подвержены прихожане около 400 мечетей. В 50 из них ситуация довольно сложная, поскольку имамы и прихожане убежденные салафиты. Он рассказал, что главную мечеть г. Сиди-Бу-Зид называют не иначе чем Кандагар после того, как салафиты надежно обосновались там более года назад. Н.аль-Кадеми пообещал создать специальную комиссию, которая займется контролем нравственного облика исламских проповедников. «Мы будем следить, что имамы обладали хотя бы степенью бакалавра, предпочтительно в области теологии, получили образование гуманитарного профиля, были открыты другим религиям, славились в округе высокими моральными качества», — пояснил он, пообещав, что к рамадану (который начинается в этом году 20 июля) «в мечети вернется покой».

Таким образом, умеренные исламисты движения «Ан-Нахда» сделали ставку на прагматизм и в ближайшем будущем, наверное, воздержаться от каких-либо радикальных шагов, чтобы сохранить тройственный альянс с двумя другими светскими партиями и свое лидирующее положение до выборов 2013 г.

[1] http://www.tunisia-live.net/2012/02/21/tunisia-recognizes-controversial-islamist-organization/

[2] http://aljarida.com/2012/03/30/2012464660/

[3] http://middle-east-online.com/english/?id=51222

[4] http://www.swissinfo.ch/ara/detail/content.html?cid=32355244

[5] http://www.swissinfo.ch/ara/detail/content.html?cid=32285500

[6] http://www.babnet.net/rttdetail-47198.asp

52.25MB | MySQL:103 | 0,557sec