Размышления о некоторых принципиальных моментах развития ситуации в Сирии

Визит в Москву второй за месяц делегации «внутренней сирийской оппозиции» позволяет делать несколько выводов о трансформации идей и соображений подавляющего крыла оппонентов нынешнего режима. Особенно интересно в этой связи рассмотреть «дрейф» в идеологических установках Народного фронта за перемены и освобождение (НФПО), члены которого посещают Москву уже во второй раз. НФПО считается в рядах «стойкой» оппозиции «предателями и наймитами режима», а сама структура – созданная сирийскими спецслужбами «легенда» для отвлечения сил и средств протеста «на негодный объект». Сразу скажем, что в этом есть своя доля правды, поскольку любая легально действующая сейчас в Сирии оппозиционная структура в какой-то степени существует по милости и негласному разрешению местных спецслужб. К НФПО это относится еще в большей степени, чем, например, к Национальному координационному комитету (НКК). Тем не менее, за НФПО стоит определенное количество сил, прежде всего христиан-католиков и арабских социалистов (насеристов). Если говорить еще проще, то НФПО – это наиболее «прирученная режимом структура», по оценке большинство участников протестных выступлений.

Так вот, по итогам визита делегации НФПО в Москву и озвученных ими публично тезисов можно отметить следующие принципиальные моменты.

1. Кардинальное различие между позицией президента Башара Асада и устремлениями части его окружения. То есть впервые «лояльной» режиму группой озвучен тезис о том, что сирийского президента окружают люди, которые ведут политику вразрез с его указаниями и предложениями.

2. Режим обязан трансформироваться. Он не может выйти из сложившейся ситуации в своем прежнем качестве. То есть прозвучала идея о необходимости уступок в формате создания реальной многопартийной системы.

3. Жесткое неприятие монополизма спецслужб. На них возлагается основная ответственность за проведение массовых репрессий, и соответственно за создание «революционной ситуации» в стране, что может привести к возникновению «полномасштабной гражданской войны».

4. Акцентирование положительной роли сирийской армии на этом фоне. Признание авторитета вооруженных сил, как основного стабилизирующего фактора в Сирии.

5. Невозможность создания единой платформы требований всех «крыльев оппозиции» в рамках координационной конференции, идея созыва которой сейчас выдвинута НКК. Имеется ввиду то, что единственным солидарным требованием, которое может быть сформулировано на этой конференции, — это необходимость проведения выборов, создание многопартийной системы и реформирование спецслужб. Оппозиция при этом должна сохранить многоформатность, что объективно вытекает из многообразия политических течений. Здесь трудно не согласиться, поскольку реальное объединение всех оттенков оппозиции возможно только лишь на время и для выработки временных требований. Также логичным выглядит и мнение о том, что неправильно делить оппозицию на «внутреннюю» и «внешнюю».

Если проанализировать сказанное выше, то становится очевидным раскол, который видимо уже созрел в правящей сирийской элите. Позиция НФПО – отражение этого раскола и выражение мнения о путях трансформации режима части правящей элиты, которая противостоит младшему брату сирийского президента (он же командир элитной 4-й танковой дивизии) Махеру Асаду и партии «ястребов». Контуры этого плана, судя по всему, предусматривают выход на реальные парламентские выборы с сохранением право «вето» со стороны президента на законопроекты и решения будущего законодательного собрания страны. Сам же срок правления президента Башара Асада остается под вопросом, но речь идет о неком моратории на новые президентские выборы. Таким образом, сохраняется некий баланс сил на «переходный период», срок которого также должен быть определен в рамках консультаций режима и оппозиции. Ряд предложений предусматривают и некую закрепленную за Асадом возможность назначать часть депутатов будущего парламента.

Безусловно, подразумевается и реформа спецслужб, кардинальное сокращение их числа (сейчас – 17) и вывод на первые роли армии, которая должна стать гарантом проводимых реформ и стабильности. Безусловно, неприемлемым признается международное вмешательство, а тем более – интервенция.

Честно говоря, есть все основания полагать, что указный план имеет шансы на жизнь, хотя существуют очень серьезные оговорки. И первая из них – это категорический отказ «неприемлемой части» оппозиции в лице, прежде всего Сирийского национального совета (СНС) и ее ведущей силы Народно-демократической партии (НДП) участвовать в диалоге с Асадом. В данном случае совершенно очевидно, что можно идти либо путем компромиссов и согласится на диалог (пусть и опосредованный вначале) с Асадом, либо отбросить в сторону все разговоры о мирной трансформации режима и окончательно склонится в пользу военных методов борьбы.

52.36MB | MySQL:103 | 0,542sec