Сирия: противодействие экономическим санкциям

10 мая помощник министра финансов США Д.Глэсер начинает свое турне по странам Ближнего и Среднего Востока с целью обсуждения вопросов путей «обхода» экономических санкций Ираном и Сирией, а также обмена мнениями со своими зарубежными коллегами в отношении их эффективности. Напомним, что с начала мая с.г. США продлили режим санкций в отношении Сирии, наделив при этом министерство финансов правом самостоятельно принимать решения об их ужесточении. ЕС в мае с.г. предприняло аналогичные шаги. Вопрос только в том, насколько эффективными являются эти санкции для того, чтобы убедить режим Башара Асада отказаться от нынешнего курса «по умиротворению страны».

В частности, согласно ряду данных, Сирия продолжает довольно активно покупать нефть и нефтепродукты через европейских трейдеров, пользуясь при этом несовершенством европейского законодательства. Одним из основных условий подобного рода сделок является отсутствие официальных контактов и соглашений с государственными сирийскими национальными компаниями «Стирол» и «Машкурат», которые являются объектами наложенных санкций. При этом закон позволяет осуществлять указанные операции через другие, официально негосударственные компании, чем очень быстро воспользовались европейские торговцы топливом. Например, швейцарская фирма «AOTTrading» продолжала все это время очень успешно и без проблем поставлять российский бензин и дизель сирийским партнерам.

Сирийцы также используют и фирмы-«однодневки» для проведения указанных операций. Это позволяет серьезно «запутать» следы и официально дистанцироваться продавцам от контактов с Дамаском. Одной из таких фирм является маленькая кипрская компания «Q-OneEnergyLtd», которая имеет свою штаб-квартиру в Лимасоле. Она располагается в здании, которое занимает нефтяной трейдер «SobohPentroleum». Руководитель этой фирмы Айман Собох специализируется на контрактах с российскими производителями. В частности, через «Q-OneEnergyLtd» было осуществлено две поставки топлива в Сирию: по 30 000 тонн нефти на борту «Бриз А» 11 марта с.г., и «Вояджер А» 22 марта с.г. Основная часть топлива при этом отгружается для сирийского рынка с терминалов компании «CapeEnterprise», которая базируется на Кипре. Происхождение топлива часто становиться поводом для многочисленных спекуляций, но, судя по всему, основными поставщиками являются Иран и Россия. Помимо них нишу важного торгового партнера для Сирии начинает занимать Китай, фирмы которого начинают активно участвовать в операциях с сирийской нефтяной компанией «GeneralPetroleumCorp’s (GPC). Последняя попала по европейские и американские санкции, и тем самым, была вынуждена уйти с рынка ряда европейских стран, на котором она и специализировалась. Эту нишу сейчас занял Пекин, который стал закупать сирийскую нефть в обмен на поставки продовольствия и, по данным ряда экспертов, боеприпасов. Собственно и по этой причине госсекретарь США Х.Клинтон предприняла недавно турне в Пекин с целью убедить китайских партнеров присоединиться к санкциям. Со всей очевидностью ее на этом поприще ждет неудача.

При этом Иран в свою очередь отходит от практики прямых поставок топлива своему союзнику, к чему его вынуждают наложенные на него санкции. Последние два танкера с топливом из иранского порта Бендар-Аббас в сирийский Баниас поступили в марте с.г. В феврале с.г ожидаемые поставки не состоялись. Отметим, что на этот месяц вообще приходится период финансовых трудностей для Тегерана, который был вынужден обратиться к Багдаду с просьбой осуществить перевод «взаймы» Дамаску 12 млн. долларов США в рамках оплаты воинского довольствия сирийским силовикам.

Как представляется, Тегеран в этот период времени серьезно перестаивал систему обхода санкций с целью переориентирования своих экспортных поставок углеводородов в Китай, Индию и Пакистан. Одновременно выстаивались и новые схемы снабжения режима в Дамаске, курс на политическое выживание которого остается для иранского руководства важнейшим приоритетом внешней политики. Помимо кипрских фирм в арсенале Тегерана остается и транзит углеводородов и товаров через иракскую территорию, и это направление может стать в ближайшее время приоритетным. Судя по всему, Вашингтону вряд ли удасться убедить правительство Нури аль-Малики поставить барьеры на пути такого транзита.

Если сделать общий вывод из сказанного, то необходимо отметить, что режим санкций в настоящее время, безусловно, нарушил привычную схему торговли и получения твердой валюты для Сирии. Это демонстрируют и серьезные экономические проблемы в стране, что выражается, прежде всего, в перебоях со снабжением крупных городов продовольствием и топливом. Ощущается дефицит твердой валюты, что вызвано, в том числе, и массовым «бегством капитала» из Сирии в Ливан и страны Латинской Америки. При этом в условиях «частичных санкций», которые не приняты Советом Безопасности ООН в качестве «обязательных» для всех членов организации, у Дамаска остается достаточно много вариантов их обхода и адаптирования своей экономики к новым реалиям.

52.28MB | MySQL:103 | 0,680sec