Ситуация в Ливии: апрель 2012 г.

В начале апреля на западе Ливии близ границы с Тунисом продолжились ожесточенные бои между берберами и арабами – в недавнем прошлом и те, и другие были «революционерами», свергавшими режим Каддафи. К исходу третьего дня боев стороны потеряли, по официальным данным Триполи, 18 человек убитыми и 250 – ранеными. Реально число жертв было намного больше.

Оплотом сопротивления берберов стал город Зуара. Им противостояли бойцы из соседних городов Регдалин и Джамиль, находящихся в 4-х км от Зуары. Бои вспыхнули после того, как в этих городах были задержаны до 20 берберов – бывших «революционеров», возвращавшихся в Зуару с тунисской границы, которую они охраняли по предписанию новых ливийских властей. Последние добились освобождения задержанных, которые поведали, что в заключении их подвергли пыткам.

«Власти пытаются представить дело так, что речь идет о межплеменном конфликте. Но проблема более глубокая. И не следует забывать, что жители Регдалина и Джамиля до конца поддерживали Каддафи», — утверждал выходец из Зуары и председатель Всемирного конгресса амазигов /берберов/ Фатхи бен Хлифа. В боях стороны кроме стрелкового оружия применили установленные на пикапы зенитные пулеметы, гранатометы, и даже танки.

5 апреля стороны договорились о перемирии. Возможно, это стало следствием того, что начальник Генштаба ливийской армии Юсеф аль-Мангуш предупредил, что готов применить силу для восстановления порядка.

Другим местом вооруженного выяснения отношений между арабами и национальными меньшинствами в апреле продолжал оставаться крайний юг страны, где в районах населенных пунктов Куфра и Себха в междоусобице сошлись бойцы темнокожего племени тубу, ветви которого кроме Ливии проживают в соседних Нигере и Чаде, и местные жители – арабы из числа бывших «революционеров». К 5 апреля в местечке Дирку на севере Нигера оказались свыше 400 человек – тубу, бежавших из Ливии. Примерно 20 из них имели огнестрельные ранения.

По данным ливийских властей, к перемирию, достигнутому в конце марта, в результате боев на юге Ливии погибли до 150 человек. Лидер ливийских тубу Иса Абдельмаджид Мансур ранее призвал ООН и Евросоюз вмешаться с тем, чтобы прекратить «этническую чистку тубу» на юге Ливии. 21 апреля бои в районе Куфры возобновились. Только в первый день боевых действий погибли по меньшей мере 12 человек. При этом представители тубу обвинили власти в том, что те использовали армию для выполнения «этнической чистки» в двух кварталах Куфры.

В апреле продолжалась тяжба между Международным уголовным судом /МУС/ и ливийскими властями относительно выдачи МУС сына бывшего ливийского лидера – Сейф аль-Ислама Каддафи. 4 апреля МУС в очередной, второй раз, потребовал от Триполи «немедленно» передать ему Сейф аль-Ислама. На первое требование ливийцы ответили отказом, заявив, что их пленник сначала предстанет перед судом в Триполи, после чего может быть рассмотрен запрос МУС.

МУС еще в разгар войны в Ливии, 27 июня прошлого года, выписал мандат на арест Сейф аль-Ислама, подозревавшегося в совершении преступлений против человечности в ходе подавления вспыхнувшего 15 февраля 2011г. восстания на востоке Ливии, переросшего в гражданскую войну. Сейф аль-Ислам был арестован 19 ноября 2011г. на юге Ливии, и с тех пор он удерживался боевиками Зинтанской бригады в г.Зинтан в 180 км к юго-западу от Триполи.

7 апреля представитель Ливии при МУС Ахмед Джехани объявил, что в течение недели Сейф аль-Ислам будет перевезен в «официальную тюрьму» в Триполи, где он получит возможность общаться с адвокатом. При этом он не назвал точной даты перевозки из соображений безопасности. Джехани при этом подчеркнул, что никакое давление не заставит Ливию выдать Сейф аль-Ислама.

Со своей стороны Сейф аль-Ислам заявил, что «готов предстать перед судом в Ливии, пусть он меня казнит, или нет».

18 апреля начался визит в Ливию прокурора МУС Луиса Морено-Окампо. Его главной целью было заявлено побуждение Ливии к сотрудничеству по вопросу о судьбе Сейф аль-Ислама. Сам прокурор полагает, что где бы ни состоялся суд над Суйф аль-Исламом – в Триполи или Гааге – «решение о том, кто проведет процесс, должны принять судьи МУС». Он отказался посещать Зинтан, заметив, что «не может видеть Сейф аль-Ислама до тех пор, пока у того не будет адвоката». Отвечая на это заявление, 23 апреля Триполи объявил, что для защиты Сейф аль-Ислама нанял двух известных британских адвокатов.

5 апреля Интерпол по запросу Ливии выписал международные мандаты на арест бывшего главы МВД этой страны Алозира ас-Сенусси и его заместителя Насера аль-Мабрука. И тот, и другой успели выбраться из Ливии и в настоящее время их место нахождения неизвестно. Оба бывших чиновника обвиняются в «незаконных арестах и пытках».

Алозир ас-Сенусси занял министерский пост сразу после предательства Абдель Фаттаха Юнеса в феврале 2011г., когда в Ливии вспыхнуло восстание. Он покинул страну через Бенгази.

В связи с непрекращающимися преступлениями, творимыми в условиях полной безнаказанности бойцами различных бригад бывших «революционеров», 8 апреля правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» предупредила, что полевые командиры Мисуратской бригады могут быть преданы МУС в связи с преступлениями, совершенными под их руководством. Соответствующее открытое письмо правозащитники отправили военным и гражданским руководителям Мисураты. Они, в частности, упоминают случаи пыток и других нарушений прав человека, творимые в тюрьмах, контролируемых Мисуратской бригадой. Они также обвиняют бойцов этой бригады в совершении силовой зачистки соседнего города Туарга, жители которого в ходе войны сотрудничали с силами Каддафи.

В начале апреля в Триполи прошла Международная ярмарка, в которой приняли участие, в частности, свыше 50 французских фирм. Последние, похоже, торопились получить дивиденды за активное участие Франции в гражданской войне в Ливии на стороне повстанцев. Всего в этом году в ярмарке приняли участие около 500 компаний, главным образом — ливийских. В предыдущей ярмарке в 2010г. их было свыше 1100. В этом году кроме французских в ярмарке приняли участие компании из Туниса, Египта, Алжира, Иордании, Ирана, Турции и Палестины.

Как пояснил заместитель генерального директора французской группы «Тоталь» по Ливии Ибрагим аль-Килани, к апрелю в Ливию вернулась лишь треть иностранных сотрудников компании – «это только мужчины без семей». По его словам, «до сих пор сохраняются колебания, и главная их причина – отсутствие условий безопасности».

Как бы подтверждая слова предпринимателя, 4 апреля представитель правительства Ливии Насер аль-Манаа в ходе пресс-конференции в Триполи заявил, что в связи с нестабильностью в стране власти могут перенести назначенные на 19 июня выборы в Учредительную ассамблею на более поздний срок. Соответствующее решение, по его словам, уполномочены сделать в случае необходимости либо Переходный национальный совет /ПНС/, либо Комиссия по подготовке выборов.

9 апреля появились новые признаки того, что не все в порядке в лагере тех, кто поддержал «повстанцев» в ходе войны в Ливии, особенно – когда речь идет о нефти. Стало известно, что власти США и Ливии начали расследование относительно возможных связей нефтяных гигантов – итальянской компании «Эни» и французской «Тоталь» — с прежним ливийским режимом в период с 2008 по 2011гг, и в частности, относительно «некоторых незаконных выплат ливийским чиновникам, которые могли нарушать американский закон о коррупции за границей». По оценкам экспертов, в случае, если расследование подтвердит подозрения, то указанные компании могут быть оштрафованы. Кроме того, такое подтверждение повлияет на возможность заключения новых контрактов.

9 апреля 20 граждан Украины, обвиняемых новыми властями Ливии в наемничестве, предстали перед военным трибуналом в Триполи. Как утверждал представитель минобороны Ливии полковник Али аль-Шейки, украинцы обвиняются в том, что они «готовили к применению против самолетов НАТО пусковые установки зенитных ракетных комплексов». По его словам, обвиняемые прибыли в Ливию по их собственной инициативе, без поддержки украинских властей. Вместе с украинцами перед трибуналом предстали двое россиян и двое белорусов. Все подсудимые отвергли предъявленные им обвинения, заявив, что трудились в Ливии в нефтегазовом секторе.

10 апреля в Бенгази была предпринята попытка нападения на автомобильный кортеж главы Миссии ООН в Ливии Яна Мартина. Неизвестный бросил в направлении кортежа ручную гранату, которая взорвалась уже позади автомобилей. В результате инцидента никто не пострадал.

11 апреля ливийский избирком призвал к скорейшему принятию закона о политических партиях, которые были запрещены при Каддафи. Несмотря на отсутствие законодательства, после падения прежнего режима в Ливии начался процесс быстрого роста числа политических партий. Чтобы канализировать этот процесс, уже 24 апреля ПНС принял закон о партиях – первый в Ливии с 1964г. Он, в частности, запретил формирование партий по религиозному, региональному или племенномупризнаку. Против этого закона немедленно выступили исламисты всех мастей и оттенков. Несколько дней спустя, уже в мае, они добились отмены этого запрета.

Хрупкость положения ливийских властей – ПНС и временного правительства – со всей очевидностью в очередной раз подтвердилась 11 апреля, когда бывшие «революционеры», недовольные решением ПНС прекратить им выплаты компенсаций за участие в войне против Каддафи из-за подозрений в имевших место массовых злоупотреблениях при их распределении, атаковали правительственное здание. По оценкам наблюдателей, речь шла о кратковременной показательной акции устрашения. В ответ временное правительство распространило коммюнике, в котором осудило нападение, назвав его «атакой против суверенитета и престижа государства». Оно отвергло «язык угроз и шантажа».

12 апреля начались разборки между заклятыми «друзьями» — Иордания потребовала от Ливии выплатить 140 млн долларов в качестве компенсации за лечение десятков тысяч ливийцев в больницах королевства. По имеющимся данным, Хашимитское королевство приняло в общей сложности на лечение 45 тысяч раненых ливийцев из числа как «революционеров», так и мирного населения. По состоянию на середину апреля в больницах Иордании на лечении находились 12 тысяч ливийцев.

Также 12 апреля Ирак объявил о намерении помочь Ливии в ликвидации имеющихся у нее запасов химического оружия. Это объявление прозвучало в ответ на призыв Триполи об оказании ему международной помощи, призванной помочь ему избавиться от доставшихся ему запасов отравляющих веществ при соблюдении процедур, установленных Организацией по запрещению химического оружия /ОЗХО/.

20 января с.г. ОЗХО объявила, что силы ПНС ранее обнаружили склад химического оружия, незадекларированный прежним режимом. «Все запасы вновь задекларированных боевых отравляющих веществ находятся на складе близ населенного пункта Рувага на юго-востоке Ливии. Там же хранятся задекларированные еще прежним режимом запасы горчичного газа и опасные химические продукты», — уточнила ОЗХО.

15 апреля главный муфтий Ливии шейх Садек аль-Гариани заявил о «законности» полигамии, тем самым объявив недействительным один из законов, принятых при Каддафи. Согласно тому документу, вторая и последующие жены могли появиться в семье только с согласия первой жены. «Женщина ревнива от природы, и это сильно ограничивает свободу мужчин», — утверждал он.

16 апреля в Ливии разразился кризис власти, когда ПНС объявил, что намерен отказать в доверии временному правительству, сформированному в ноябре 2011 г. При этом представители ПНС пояснили причины подобного демарша. На их взгляд, правительство, во-первых, не смогло решить задачу разоружения бригад «революционеров», и во-вторых – «разбазаривает государственные средства». 18 апреля в Триполи было объявлено, что глава временного правительства Абдель Рахим аль-Киб в ответ на прозвучавшую в адрес кабинета критику намерен произвести в нем перестановки, и в частности, поменять министров обороны, внутренних дел и здравоохранения. Представители правительства в свою очередь обвинили ПНС в том, что тот мешает нормальной работе исполнительной власти. В итоге двум властным структурам удалось договориться, и уже 29 апреля ПНС объявил, что временное правительство останется неизменным по меньшей мере до выборов.

Кризис ливийских властей не помешал им заняться весьма сомнительным предприятием – поставками оружия сирийской оппозиции. Это в очередной раз подтвердилось 28 апреля, когда ливанские военные перехватили судно под флагом Сьерра-Леоне и задержали три контейнера с оружием, следовавшим из Ливии в один из сирийских портов. В контейнерах находились тяжелые пулеметы, снаряды, гранаты к РПГ, а также взрывчатка.

19 апреля вновь напомнили о себе сторонники автономии Киренаики. В тот день в г.Эль-Бейда собрались свыше тысячи политиков и племенных вождей, которые в коммюнике заявили об их «приверженности идее автономии Киренаики, которая простирается от египетской границы до г.Сирт». Они же выбрали Исполнительный совет Киренаики из 200 человек – представителей городов и регионов. Этот совет займется решением текущих проблем Киренаики. Уже объявлено, что одной из первых его задач станет создание собственных сил безопасности, которые будут взаимодействовать с силами безопасности центрального подчинения и национальной армией.

Лишь 20 апреля ливийские власти установили контроль над международным аэропортом Триполи, хозяевами которого до этого с августа 2011г. были несколько бригад «революционеров», и в частности, Зинтанская. 24 апреля заместитель главы МВД Ливии Омар аль-Хадрауи объявил, что его ведомство приняло в свои ряды 70 тысяч бывших бойцов «революционных» бригад. 10 тысяч из них пройдут 3-месячные курсы обучения в Иордании – договоренность на этот счет была достигнута с Амманом в январе с.г.

В целом, новые ливийские власти могут сорвать первые выборы в случае, если они не сумеют навести порядок в стране и разоружить бригады «революционеров» общей численностью до 200 тысяч бойцов, удерживающих до 8 тысяч пленников. Процесс разоружения и передачи под контроль властей особо важных объектов начался, однако он разворачивается не с той скоростью, которая позволила бы завершить его до назначенной даты выборов. Столкновения на этническо-племенной почве только за февраль – март привели к гибели свыше 250 человек. Причины этих столкновений никуда не делись, что чревато их возобновлением в более широких масштабах. Наибольшую опасность для новых властей и предстоящих выборов представляет собой начавшийся процесс трансформации некоторых бригад «революционеров» в политические партии, и в первую очередь – исламистского толка.

52.23MB | MySQL:103 | 0,618sec