Усилия Афросоюза по нормализации межсуданских отношений

Генеральный секретарь Африкнского союза Ж.Пинг направил письмо генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну, в котором информировал его об усилиях по прекращению насилия на границе между Суданом и Южным Суданом. Основной задачей выполнения совместной резолюции Совета Безопасности ООН и Совета безопасности и мира (СБМ) Афросоюза по нормализации обстановки и началу процесса мирных переговоров Ж.Пинг считает безусловное выполнение сторонами т.н. «дорожной карты». Она подразумевает заключение перемирия, отвод войск сопредельных сторон от границы, создание т.н. «буфферных демилитаризованных зон», а также направление в них наблюдателей Афросоюза с целью мониторинга выполнения соглашения. После этого Хартум и Джуба должны в течение трех месяцев в рамках переговоров решить все свои «спорные вопросы» при посредничестве представителей Афросоюза. Если это не удается сделать сторонам за обозначенные сроки, то Афросоюз приступит к разработке «жестких мер». Это, прежде всего, режим «экономических санкций» в отношении обеих стран. Очевидно, что такой сценарий более чувствителен для Джубы, так как Хартум и так находится под санкционным давлением уже более десяти лет. На этом варианте особенно настаивает ЮАР, которая начинает играть все более активную роль в африканских делах. Этот момент вкупе с угрозой применения режима санкций может оказать существенное влияние на позицию Джубы, которая безусловно прислушивается к мнению Претории.

Афросоюз планирует создать «Политический механизм по безопасности» для осуществления этих мероприятий, финальной стадией которых будет возобновление полномасштабных мирных переговоров по всему спектру проблем, включая демаркацию границы и договоренности по возобновлению экспорта нефти из Южного Судана в Порт-Судан. По заявлению Ж.Пинга, он проинформировал об этом решении президентов О.аль-Башира и С.Киира, а также членов Афросоюза. СБМ Афросоюза приступил в этой связи к составлению плана реализации «дорожной карты».

По данным Ж.Пинга, условия «дорожной карты» полностью приняты Джубой, и — с оговорками — Хартумом. Последний настаивает на жестко лимитированном по времени выполнении Джубой обязательства по прекращению поддержки повстанческих групп на территории Южного Кордофана, Голубого Нила и Дарфура. Кроме того, суданские власти предлагают рассматривать случаи применения боевой авиации «как средство самообороны», на которое имеет право каждая из сторон в случае агрессивных действий против нее. В этом есть доля лукавства, поскольку южносуданская армия авиации не имеет в принципе. При этом рассуждать об агрессивных действиях суданских войск на сопредельной территории сложно, поскольку достоверно подтвержденных фактов этого, кроме слов южносуданских военных, не имеется. Из 7 эпизодов, которые были заявлены Джубой в миссию ООН, подтвердить косвенно удалось только один факт бомбардировки, в результате которой было ранено три человека. При этом южносуданские военные относят к «агрессивным действиям» боестолкновения на своей территории с местными повстанцами, которые автоматически ими причисляются к кадровым подразделениям суданских вооруженных сил. Кстати, точку зрения Хартума в отношении повстанцев во многом разделяет основной посредник Афросоюза Т.Мбеки, который считает приоритетной задачей размещение миротворцев на самых «проблемных» участках судано-южносуданской границы с целью препятствования инфильтрации боевиков из Революционного Фронта Судана на суданскую территорию и обратно.

Генеральным секретарем Афросоюза отмечается, что достижение консенсуса, безусловно, является «важным шагом в снятии напряженности между странами». При этом в его заявлении несколько раз акцентируется момент на «главенствующей роли Афросоюза» в решении конфликта. Естественно, «при координации с ООН и другими международными организациями». Это важный момент, поскольку Афросоюз в случае успеха имеет реальную возможность повысить свою репутацию после очень негативной для него во всех смыслах «ливийской истории».

Насколько реален прогресс и положительная динамика в разрешении кризиса между Суданом и Южным Суданом? Пока это только очень осторожный оптимизм, который связан с тремя факторами. Первый и самый важный – это единодушное мнение членов Совета Безопасности ООН, которые поддержали «дорожную карту» Афросоюза. Спорить с этим моментом Джуба просто не в состоянии. Второе – это крайне плачевное состояние экономик двух стран, а южносуданской в особенности. Это диктует выход на переговоры и возобновление экспорта нефти. В противном случае в условиях перемирия в Южном Судане начнется элементарный голод, и как следствие – резко обострятся все межэтнические противоречия и конфликты. При фактически полном отсутствии воздушной логистики в сезон дождей (а это третий фактор) южносуданские власти просто не смогут оперативно перебрасывать свои войска в зону конфликта.

Говорить об успехе нынешней миссии Афросоюза необходимо все-таки после размещения миротворцев (а, скорее всего, это будут все те же эфиопы) в зоне конфликта и возобновления переговоров между сторонами. В Абъее присутствие эфиопских сил свою пользу принесло, поскольку они смогли эффективно разделить противоборствующие стороны, что сразу сказалось на обстановке.

52.19MB | MySQL:103 | 0,537sec