Раскол Мали как одно из последствий ливийской смуты

Одним из результатов гражданской войны в Ливии стало возникновение на севере Мали государства Азавад, провозглашенного восставшими туарегами.

Туареги представляют собою одну из берберских народностей, живущую в Ливии, Алжире, на востоке Мавритании,  в Нигере, Мали, Буркина-Фасо, на севере Нигерии. Ее общая численность составляет, по разным оценкам, от 1 до 2, 3 и даже  5-5,5 млн человек (столь большой разнобой объясняется тем, что в ходе проводившихся в странах Северной Африки и Сахеля переписей населения они не выделялись в отдельный этнос)[1]. Наиболее многочисленные группы туарегов проживают в Нигере (по разным данным, от 500 тыс. до 1,7 млн человек) и Мали (от 300  до 950 тыс. и даже до 1,4 млн). В АНДР их насчитывают от 100 тыс. до 1 млн, в Буркина-Фасо и Ливии  – по 600 тыс.[2].

После революции 1 сентября 1969 г. ливийские туареги были вовлечены в современную экономическую и социальную жизнь и перешли к оседлому образу жизни.. Когда в строившей в то время социализм Ливии туарегов поощряли оседать на землю, то государство обеспечивало их жильём, предоставляло рабочие места, выделяло беспроцентные кредиты на обзаведение. Бывшие кочевники стали работать  проводниками по пустыне в туристических фирмах, шоферами, охранниками на нефтепромыслах. Во время наших путешествий по Сахаре мы спрашивали проводников-туарегов, довольны ли они произошедшими в их жизни переменами. Да, довольны. В городах, где они сейчас живут, есть электричество, газ, вода, телевидение, вечером можно пойти в кафе или в кино. Дети посещают школы. А захочется сменить обстановку, есть возможность сесть на машину и съездить в столицу Феззана Себху или даже в Триполи.

В Ливийской Джамахирии туареги стали полноправными гражданами своей страны. В командном составе  Сил вооруженного народа было немало офицеров-туарегов, в том числе два генерала – Али Кана и Наджем. Несколько сот туарегов служили в 32-й бригаде, которой командовал Хамис Каддафи и которая блестяще показала себя во время гражданской войны. В связи с  приспособленностью туарегов к жизни в пустыне из них формировались и отдельные подразделения, которые активно участвовали, в частности, в ливийской интервенции в Чаде. Туареги были и в составе охраны лидера ливийской революции Муаммара Каддафи.

К югу от Ливии, в Сахеле настоящей трагедией  стали засухи 1969-1973 и 1983-1984 гг. Туареги потеряли почти все поголовье скота, запасы проса подошли к концу, вечерние трапезы сводились к нескольким зернам или орехам пальмы дум. Лишившимся средств существования туарегам пришлось  селиться на окраинах городов в лачугах, сделанных из упаковочного картона, старых джутовых мешков и циновок.  Мужчины пытались устроиться на стройки, но это из-за отсутствия квалификации  мало кому удавалось сделать. В связи с отсутствием навыков было сложно наняться даже дворниками. Приходилось вынуждать молодых женщин заниматься проституцией, а детей  попрошайничать. Прошедшие зимой 1974/75 года обильные дожди позволили получить хороший урожай проса. Но кочевникам оставалось лишь с грустью взирать на вновь покрывшиеся сочной травой пастбища, поскольку почти весь их скот пал и на восстановление поголовья требовалось 10-12 лет. Невозможно было и превратить туарегов в крестьян, поскольку, с одной стороны, пригодной для обработки земли в Сахаре практически не было, а с другой –  кочевники не обладали навыками сельхозработ.

Стоит ли удивляться, что в этой ситуации десятки тысяч туарегов перебирались в казавшуюся им раем соседнюю Ливию? Многие из них устроились на нефтепромыслы, другие смогли найти работу в городах, две тысячи поступили на службу в Панафриканский легион. Иммиграция  облегчалась принятым М.Каддафи решением, что поскольку туареги являются  потомками гарамантов, они могут без всяких ограничений возвращаться на свою историческую родину и селиться там. В результате в Ливию хлынуло столько  туарегов из Нигера и Мали, что пришлось их выдворять обратно. И, тем не менее, многим из них удалось получить ливийские паспорта. Возможность уйти в 1973 г. в ЛАР, где им были предоставлены кров и еда, спасла сахельских туарегов от вымирания.

Естественно, что туарегские племена, многое получившие в результате победы Сентябрьской революции, вместе с иммигрировавшими в Ливию   туарегами из сопредельных стран выступили во время гражданской войны 2011 г. на стороне М.Каддафи и оказали ожесточенное сопротивление повстанцам.  Более того, на совещании вождей племен ВСНЛАД, Нигера и Мали было принято решение, что нигерские и малийские туареги будут совместно с ливийскими правительственными войсками сражаться против оппозиционеров. Действительно, на стороне правительственных сил в Ливии воевало ок. 800 малийских туарегов. Одновременно туареги предостерегли Ниамей от занятия антикаддафьевской позиции.

Туареги приняли активное участие в боях в Мисурате, где в результате натовских авианалетов они потеряли 1 тыс. человек убитыми[3]. Туареги весьма эффективно действовали небольшими группами. В качестве примера можно привести диверсионную операцию, проведенную ими в ночь со 2 на 3 октября 2011 г. под Тархуной, когда 25 бойцов «Отряда 5-5» подорвали 35 танков и боевых машин пехоты «Бригад Зинтаны»[4].  Туареги спасли от расправы жену Муаммара Каддафи Сафию, его сыновей Мухаммеда и Ганнибала и дочь Аишу, переправив их через Сахару из Ливии в Алжир, и при этом помогли Сафии прямо в пустыне принять роды у Аиши.

После победы повстанцев обуреваемые чувством мести «борцы за свободу» устроили массовые казни попавших в их руки туарегов[5]. Спасаясь от репрессий, несколько тысяч туарегских семей бежали из Гадамеса в Алжир, в то время как другие оказались вынуждены уйти в Нигер и Мали.

Что касается стран Сахеля, то там судьба туарегов сложилась трагически. Недовольство туарегов вызывало, прежде всего, то, что негритянские кланы, занявшие господствующее положение в Мали и Нигере, отстранили их от участия в политической жизни и, следовательно, от возможности хоть как-то влиять на свою судьбу.  На это наслоилось недовольство разработкой в Нигере урана, которая привело к сокращению пастбищ и заражению почв и водоемов. Одним из требованием нигерских туарегов стало  «справедливое перераспределение ресурсов», под чем подразумевается отчисление им  части концессионных платежей, выплачиваемых Францией за добычу урановой руда под Агадесом[6].  В 1995 г. между Ниамеем и туарегами было заключено соглашение, в соответствии с которым власти обязались справедливо распределять доходы от добычи урана и предоставить туарегам возможность участия в политике и продвижения по служебной лестнице[7]. Поскольку, как утверждали туареги, Нигерское правительство не выполняло условий соглашения, в 2007 г. туарегское Движение за национальную справедливость (ДНС), возглавляемое Аг Али аг Аламбо, подняло восстание, которое прекратилось после  вмешательства М.Каддафи, выступившего в качестве посредника между Ниамеем и ДНС[8].

В Мали первое восстание туарегов вспыхнуло еще в конце  1962 г. Через год мятеж был жестоко подавлен, тысячи повстанцев казнены, 5 тыс. туарегов бежали в Ливию[9].   В 70-е годы туареги восстали вновь.   На этот раз мятежники выдвинули  требование предоставления им независимости и  создания туарегского государства Азавад.  Конфликт удалось урегулировать лишь в 2006 г., когда благодаря посредническим усилиям Ливии и Алжира между сторонами было заключено мирное соглашение.  Тем не менее, в 2006 г. Альянс туарегов Нигера-Мали поднял новое восстание. Боевые действия продолжались до 2009 г. и прекратились лишь в результате посреднических усилий Алжира и Ливии. В соответствии с заключенным в Алжире соглашением между повстанцами и Малийским правительством, туарегам обещали предоставить широкую автономию, обеспечить экономическое развитие северных районов страны и содействовать сохранению туарегской культуры[10]. Однако Бамако не выполнило своих обязательств, обстановка вновь обострилась, и в 2010 г. снова начались боестолкновения между туарегами и малийской армией.

В ноябре 2011 г. произошло объединение трех основных туарегских политических группировок — Народного движения за освобождение Азавада, Туарегского движения Северного Мали и Союза за изменение и демократию, которые создали новую организацию – Национальное движение за освобождение Азавада (НДОА), выступающее за создание государства туарегов в зоне от Тимбукту до Кидаля. Положение еще более осложнилось, когда после гибели М.Каддафи из Ливии в Мали отступило несколько сотен туарегов, которые были неплохо вооружены, располагая, в частности, переносными зенитными и противотанковыми ракетными комплексами. Эмигрировавшие из Ливии туареги  приобрели там опыт боевых действий и были воинственно настроены. Их появление в Мали изменило соотношение сил в пользу НДОА. К началу апреля отряды туарегов  заняли Кидаль, Гао и Тимбукту, после чего объявили о прекращении огня и провозгласили независимость Азавада[11]. Еще до этого, 19 марта,  было обнародовано заявление Национального движения, в котором указывалось, что новое государство будет республикой, «основанной на демократических и секулярных принципах»[12].

Результатом столкновений стали многочисленные жертвы среди гражданского населения.  60 тыс. мирных жителей было вынуждено бежать из зоны военных  действий в другие районы Мали и еще 60 тыс. — в соседние страны. С обеих сторон неоднократно совершались акты насилия в отношении как военнопленных, так и некомбатантов.  По оценке «Эмнести Интернешнл», на севере страны возник самый острый за последние 20 лет кризис соблюдения прав человека.

Еще одну проблему создало проникновение на север  Мали боевиков Организации «Аль-Каида» в странах исламского Магриба (АКИМ), которая воевала в Ливии против М.Каддафи и получила в свои руки немало оружия с разграбленных военных складов.  Между салафтиами и туарегами возник конфликт,  объясняющийся   полной противоположностью целей НДОА, ведущего борьбу за создание собственного государства, и придерживающейся панисламских воззрений АКИМ. Свою роль играет, возможно, и достаточно поверхностная приверженность туарегов мусульманской религии, что делает их мало восприимчивыми к  лозунгам интегристов. Тем не менее, кое-кто из молодых туарегов все же примкнул к «Аль-Каиде» и к связанной с нею группировке «Ансар ад-Дин» («Сторонники религии»).

Когда севере Мали развернулись бои между туарегами и правительственными войсками, боевики «Ансар ад-Дин» в свою очередь перешли в наступление и заняли несколько районов, в которых ввели шариат. Но при этом исламисты не взаимодействовали с Национальным движением. Как заявил 4 апреля 2012 г пресс-секретарь НДОА Хама аг сид Ахмед, туареги не связаны с интегристами. «Бамако, — подчеркнул он, — очерняет образ туарегов <…> Они хотят, чтобы туарегов путали с террористами из других регионов, носителей совсем другой культуры, тогда как наша культура основывается на толерантности, достоинстве и уважении других»[13]. Более того, туареги вытеснили из Тимбукту исламистов, которые, воспользовавшись боями за город между туарегами и правительственными войсками,  заняли было несколько городских кварталов. Руководителями НДОА была предпринята попытка решить возникшую проблему политическим путем. Однако переговоры между ними и лидером «Ансар ад-дин» Иядом аг Гали закончились безрезультатно, поскольку салафиты настаивали на своем требовании превращения Азавада в исламскую республику и повсеместном введении шариата.  В результате туарегам придется теперь бороться на два фронта – против малийской армии и против джихадистов.

С образованием Азавада в Сахеле возникла качественно новая ситуация. Не исключено, что сепаратистские настроения могут теперь с новой силой вспыхнуть в Нигере. С другой стороны, предполагать, насколько устойчивым окажется государство туарегов, достаточно сложно. Его будущему может угрожать не только возобновление вооруженного конфликта с Бамако, но и внутренние причины:  туарегским племенам всегда было свойственно соперничество друг с другом. Дестабилизировать обстановку может и туарегская аристократия в случае, если она начнет добиваться восстановления своих традиционных привилегий. Не исключен, впрочем, и другой вариант: стратификация туарегского общества, традиции соблюдения социальной иерархии могут помочь в становлении нового государства. Что касается возможности политического урегулирования между Азавадом и Бамако, то шансы на это заметно снижает гибель М.Каддафи, пользовавшегося у туарегов общепризнанным авторитетом.

 


[1]       Touaregs. Le nomadisme en sursis. // Terre Sauvage, hors-serie Les plus beaux deserts, 2005, p. 77;Meldrum ATuaregs: 5 Thinngs You Need to Know.  // Globalpost, 29.10.2011 – at: http://www.globalpost.com/dispatch/news/regions/africa/111028/tuaregs-5-things-you-need-know; Туареги. // Африка. Энциклопедия, т.2. М., 2010, с. 791; Туареги. // Википедия — на:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8Балмасов С.Туареги Каддафи ударят ураном по Западу. // Pravda.ru – на:http://www.pravda.ru/world/restofworld/africa/22-01-2012/1105348-tuareg-0/

[2]              Туареги…; Touaregs… //  Terre Sauvage, hors-serie, 2005, p. 77; Tuaregs: 5 Thinngs You Need to Know…

[3]              Communiqué de la coordination touarègue pour la Libye. // Issikta, 30.08.2011 – à:http://issikta.blogspot.com/2011/08/tuareg-coordination-of-ibya-press_30.html

[4]                Григорьев А. Туареги нанесли тяжелый удар по врагам Каддафи. // Аргументы.ру, 03.10.2011 – на: http:news.argumenti.ru/world/2011/10/127939?type=all

[5]                 Communiqué de la coordination touarègue pour la Libye…

[6]                 Балмасов С. Туареги Каддафи ударят ураном по Западу…

[7]                  Svargaman. Восстание туарегов и урановая стратегия. // Политика – на:http://win.ru/geopolitika/1328872851

[8]                Там же.

[9]                 См.: The post colonial period – 1960. // Tuareg History – at:http://tuaregs.free.fr/tuareg_e/pages/origin/origin.htm; La période post-coloniale-1960. // Histoire Touarègues – à:http://tuaregs.free.fr/touareg_f/pages/histoire/origin.htm

[10]             Lloyd-George W. Le pays est au bord d’une guerre civile. // IPS – à: http://ipsinternational.org/fr/_note.asp?idnews=7010  

[11]        Туареги провозгласили независимость Азавада. // Голос Америки, 06.04.2012 – на:http://www.voanews.com/russian/news/Mali-04-06-2012-146406935.html

[12]              Thurston A. Mali: Quick Items on Elections, Protests, and the Northern Rebellion. – Sahel Blog, 21.03.2012 – at: http://sahelblog.wordpress.com/tag/tuaregs/

[13]               Восставшие в Мали туареги опасаются распространения терроризма. // РИА Новости, 04.04.2012 – на: http://ria.ru/world/20120404/617867344.html.

62.91MB | MySQL:102 | 0,533sec