Катар: основные положения «Стратегии национального развития 2011-2016»

Весной 2011 г. в Катаре вступила в силу «Стратегия национального развития 2011-2016» (далее – Стратегия 2011-2016)[i]. В основе документа лежит программа комплексной модернизации страны «Национальное видение — 2030», согласно которой государство будет серьезно обеспечивать рост гуманитарного, социального, экономического направлений, а также защиту окружающей среды.

Гуманитарный раздел Стратегии 2011-2016 нацелен на качественное улучшение здравоохранения и образования. Для этого катарским руководством подготовлены соответствующие программы. В частности, в апреле 2011 г. было объявлено о запуске «Стратегии национального здравоохранения», в которой основной упор сделан на оказание жителям практически всей возможной на сегодня медицинской помощи, а также на продолжение научно-исследовательской работы в данной области. При этом учтено, что численность населения страны будет ежегодно увеличиваться не менее чем на 2,1% и в 2016 г. составит около 2 млн человек[ii]. Зачастую медицинское обслуживание жителей Катара осуществляется за государственный счет.

Социальная программа предполагает улучшение качества жизни,  в ней подчеркивается исключительно важная роль семьи в воспитании молодого поколения. Этому должно способствовать проведение всевозможных бесплатных культурных мероприятий: выставок, фестивалей, посещение музеев, организация музыкальных программ, связанных, в том числе, и с проведением международных соревнований по различным видам спорта. В качестве спонсоров будут выступать не только местные государственные структуры, но в ряде случаев и крупные зарубежные компании, такие как «Эксон Мобил», «Роял Датч Шелл», «Ролекс».

Краеугольный камень всех преобразований в Катаре — гармоничное экономическое развитие страны, стержнем которого является добыча углеводородов, а также последующий экспорт сжиженного природного газа (СПГ) и нефти. Однако, согласно пятилетнему плану, после 2012 г. нефтегазовый комплекс уступит в темпах развития другим секторам экономики: нефтехимии, металлургическому производству, сельскому хозяйству.  Однако уже в 2015 г., после снятия наложенного катарским руководством моратория на дальнейшую разработку огромного газового месторождения «Северное», производство углеводородов снова станет лидером экономического развития эмирата.

Тем не менее, диверсификация экономики остается важной стратегической целью страны. В этой связи большие надежды связываются с Национальным технопарком, где организовано производство солнечных батарей для получения дешевой электроэнергии, разрабатываются высокоэкономичные электролампы последнего поколения, а также  новейшие системы опреснения воды.

Крупные средства планируется инвестировать в инфраструктуру Катара: многополосные автострады, метро с наземными и подземными линиями и станциями, модернизированный аэропорт с пропускной способностью до 50 млн пассажиров,  новый морской порт в городе Месаид, современные стадионы с системой кондиционирования открытых пространств, где будут проводиться матчи мирового первенства по футболу в 2022 г., и многое другое. Общий объем инвестиций в 2011-2016 гг. составит около 225 млрд долларов[iii]. Это, в свою очередь, приведет к росту капитализации катарских банков, через которые и идут инвестиционные потоки.

Стоит подчеркнуть, что инфраструктура остается главной темой государственных программ в эмирате, и власти не стремятся сокращать расходы по этой статье. Тем более что сооружение различных объектов требует долгосрочных ассигнований, которые в перспективе окажут серьезное влияние на характеристики роста страны, создав весомые стимулы для сохранения активного, подвижного и поступательного состояния экономики.

Об этом свидетельствует тот факт, что примерно 50% реализуемых и фигурирующих в тендерных списках проектов, по состоянию на начало второго квартала 2011 г., относилось именно к категории инфраструктурных[iv].

Стоит напомнить, что высокий темп строительства в Катаре помог последнему вовремя возвести основные действующие спортивные сооружения, необходимые для проведения Азиатских игр 2006 г.

За развитие строительного сектора страны отвечают Министерство муниципальных дел и городского планирования. Внутригородским благоустройством занимается Управление по общественным работам «Ашгаль», созданное в 2004 г. Ему приданы функции контроля за реализацией государственных инфраструктурных проектов и за соответствие сооруженных объектов международным стандартам.

Большие перспективы имеет капитальное строительство сборочных предприятий и заводов по производству удобрений. Здесь уже, помимо «Ашгаль», активно ведет свою работу Министерство энергетики и промышленности Катара, которое через отраслевые департаменты и вспомогательные структуры пытается привлечь зарубежные компании. При  сооружении данных промышленных объектов государство стремится выиграть на более дешевых строительных материалах и расценках для того, чтобы за счет масштаба операций расширять существующие мощности.

В этом смысле Катар вполне может получить крупные выгоды от массированной реализации инвестиционных программ. По имеющимся оценкам, расходы Дохи на строительном рынке могут расти на 20% ежегодно[v] для ускорения реализации поставленных государством целей.

Важно отметить, что в Стратегии 2011-2016 предусмотрены льготы и финансовая помощь малым и средним  предприятиям,  которые  должны к концу пятилетки обеспечивать более 30% производства сельхозпродукции, используя для этого возможности как внутри страны, так и за рубежом. Катарцами уже куплены сельхозугодия в различных странах  (например, в Судане, Египте, Аргентине, Австралии)  и ведутся переговоры о покупке земли для сельхозпроизводства в Бразилии, Украине, Грузии, Кыргызстане.

Примечательно, что в эмирате применяются одни из самых низких ставок кредитования малого и среднего бизнеса – от 2,55% до 7-8% годовых в зависимости от сроков погашения кредитов. Правда, столь привлекательные  условия распространяются только на те предприятия, где у катарской стороны имеется 51% акций.

Страна открыто проводит активную программу «катаризации», в соответствии с которой во все государственные учреждения, а также в крупные компании набирают преимущественно катарцев и только потом всех остальных. В средствах массовой информации превозносятся любые достижения Дохи, подчеркивается «избранность» катарского народа, что, без сомнения, находит понимание среди коренного населения.

Пятилетним планом предусмотрен устойчивый рост макроэкономических показателей и экономики в целом.  Однако если в 2011 г. катарский ВВП увеличился на 18,7%[vi], то в последующие годы прирост будет оставаться на 5-7-процентном уровне. Заметно понизился уровень инфляции — с  12,3 % в 2009 г. до 3-3,3% в конце 2011 г[vii].

Что касается прогнозов разработчиков Стратегии 2011-2016 и Международного валютного фонда (МВФ), то они хоть и разняться, но в целом свидетельствуют о поступательной динамике катарской экономики (см. таблицу).

Прогноз экономического развития Катара

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Стратегия национального развития 2011-2016

Рост реального ВВП (%)

15,7

7,1

4

4,7

4,7

5,1

Рост углеводородной составляющей ВВП

22,2

5,2

-0,9

0

-0.2

0

Рост ВВП (без учета углеводородной составляющей)

9,5

9

9

9

9

9

Номинальный ВВП (млрд $)

150

168

180

193

209

213

Численность населения (млн чел.)

1,73

1,76

1,78

1,81

1,84

1,86

ВВП на душу населения (тыс. $)

86,864

95,373

101,401

106,854

113,324

114,47

Международный валютный фонд

Рост реального ВВП (%)

20

7,1

3,9

4,1

4,3

Рост углеводородной составляющей ВВП

29,5

5,7

0

0

0

Рост ВВП (без учета углеводородной составляющей)

9,5

9

9

8,8

8,8

Номинальный ВВП (млрд $)

160

181

196

209

224

ВВП на душу населения (тыс. $)

92,740

103,022

109,890

115,202

121,835

Источник: МВФ, Qatar National Development Strategy 2011-2016

Еще одно направление развития страны — повышенное внимание к проблемам экологии. Государство поддерживает «зеленые проекты» через Министерство окружающей среды. Все они рассматриваются с привлечением специалистов из государственной нефтегазовой компании «Катар Петролеум», корпорации по электричеству и водным ресурсам «Кахрама», государственного медицинского учреждения «Хамад» и некоторых других ведомств.

Крупные международные концерны также финансируют ряд проектов в данной области. В качестве примера назовем разработки компаний «Роял Датч Шелл» (солнечные батареи), «Коноко Филлипс» (опреснение морской воды) и «Маерск» (методы охраны окружающей среды).

В городе Рас Лаффан планируется построить завод по производству поликремния — материала, применяющегося для изготовления солнечных панелей. Государственный фонд «Катар Фаундейшн» (доля в проекте — 70%) и «Катарский банк развитии» (1%) подписали с ведущей немецкой компанией по разработке технологий в области солнечной энергии «Солар Уорлд» (29%) план строительства научно-производственного объекта общей стоимостью 500 млн долларов. Как ожидается, мощность предприятия составит 3,6 тыс. т поликремния в год, работы начнутся в третьем квартале текущего года[viii].

Вопросам защиты экологии много внимания уделяют и катарские органы власти, работающие под девизом «чистый район – здоровая жизнь». Многотысячная моторизованная армия уборщиков обеспечивает на улицах  Дохи идеальную чистоту, несмотря на буквально повсеместное круглосуточное строительство.

Таким образом, у Стратегии 2011-2016 есть ряд основных задач:

·        модернизация всех сторон хозяйственной и общественной жизни страны с сохранением катарских культуры и традиций;

·        максимальный учет в этой работе интересов нынешнего и будущего поколений;

·        контролируемое развитие Катара и недопустимость какой-либо внешней экспансии;

·        соответствие численности работающих в стране иностранцев и их квалификации задачам ее развития;

·        обеспечение баланса экономического роста с социальным развитием и безусловным сохранением окружающей среды.

Охарактеризовав основные положения пятилетней социально-экономической программы Катара, можно прийти к выводу, что ее реализация потребует не только солидных и постоянных финансовых вливаний, но и четко скоординированных действий со стороны государственных учреждений, которым следует учитывать интересы крупных иностранных предпринимательских структур, дабы эффективно задействовать последних в выполнении работ, предусмотренных Стратегией 2011-2016.

 


[i]                Qatar National Development Strategy 2011-2016.

[ii]               Здесь и далее данные приводятся на основе Стратегии 2011-2016.

[iii]               Qatar – Economic Insight, September 2011.

[iv]              Из беседы автора с сотрудником службы коммуникаций и работы с клиентами компании «Ашгаль» в марте 2011 г.

[v]               Там же.

[vi]               CIA World Factbook 2012

[vii]              Ibidem.

[viii]            Solar JV between SolarWorld and Qatar Foundation // Renewable Energy Focus.com, 2.03.2010.

52.23MB | MySQL:103 | 0,459sec