Ужесточение требований кувейтской парламентской оппозиции

После того, как 20 июня 2012 г. кувейтский Конституционный суд вынес решение о признании недействительными итоги состоявшихся 2 февраля 2012 г. выборов, постановив распустить избранный парламент и вернуться к составу менее оппозиционного, чем нынешний, парламента 2009 г., парламентская оппозиция начала действовать. Но ее первые шаги не были скоординированными, потому что не было полного единства среди ее членов, представленных различными фракциями «демократических либералов» и исламистов. Стоило бы заметить, в этой связи, что в парламентскую оппозицию входят 35 депутатов из 50 членов парламента. Это означает, что никогда в истории парламентской деятельности в Кувейте оппозиция не была столь многочисленна.

По мере развития кризиса оппозиция стала предпринимать более решительные действия. Ее парламентские сторонники призвали граждан страны провести демонстрацию протеста перед зданием парламента в поддержку требования об отмене «незаконного» решения Конституционного суда. Оппозиция аргументировала свою позицию тем, что, по ее заявлению, Конституционный суд превысил свои полномочия и присвоил себе право выносить решения, которые, в соответствии с конституцией, относятся к полномочиям главы государства. Только эмир Кувейта имеет право распустить Национальное собрание. Статья 107 Конституции страны гласит: «Эмир может распустить Национальное собрание своим декретом, в котором должны быть изложены причины роспуска парламента. Повторный роспуск не должен быть осуществлен на основании тех же причин». Кроме того, оппозиция заявила, что решение Конституционного суда «угрожает полномочиям исполнительной и законодательной ветвям власти в Кувейте».

25 июня с. г. по призыву оппозиции в составе Национального собрания прошел митинг, в котором приняло участие около 10 тысяч человек (что в кувейтских условиях значительная цифра). Участники митинга потребовали распустить парламент 2009 г. и назначить проведение новых выборов. Представители оппозиции заявляли о том, что митинг может рассматриваться как подготовка к выборам, призвав кувейтское общество к «единству и солидарности». При этом, по мнению представителей Прогрессивного течения, представляющего «либерально-демократические» оппозиционные фракции, «власть специально загоняет страну в политический тупик».

Во время митинга был выдвинут лозунг о необходимости проведения реформ и создания «конституционного эмирата – имара дустурийя». Одновременно, некоторые из представителей исламистских фракций призывали власть провести конституционные реформы, с тем, чтобы правительство формировалось «по результатам выборов в парламент – хукума мунтахаба», когда победившая фракция предлагает собственную кандидатуру премьер-министра. В дальнейшем же это требование было поддержано организацией «Салафитское движение». Его генеральный секретарь Бадр аш-Шахиб заявил, в этой связи, что «его организация будет участвовать в выдвижении новых требований к власти и что выход из создавшегося кризис – это предоставление народу права выбирать свое правительство».

Это требование означает внесение поправок в конституцию 1962 г., которая действовала на протяжении 50 лет, что, по мнению представителей кувейтской власти, обеспечивало сохранение стабильности и национального единства.

Согласно статье 56 действующей конституции Кувейта, эмир, после традиционных консультаций, назначает премьер-министра, и он же снимает его с должности. Эмир также назначает и снимает с должности министров, по рекомендации премьер-министра. Таким образом, формирование правительство осуществляется эмиром и премьер-министром, при этом, сохраняются позиции правящей семьи, которая имеет в правительстве не менее пяти портфелей.

Члены парламента, в соответствии с конституцией, могут вносить в нее поправки. В статье 174 говорится, что «эмир или одна треть членов Национального собрания имеет право внести предложение об изменении конституции, путем внесения поправок в некоторые ее статьи или изъятии их, а также составлении дополнительных статей». Но для окончательного принятия этих поправок эмир и большинство членов Национального собрания должны одобрить их в принципе, после чего, парламент начинает процедуру подробного постатейного обсуждения закона о внесении поправок. Для того, чтобы закон стал действующим, он должен при голосовании быть поддержанным большинством в две трети депутатов, а также быть промульгированным эмиром.

Таким образом, процесс внесения поправок в конституцию сложен и требует согласования позиций между представителями законодательной власти и эмиром. Пока оппозиция только озвучила новое требование о порядке формирования правительства. Оно не было выдвинуто официально, что означает лишь, что оппозиция, как представляется, провоцирует власть на дальнейшее обострение ситуации.

Демонстрация протеста, организованная парламентской оппозицией, проходила в тот день, когда состоялось судебное разбирательство в отношении лиц, задержанных в ноябре 2011 г. Тогда оппозиция и поддерживающая ее молодежь осуществила штурм здания парламента, требуя отставки прежнего премьер-министра Насера Мухаммеда Ас-Сабаха. Перед судом предстали 69 обвиняемых, среди них девять бывших депутатов Национального собрания. Генеральная прокуратура инкриминировала им применение силы против охраны парламента, а также незаконное проникновение в здание Национального совета в те часы, когда вход в него был запрещен. Оппозиция во время митинга выдвинула требование о прекращении судебного разбирательства и освобождении всех заключенных по этому делу.

Одновременно кувейтские власти предпринимают шаги, направленные на реализацию решения Конституционного суда. Так, в страну, прервав свое пребывание в зарубежном отпуске, прибыл спикер парламента 2009 г. Джасем аль-Хурафи, заявив о том, что он готов к тому, чтобы «выполнять возложенные на него в соответствии с конституцией обязанности». Таким образом, решение о возобновлении деятельности прежнего парламента вступило в силу.

В свою очередь, в сложившейся ситуации ныне действующее правительство Кувейта подало прошение об отставке. Оно аргументировало свое решение тем, что «такой шаг является необходимым для законного возвращения парламента 2009 г.», подчеркнув, что это решение «не является политическим, а только юридическим актом». Нерешительность правительства вполне очевидна, особенно на фоне наступательной политики парламентской оппозиции, которая осудила решение правительства об отставке, и призвала власть распустить парламент 2009 г., проведя новые выборы на основе прежнего закона о выборах. Оппозиция опасается, что власть пойдет на изменение этого закона и создание новых избирательных округов с тем, чтобы расколоть силы оппозиции и добиться снижения ее представительства в парламенте.

Наряду с этим, парламентская оппозиция выдвинула программу стратегического развития страны, которая включает в себя «согласование позиций по проекту создания современного государства, в рамках претворения в жизнь принципов подлинной парламентской системы, свободной деятельности партий и настоящего демократического развития». Однако в этой программе ничего не говорится о формировании правительства по результатам парламентских выборов. Вполне правомерно предположить, что оппозиция пока не выдвигает это требование с тем, чтобы окончательно не подорвать то шаткое равновесие, которое удается сохранять в стране, несмотря на противоборство между правительством и парламентом.

После того, как прошли выборы в парламент в феврале 2011 г. и было сформировано новое правительство, которое возглавил Джабер Аль-Мубарак, парламент предпринял новую серию нападок на министров. Благодаря усилиям парламентской оппозиции, министр финансов Мустафа аш-Шимали в конце мая 2012 г. подал в отставку, после того, как он был вызван в парламент с отчетом о его деятельности на посту министра. Депутаты на протяжении 11 часов (заседание длилось до девяти вечера) задавали шестидесятидевятилетнему министру вопросы о финансовых злоупотреблениях и хищениях государственных средств, не обвиняя в этом его лично, но подчеркивая ответственность министерства финансов по всем этим вопросам. При этом ряд депутатов обвинили М.аш-Шимали в коррупции и присвоении государственных средств в особо крупных размерах, однако, доказательств этих обвинений приведено не было. Они требовали вынести ему вотум недоверия, однако, добровольная отставка министра финансов поставила точку в этом деле. Министр М.аш-Шимали неоднократно подвергался нападкам со стороны парламентской оппозиции, но ему удавалось опровергнуть все обвинения. Преследование его со стороны парламентской оппозиции сам министр считал основанным на политических мотивах.

Отставка М.аш-Шимали была воспринята в министерстве финансов и в правительстве отрицательно, о чем свидетельствует тот факт, что сотрудники министерства финансов устроили в его честь торжественный прием, на котором присутствовал и премьер-министр Джабер Аль-Мубарак.

Правительство, в связи с отставкой министра финансов, обсуждало возможность обратиться к эмиру – Сабаху Аль-Ахмеду Ас-Сабаху с заявлением о невозможности взаимодействовать с парламентом. Однако, эта идея была отвергнута большинством членов правительства, так как означала бы роспуск парламента, который проработал всего четыре месяца.

Парламентская оппозиция, тем не менее, продолжила наступление на министров, выдвигая депутатские запросы в отношении многих из них. В результате в июне 2012 г. подал в отставку министр социальных дел и труда Ахмед ар-Раджиб.

Депутаты, входящие в группу парламентской оппозиции, которых возглавил Муслим аль-Барак – представитель исламистской фракции, близкой «Братьям-мусульманам, выдвинули обвинение против сводного брата эмира Машаля Аль-Ахмеда, занимающего пост заместителя командующего кувейтской Национальной гвардией. Его обвинили в том, что он покрывает коррупцию в государственном аппарате, что, по словам обвинявших его депутатов, «наносит удар по народу и нарушает конституцию».

Кроме того, оппозиция предъявила претензии правительству в отношении того, что оно не приняло необходимых мер для расследования дела о подкупе депутатов, а также о «незаконных переводах денег» за границу, в чем обвинили бывшего премьер-министра Насера Аль-Мухаммеда.

Ужесточение требований оппозиции связано, по-видимому, с тем, что правительство проявляет пассивность, не реагируя даже на обвинения видных представителей правящей семьи, таких как Машаль Аль-Ахмед. Соотношение сил сегодня складывается явно не в пользу правительства. Парламент успешно эксплуатирует такую болезненную для общества тему, как коррупция. Борьба против коррупции стала катализатором протестных выступлений во многих арабских странах, она вызывает всеобщее возмущение и в других странах мира, где уровень коррупционности власти высок. Побороть коррупцию в Кувейте, как и в других странах мира, очень сложно, поэтому парламент будет проводить свою наступательную политику, что неизбежно будет приводить к его новым столкновениям с правительством и правящей семьей.

62.83MB | MySQL:102 | 0,629sec